Pino Palladino & Blake Mills «Notes With Attachments» (New Deal/Impulse!, 2021) | Джазист | Рецензии

Pino Palladino
& Blake Mills
«Notes With Attachments»
(New Deal/Impulse!, 2021)

Первое, что бросается в глаза, когда видишь этот альбом, — то, что Пино Палладино вопреки алфавитной логике указан в списке авторов раньше своего партнера по творчеству Блэйка Миллса.

Нет, имя Палладино вполне достойно стоять первым. Валлийский бас-гитарист, один из лучших сессионных музыкантов в мире, участник группы The Who и соратник легенды R&B Ди Энджело, Пино Палладино не только сыграл материал «Notes With Attachments», но и выступил изначальным автором музыки. Все композиции этого альбома построены на записях из большого архива музыкальных набросков бас-гитариста.

Логично, что при таких вводных именно бас-гитара — самый заметный инструмент на «Notes With Attachments». Она звучит практически непрерывно. Басовые партии двигают музыку вперед. Они — ее центральный элемент, остающийся по сути единственной константой. В таких партиях — цепких, крадущихся, мощных — талант Палладино проявляется лучше всего.

Но имя Блэйка Миллса в этом дуэте не менее важно. На самом деле, важно даже больше.

Миллс — мультиинструменталист и продюсер, причем вездесущий. Он играл на гитаре у Рэнди Ньюмана и на прошлогоднем альбоме Боба Дилана. За работу над пластинкой «Sound & Color» группы Alabama Shakes он номинировался на «Грэмми» как «продюсер года». Он продюсировал записи артиста Perfume Genius, исполнителя тонкого арт-попа в западной интеллектуальной традиции. Один из лучших друзей Миллса — саксофонист Сэм Гендел, который играет и на «Notes With Attachments», — тоже не покидает поле зрения музыкальных медиа: с собственным ли альбомом в три часа длиной или с ремиксами на песни популярной инди-группы Vampire Weekend.

Иными словами, Блэйк Миллс свой в доску в мире современной мейнстримовой музыки американского среднего класса. Звук этой музыки он во многом и конструирует на «Notes With Attachments». Пино Палладино на роль такого архитектора не подходит, потому что не существует «фирменного звучания» его музыки. Есть фирменное звучание его бас-гитары, которое легко узнать везде, где Палладино появляется: на альбомах младшего брата Дэвида Нопфлера (младшего брата лидера Dire Straits), в группе с Эди Брикелл и Стивом Гэддом, на последнем хите Гарри Стайлза. Но чтобы альбом стал чем-то большим, чем бенефис мастера и его инструмента, понадобился Блэйк Миллс.

У Миллса, как и у любого востребованного продюсера, очень заметный почерк. Работает он над разной по духу музыкой: мощной, как блюз-рок Alabama Shakes, или утонченно-нервной, как арт-поп Perfume Genius. Но в целом любая запись с Миллсом в роли идеолога саунда оказывается богатой, традиционалистской и суперактуальной. При прослушивании сразу становится ясно, что над ней трудились серьезные инструменталисты и что сделана она была в очень хорошей студии. Если Миллс указан в титрах, можно быть уверенными заранее: подача самого звука окажется чуть ли не главнее музыкального содержания. Это аудиофильский подход.

«Notes With Attachments» выполнен в таком же стиле. Но с нюансами: благодаря именно что своеобразному музыкальному содержанию, а не форме, этот альбом звучит даже интереснее, чем обычные результаты трудов Миллса (например, его прошлогодний сольник «Mutable Set»). Дело в том, что музыка Палладино — и монтаж Миллса, который собрал треки из результатов разрозненных сессий за несколько лет, — излучает чилл. Чилл — чувство абсолютной расслабленности, комфорта от пребывания самим собой. То чувство, которое в современном мире постоянных забот кажется скорее привилегией, нежели неотъемлемым правом.

По всем внешним признакам «Notes With Attachments» должен бесить. От такой музыки кровь должна закипать. Она должна вызывать зависть и негодование. Но происходит ровно наоборот. Та фантазия, с которой Миллс и Палладино подошли к аранжировкам и смысловому оформлению набросков идей бас-гитариста, не просто спасает эту пластинку, а делает ее образцом. Образцом того, чего можно добиться в современном звучании, если это звучание не тратить попусту.

Каждая из восьми пьес на «Notes With Attachments» — это триумф кропотливой работы над материалом. Сам по себе первичный материал — ничто, какие-то еле двигающиеся басовые партии, обрамленные намеками на мелодии. Но вокруг него Миллс и его коллеги-музыканты выстраивают симфонии звуков. Если трек в самом начале обозначает претензию на грув («Ekuté»), то из этого грува вытянут и выжмут в итоге абсолютно всё до последних соков. Если в нем важнее грува оказывается именно что мелодия, пусть и не развивающаяся дальше фантазии, фрагмента («Soundwalk»), то эту мелодию духовые раскроют по полной. Если в треке важна гипнотическая атмосфера, закрадывающиеся в душу переборы и мастерские паузы («Djurkel»), то музыка в итоге растворится сама в себе, наполняя всё вокруг эфирной красотой.

Перед обаянием буржуазии очень непросто устоять. А надо ли? Иногда его нужно просто принять и расслабиться. Почиллить.


Слушать на Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии