Tyshawn Sorey «Unfiltered» (Tyshawn Sorey)
С некоторых пор ни один список лучших за год не может обойтись без Тайшона Сори. Его монументальные сочинения, наводящие мосты между современным джазом и академической музыкой, сдобрены хорошей долей импровизации. Именно за счет этого двухчасовой альбом имеет необходимый слушателю воздух — и то течение времени музыки, в которое поначалу непросто окунуться, но и выбраться едва ли получится.
Peter Evans «Being & Becoming» (More is More)
Питер Эванс тоже из тех гениев, которые то ли выводят джаз на территорию академизмов, то ли камерные композиции наряжают в джазовый саунд. Математичность и выверенность его музыки сопровождается воздушностью исполнения, что вместе моментально порождает эдакий вау-эффект. За которым, однако, скрывается скрупулезная работа над материалом.
Bertrand Denzler & Antonin Gerbal «Sbatax» (Umlaut)
Казалось бы, сколько уже слышано фри-джазовых дуэтов саксофона и ударных, а вот всё равно иногда что-то сильно воодушевляет — энергией, драйвом, изысканностью, деталями. Именно в деталях сила этих французов. Каждый имеет за плечами разноплановый бэкграунд в экспериментальной музыке, от крупных академических сочинений до редукционистского импрова. Этот багаж они удачно переносят в старую форму фри-джаза, открывая что-то новое в устоявшихся канонах. За шесть минут до конца сета публика начинает орать от восторга: вот что делает с людьми искренняя, честная музыка!
John Butcher, Thomas Lehn, Matthew Shipp «The Clawed Stone» (Rogueart)
Второй альбом этого трио можно отыскать, углубившись в закутки современной импровизационной музыки. Два полюса — джазовый у пианиста Шиппа и шумовой у синтезаторщика Лена (в прошлом он тоже пианист, и это слышно) — удачно объединяет саксофон Бутчера, звучащий то сонорно-абстрактно, то чуть ли не мелодично. Отличный студийный саунд подчеркивает деликатность и глубину как каждого импровизатора, так и трио целиком.
Luigi Ceccarelli, Hamid Drake, Gianni Trovalusci, Ken Vandermark «Open Border» (Audiographic)
Необычная коллаборация маститых фри-джазовых американцев и итальянских флейтиста и электронщика показывает, что может получиться у впервые собравшихся музыкантов, если они поймали что-то общее с первых секунд. Ведет Чеккарелли, импровизируя в рамках той музыки, которую можно назвать «композиторская электроакустика». Вандермарк и Дрейк, оказавшись в такой абстрактной среде, находят какие-то неожиданные для себя способы самовыражения, а флейта Тровалуски добавляет квартету шарма.
Свежие комментарии
и Moscow-Kampala:
«В Африке тебе никто
не скажет, что ты налажал»
и Moscow-Kampala:
«В Африке тебе никто
не скажет, что ты налажал»
Кит Джарретт:
сила преодоления
Vol. 158:
Марина Задорожная
«Джаз и хакасская
традиционная музыка
имеют много общего»