Tyshawn Sorey «Unfiltered» (Tyshawn Sorey)
С некоторых пор ни один список лучших за год не может обойтись без Тайшона Сори. Его монументальные сочинения, наводящие мосты между современным джазом и академической музыкой, сдобрены хорошей долей импровизации. Именно за счет этого двухчасовой альбом имеет необходимый слушателю воздух — и то течение времени музыки, в которое поначалу непросто окунуться, но и выбраться едва ли получится.
Peter Evans «Being & Becoming» (More is More)
Питер Эванс тоже из тех гениев, которые то ли выводят джаз на территорию академизмов, то ли камерные композиции наряжают в джазовый саунд. Математичность и выверенность его музыки сопровождается воздушностью исполнения, что вместе моментально порождает эдакий вау-эффект. За которым, однако, скрывается скрупулезная работа над материалом.
Bertrand Denzler & Antonin Gerbal «Sbatax» (Umlaut)
Казалось бы, сколько уже слышано фри-джазовых дуэтов саксофона и ударных, а вот всё равно иногда что-то сильно воодушевляет — энергией, драйвом, изысканностью, деталями. Именно в деталях сила этих французов. Каждый имеет за плечами разноплановый бэкграунд в экспериментальной музыке, от крупных академических сочинений до редукционистского импрова. Этот багаж они удачно переносят в старую форму фри-джаза, открывая что-то новое в устоявшихся канонах. За шесть минут до конца сета публика начинает орать от восторга: вот что делает с людьми искренняя, честная музыка!
John Butcher, Thomas Lehn, Matthew Shipp «The Clawed Stone» (Rogueart)
Второй альбом этого трио можно отыскать, углубившись в закутки современной импровизационной музыки. Два полюса — джазовый у пианиста Шиппа и шумовой у синтезаторщика Лена (в прошлом он тоже пианист, и это слышно) — удачно объединяет саксофон Бутчера, звучащий то сонорно-абстрактно, то чуть ли не мелодично. Отличный студийный саунд подчеркивает деликатность и глубину как каждого импровизатора, так и трио целиком.
Luigi Ceccarelli, Hamid Drake, Gianni Trovalusci, Ken Vandermark «Open Border» (Audiographic)
Необычная коллаборация маститых фри-джазовых американцев и итальянских флейтиста и электронщика показывает, что может получиться у впервые собравшихся музыкантов, если они поймали что-то общее с первых секунд. Ведет Чеккарелли, импровизируя в рамках той музыки, которую можно назвать «композиторская электроакустика». Вандермарк и Дрейк, оказавшись в такой абстрактной среде, находят какие-то неожиданные для себя способы самовыражения, а флейта Тровалуски добавляет квартету шарма.
Свежие комментарии
«Seeing»
(ECM, 2024)
человек, переигравший гитару
Play the World’s First Album
of Soviet Jazz Themes
(ÄVA, 1963)
«The Poll Winners»
(Contemporary, 1957)
«Mohini Dey»
(Mohini Dey Records, 2023)