2023 год стал напоминанием о том, что музыка продолжает быть с нами и помогает нам жить в любые моменты. Без ложной скромности скажем, что «Джазист» вовсю помогал этому процессу: на нашем лейбле выходили (и будут выходить дальше) замечательные альбомы. Да и вообще год оказался щедрым на хорошую музыку. Перед вами — пятнадцать лучших пластинок года, которые отобрали Лев Боровков, Наталья Югринова и Александр Аношин.
Выбор Льва Боровкова:
Владимир Нестеренко, Николай Куликов,
Алексей Беккер
«Со всеми остановками»
(ArtBeat Music)
Яндекс.Музыка | Apple Music | Spotify
Органное трио в наших краях — редкий зверь, а органное трио, которое играет оригинальную авторскую музыку, нужно сразу заносить в Красную книгу, холить и лелеять. Альбом «Со всеми остановками» — это далеко не соул-джаз, к которому любителей органных трио приучили Джимми Смит, Джек Макдафф или Ричард Холмс, а совершенно самостоятельное художественное высказывание, где найден идеальный баланс интеллекта и эмоций. Органист Владимир Нестеренко, гитарист Николай Куликов и барабанщик (еще и прекрасный пианист) Алексей Беккер — командные игроки: каждый работает на общее дело, не пытаясь перетягивать внимание на себя. Это тот редкий случай, когда яркие соло не затмевают такой же яркий аккомпанемент и все участники трио постоянно находятся в центре внимания. «Давай еще раз?» — «Давай», — говорят они друг другу в конце последнего трека, и альбом хочется послушать снова.
Gerry Gibbs Thrasher People
«Family»
(Whaling City Sound)
Яндекс.Музыка | Apple Music | Spotify
Играют не звезды, но тут, что называется, все звезды сошлись: барабанщик Джерри Гиббс отравился в путешествие по США, чтобы записаться с великими джазменами, но пандемия остановила его в Техасе, где он чуть ли не случайно собрал этот прекрасный состав. Музыкантам явно хорошо друг с другом, и, наверное, именно этим объясняется приличный хронометраж альбома — целых два часа. Чего тут только не играют: и Хораса Сильвера («Song for My Father», которую Гиббс посвящает своему отцу, вибрафонисту Терри Гиббсу), и Earth, Wind & Fire (едва ли не бибоповый подход к «Fantasy»), и Майлза Дэвиса с банальнейшим рэпом («Directions/Roll Call»), и Nirvana («Smells Like Teen Spirit»), и Стиви Уандера («Living for the City/Overjoyed»), и много чего еще. Исполнено всё нешаблонно и суперпрофессионально, но с легкой придурью — в ней-то и есть основное очарование этого альбома.
Rob Luft
«Dahab Days»
(Edition)
Apple Music | YouTube | Spotify | Bandcamp
На третьем альбоме гитариста Роба Лафта лирики и спокойствия куда больше, чем на предыдущих, но звучит это не как расслабленный отдых на морском пляже, а как обретение музыкального опыта и житейской мудрости. Долгое пребывание в Дахабе повлияло на материал: местами здесь отчетливо слышны отголоски Северной Африки и Ближнего Востока, но Лафт — оригинальный композитор, и восточные лады искусно вплетаются в пестрое лоскутное одеяло, состоящее из множества стилей. А главное, Роб Лафт великолепен и как солист, и как аккомпаниатор, что дано не многим. Рискну сказать, что он самый интересный джазовый гитарист своего поколения. Запомните это имя!
Enzo Zirilli’s ZiroBop
«Ten Past Never»
(Ubuntu)
Apple Music | Spotify | YouTube
Еще один альбом с участием Роба Лафта, но уже в роли сайдмена. Квартет Энцо Цирилли (Алессандро Кьяпетта и Лафт на гитарах, Миша Муллов-Аббадо на контрабасе, Цирилли на ударных) играет разношерстный репертуар, от Стива Своллоу, Чарли Паркера и Кита Джарретта до Чарльза Мингуса, Телониуса Монка и, наконец, авторских вещей Цирилли и Муллова-Аббадо. Особняком стоят необыкновенная баллада Энцо Цирилли «Magnolia» и его же «Valser per Silvia». ZiroBop — отлично сыгранная четверка единомышленников разного возраста и, что любопытнее, темперамента, а «Ten Past Never» — их тихий шедевр. «Давайте негромко, давайте вполголоса…»
Marius Neset, Norwegian Radio Orchestra
«Summer Dance»
(ACT)
Apple Music
Норвежский саксофонист Мариус Несет, пожалуй, склонен к мегаломании: что ни альбом, то крупные формы, большие оркестры, грандиозные замыслы и концепции. При этом Мариус талантливо соединяет разные направления, и получается у него не вымученный конгломерат из джаза, скандинавского фольклора, академической музыки и даже диско («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…»), а самобытный музыкальный язык. «Summer Dance» — наглядный пример несетовского «эсперанто». Состав здесь тоже роскошный: Оркестр Норвежского радио, Мариус на тенор-саксофоне, Айво Ним на рояле, Петтер Эльд на контрабасе и Антон Эгер на ударных.
Выбор Натальи Югриновой:
Le Cri Du Caire
«Le Cri Du Caire»
(Les Disques du Festival Permanente)
Яндекс Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp
Проект Le Cri Du Caire, ведомый франко-египетским вокалистом Абдуллой Миниави, так и остался в 2023 году незамеченным большой джазовой прессой. А вот публика его услышала и отметила: на сайте RateYourMusic он в топ-10 лучших джазовых пластинок года. И вот это уже успех поразительный. Дело в том, что в Le Cri Du Caire играют малоизвестные музыканты — кроме Миниави в трио заняты саксофонист Питер Корсер и виолончелист Карстен Хохапфель, а единственной звездой их изредка навещает трубач Эрик Трюффаз. Да и музыку они исполняют не самую очевидную: центр притяжения тут — мощный голос Миниави, заходящийся в щемящих песнопениях с мистической подоплекой. С ним резко контрастируют инструменты, которые создают по-барочному изысканные, но сдержанные в чувствах музыкальные декорации. Видимо, аудитория своим выбором намекает, что строгому европейскому джазу давно уже требуется порция свежей крови и горящих глаз.
Elephantine
«Moonshine»
(Northern Spy)
Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp
Рассказывая про альбом, который египетский гитарист-экспериментатор Морис Лука записал вместе со своей многонациональной группой Elephantine, хочется использовать максимально окрашенные эмоциями метафоры. Играют сердцами наружу. Головой вперед ныряют в неизвестное. Разговаривают с космосом. «Moonshine» — замечательный образец того, как работает коллективное сотворчество в джазе. Все композиции написал и аранжировал Лука, прибегая как к традициям орнаменталистики в ближневосточном и североафриканском джазе (и явно вспоминая Салаха Рагаба и его The Cairo Jazz Band), так и к своему богатому опыту в свободной импровизации. Вместе с тем два перкуссиониста, вибрафонист, четверо духовиков и контрабасист вкладывают в его материал не только исполнительское мастерство, но и частичку собственной души. Народу много, души у всех разные, поэтому музыка непредсказуема: она перетекает то в разболтанный грув Сан Ра, то в коулмановский авангард, то в хаотическую полифонию в духе Амира эль-Саффара.
Peter Brötzmann, Majid Bekkas, Hamid Drake
«Catching Ghosts»
(ACT)
Apple Music | YouTube | Bandcamp
Смерть Петера Брётцманна, казавшегося нерушимым утесом фри-джаза, добавила еще одно имя в слишком длинный список великих мастеров, которых мы потеряли в 2023 году. Этот альбом, записанный в Берлине осенью 2022 года и по грустной иронии названный «В погоне за призраками», еще раз демонстрирует, за что немецкого саксофониста так уважали. Во-первых, за его способность находить неожиданные формулы. Здесь Брётцманн делится сценой с марокканцем Маджидом Беккасом, играющим на гембри — берберской бас-гитаре, и барабанщиком Хамидом Дрейком, специалистом по этно-авангарду. Во-вторых, за талант безапелляционно переписывать правила. В «Catching Ghosts» он постоянно меняет направление мысли. Беккас, поддерживаемый Дрейком, тяготеет к воспроизведению вгоняющей в транс музыки гнауа. Брётцманн же разрывает блюзовое наваждение своими шершавыми, как новая мочалка, соло на саксофоне и кларнете и тем самым смело толкает всех куда-то в неизвестное.
The Necks
«Travel»
(Northern Spy)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Самый доступный и просто устроенный альбом австралийского трио The Necks на поверку вышел еще и таким, с которым сложнее всего расстаться. Что-то есть зачаровывающее в этих элементарных, бродящих кругами, пульсирующих петлях звука. Возможно, за тридцать с горкой лет совместной работы пианист Крис Абрахамс, басист Ллойд Суонтон и ударник Тони Бак научились даже не понимать друг друга с полувздоха, хотя и это, конечно, тоже, а просто видеть и чувствовать музыку одинаково. «Travel» — это задумчивые посиделки старых друзей, которые не замечают, как выпили самовар чая. Это медитативный разговор, в котором музыкальная ткань постоянно развивается и трансформируется, но при этом остается удивительно согласованной и гармоничной. Надо признаться, минимализм давно уже не звучал так насыщенно.
Monika Roscher Bigband
«Witchy Activities and the Maple Death»
(Zenna)
Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp
Смешение джаза и авант/прог-рока — увлечение давно минувших дней, которое сегодня охотно прощают разве что Джону Зорну и Марку Рибо; даже группа black midi, при всем уважении к ее исполнительской технике, большую часть времени страдает заумным занудством. А вот для мюнхенской гитаристки, вокалистки и руководителя ансамбля Моники Рошер это захватывающая возможностями область исследования, на которую она бросается с энтузиазмом неофита, да еще и заводит за собой целый биг-бэнд. Высказывание у нее получается длинное, громкое и несколько нервическое: духовая секция подсвечивает гротескные зонги, ритм-секция атакует боевым маршем, мюзикл-структура композиций придает происходящему эксцентричности. Сложно сказать, достигла ли Рошер желаемого эффекта в полной мере. Но зато ясно, что она — талантливый и отважный автор, а люди такого склада и их творчество заслуживают как минимум внимания.
Выбор Александра Аношина:
Eddie Henderson
«Witness to History»
(Smoke Sessions)
Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp
Первым учителем Эдди Хендерсона был сам Луис Армстронг, первой официальной записью — «Mwandishi» Херби Хэнкока. Главный совет в жизни: «Парень, перестань играть на трубе и начни уже играть музыку», — ему дал Майлз Дэвис. За последние пятьдесят лет Эдди Хендерсон наблюдал за тем, как менялся джаз, и во многом менял его сам. Он любит называть себя свидетелем великой эпохи, хотя по праву может считаться ее соучастником. Хендерсон до сих пор в отличной форме, и его новый альбом, вопреки названию, — не взгляд в прошлое, а самое что ни на есть настоящее. Эта пластинка во всех смыслах настолько идеальна, что, прослушав ее, понимаешь: жить надо так, чтобы, как Хендерсон, к девятому десятку лет, сохранив силы и обретя мудрость, выйти на свой пик.
Christian McBride’s New Jawn
«Prime»
(Brother Mister Productions)
Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp
Квартет New Jawn — это басист Крисчен Макбрайд без галстука. На альбоме «Prime» вы не услышите лощеного и респектабельного джаза. Здесь бал правят фан, драйв и грув. Сам Макбрайд как-то пошутил, что «Prime» — это как если бы Орнетт Коулман встретил Сонни Роллинза на карибской вечеринке. Что ж, исчерпывающее описание: лучшая вечеринка этого года звучит именно так.
Bill Laurance & Michael League
«Where You Wish You Were»
(ACT)
Яндекс.Музыка | Apple Music | YouTube | Bandcamp
Основатель группы Snarky Puppy, басист Майкл Лиг, и ее бессменный клавишник Билл Лоуренс сделали то, чего от них никто не ожидал. За годы существования Snarky Puppy приучили всех к вышколенному фьюжну, где мастерство ценится даже превыше свободы. На «Where You Wish You Were» всё по-другому: Лиг и Лоуренс отказались от привычных инструментов, ритм-секции и наработанных годами схем. Они лишили себя всех возможных точек опоры, у них не было плана, и они ничего не придерживались. «Where Wish You Were» — альбом о том, как рискнуть, отправившись наугад на поиски озарения, и в результате его найти. Cтранная музыка, манящая и — остановись, мгновение! — прекрасная.
Jeff Lorber Fusion
«The Drop»
(Shanachie Entertainment)
Apple Music | Spotify | YouTube
Тридцатый по счету альбом клавишника Джеффа Лорбера со спокойной душой можно не называть лучшим в его дискографии. Всё и так понятно: это просто еще один альбом Джеффа Лорбера и, как все предыдущие, он идеален. Яркие, моментально оседающие в голове мелодии, острые аранжировки, мощные грувы, высшее исполнительское мастерство — это то, чего от Лорбера всегда ждешь и всегда получаешь. Лорбер использует талант не для утверждения собственного превосходства, а на радость людям. «The Drop» способен поднять настроение и утешить в трудную минуту. Это фьюжн с большим сердцем и широкой душой, после прослушивания которого жить хочется еще сильней.
Anna Koroleva
«Timeless»
(Jazzist)
Apple Music | Яндекс.Музыка | VK Музыка | ЗВУК | MTC Music | YouTube | YouTube Music
Свой новый альбом «Timeless» Анна Королева, как будто специально путая следы, маскирует под стилизацию на стыке классики и джаза. Если придать слишком большое значение форме, велик риск споткнуться уже на первой композиции и ничего не понять. Альбом не случайно называется «Вне времени»: стилистическая канва для Королевой — всего лишь штрихпунктиром очерченная территория событий. Королева из тех, кто не прячется за искусно созданную музыкальную оболочку. На «Timeless» она обнажается полностью: говорит о том, что ее волнует, и делает это так, как считает нужным. «Timeless» записан без единой нечестной ноты, а драматургия выстроена так, что из песни слов не выкинешь. Принять «Timeless» нужно целиком и полностью. И тогда можно получить мгновения неописуемого счастья — когда одновременно и ком в горле, и смеяться безудержно хочется, а объяснения этому нет.
Слушать на Яндекс.Музыка
Благодарю за ваши рекомендации 🙏 больше половины новые для меня работы 👍 Буду слушать и если понравятся дам свой отзыв 😇
огромное спасибо Наталье Югриновой за рекомендацю альбома Elephantine «Moonshine», который как-то прошел мимо меня раньше…
да и вообще все пять рекомендуемых проектов – в самую точку!
очень много вокруг джаза грувового, “технического” и “чиллового”, но очень не хватает джаза, совмещающего в равной степени и грув и интеллект (как например любимейшие The Necks)