Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Дмитрий Сахаров,
основатель Телеграм-канала
Selected Goosebumps
Несколько лет назад я задумал и начал вести свой блог и Телеграм-канал. Хотелось делиться музыкальными находками, которые впечатляют и восхищают. Название пришло само: Selected Goosebumps («Отборные мурашки») — с намеком на то, что музыка у нас особенная, необычная. В диком разнообразии жанров, о которых мы на канале пишем, джаз занимает почетное место.
Мое погружение в джаз (как и в другие музыкальные миры) начиналось и продолжается в нескольких плоскостях. Часто случается, что мейнстримные явления занимают меня в меньшей степени. Гораздо привлекательнее для меня экстремальные формы, созданные артистами, предпочитающими экспериментировать со всем и во всём, что попадается им на пути. Особенно интересны пересечения стилей и культур или даже прогулки за условные границы музыки.
Оказалось, что в моем плейлисте несколько измерений. Первое: некоторая ретроспективность — что поразило меня в свое время. Второе: я пролистал наш канал и отобрал самые яркие находки недавнего времени. И, наконец, список самоорганизовался в несколько частей, с переходами — от минималистичного к многоголосному, от медленного к быстрому, от тихого к оглушительному (и в обратную сторону).
Ну что, полетели!
Часть 1: вокруг фьюжна
Наверное, первой околоджазовой стихией, с которой я столкнулся, оказался фьюжн-фанк и всё, что рядом. До этого джаз мне представлялся чем-то консервативным и элитарным. И вот нечто свежее, вольное, вырывается на просторы и укладывает джаз в свой ритм, в свою стилистику. Джон Скофилд, Херби Хэнкок, Чик Кориа с одной стороны и молодое поколение с другой существенно расширили мою фонотеку. В первых композициях плейлиста — несколько знаковых треков. Отмечу здесь коллектив Garage А Trois, влюбивший меня в свой альбом-саундрек «Outre Mer». Там чудесно всё: и мастерство каждого из трех участников (гитарист Чарли Хантер, барабанщик Стэнтон Мур и саксофонист Скерик), и настроение, и тонкие нюансы, вокруг которых развиваются темы. Уже потом я целиком переслушал Garage A Trois и несколько проектов каждого из участников, тот же Galactic, но трек «Etienne» безотносительно его истории и фильма, к которому он был написан, остался самым-самым. Вслед за ним разместились Medeski, Martin & Wood и Red Snapper в компании с несколькими отличными коллективами. Заканчивается этот условный раздел одной из любимых пьес от The Drift, альбомы которых советую слушать целиком. В них какое-то особенное настроение, возвышенное и трагическое, бесконечное и хрупкое, жизненное.
Часть 2: вокруг этники
Во вторую часть плейлиста попал всевозможный «этно-джаз». Поражает способность джаза к симбиозу с музыкой разных частей света — Африки, Латинской Америки, Азии. Перед вами несколько композиций из знойной Амазонии, Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока. Тут не поймешь, чего больше, где начинается и заканчивается джаз. И это меня очень воодушевляет. Долой классификаторы! Лучше послушаем восхитительных Амару Фрейтаса, AVA Trio, Арифа Мирбаги, Jaubi и несколько других коллективов со своим авторским видением. Здесь же оказалась пара композиций от наших соотечественников. Я бы добавил целую охапку песен; увы, плейлист не бесконечный. Итак, это трио Михаила Альперина, Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина с душевной «Тройкой». А альбом «Prayer» нужно слушать от корки до корки, там встретилось всё самое достойное ваших ушей и сердец. И следующая вещь представляет московскую экспериментальную сцену. Всё ее многообразие, опять же, не вместить в короткую подборку. Поэтому треком-символом стал «Abstract» от любимых Seven Eight Band. Здесь — десяток тем, заботливо размещенных музыкантами в гармоничную композицию. Оцените и другие произведения ансамбля. Завершают этот раздел корейцы. Вообще, представители этой страны вытворяют чудеса, сразу несколько из них — в числе любимцев нашего канала, «Отборных мурашек». К джазу ближе всего подобрались Black String, поэтому именно они оказались в плейлисте.
Часть 3: вокруг минимализма
Следующая часть списка — по большей части тихая и атмосферная, ведь в джазе находит себя не только буйная экспрессия, но и чуткий минимализм. Иногда он выливается в эмбиент, иногда проваливается в дарк-джаз или дальше, в дум-джаз. Эту страницу перевернут волшебники Lonker See, после которых окажется северный дуэт Svaneborg Kardyb и еще целое созвездие музыкантов, создающих звуковые ландшафты. Под занавес — путешествие от гуру из Австралии The Necks, не стесняющихся ни крупных форм, ни очарования, следующего за ними по пятам. Ловите их свежую тему на двадцать шикарных минут, одну из самых компактных на сегодняшний день. И тут откуда ни возьмись польский проект Bastarda, который просто нельзя пропустить, с их альбомом-напоминанием о том, что ничто не вечно. Звучит это ошеломляюще.
Часть 4: вокруг авангарда
Возвращаемся к более импульсивной музыке. В этом нам поможет еще одна «команда мечты», KUHN FU, и ее фундаментальная работа, которая готовится к выходу в этом году. Как известно, джаз чудесно скрещивается с роком, прогом и так же успешно улетает в авангард. На этой ниве выросло не одно поколение проектов. Я вбросил для вас пригоршню ярких красок: здесь дерзкие Echoes of Zoo из мультикультурной Бельгии, следом за ними — неукротимые Ukandanz, отправляющие слушателя прямиком в Эфиопию, далее — оглушительные Hard Rubber Orchestra и, внезапно, успокоительные Cone of Confusion. Объединяет их то, что все они в свое время оказались героями Selected Goosebumps, одарив своих слушателей мурашками.
Часть 5: вокруг фри-джаза
Летим дальше и попадаем в иную стихию — фри-джаз. Когда-то инноваторы додумались выпустить джаз из своих инструментов, приученных к порядку, на волю и посмотреть, что из этого получится. У кого-то вырывался наружу хаос, у других — что-то разобранное на отдельные звуки и предельно концентрированное, а потому взрывающее мозг. Мое знакомство с этой вселенной началось неожиданно — с концертной записи живой легенды из Якутии Саинхо Намчылак и голландца Неда Ротенберга. Погрузившись в творчество Саинхо, я наткнулся на диск «Amulet», который стоит послушать целиком. Одну из композиций с него я поместил в плейлист: это пересечение галактик, краткий и одновременно бесконечный миг, два голоса и миллион отголосков. Дальше — хоровод имен, мимо которых не пройти, не испытав изумления. Дуэт Пола Нильссена-Лава и Матса Густафссона с безумной работой «I Love It When You Snore», от которой у меня перехватило дыхание. Понемногу от мэтров — Кена Вандермарка, Петера Брётцманна, Джона Зорна. Тут же оказалась дикая смесь всего от трио Алексея Борисова, Константина Гурьянова и Петра Отоцкого. Электроники наш музыкальный гусь приносит не так много, но она стоит пристального внимания. Завершают эту часть снова скандинавы, на этот раз в инкарнации The Thing. Тут тяжесть вырывается наружу, как ее ни сдерживай. И открывается портал в наш следующий раздел.
Часть 6: вокруг джазкора
Итальянцы Zu когда-то обезмолвили меня. В те времена я слушал по большей части метал и вдруг обнаружил, что он чудесно резонирует с чем-то экспериментально-джазовым. Колоритный саксофонист этого коллектива Лука Т. Маи оказался в плейлисте с еще одним проектом, Mombu, сотрясающим стены своими репликами и паузами между ними. Можно было бы озаглавить это действо как «аборигены выпрыгивают из джаза». Вдогонку — парочка любимых треков от неудержимых Convulsif и Dead Neanderthals, которых бросает то в одну степь, то в иную. В нашем меню от «неандертальцев» — ультракомпактное безумие, от которого ломит зубы. Немного сбавит адреналин, но не глубину звука еще один любимый проект — Ex Eye с великолепным Колином Стетсоном. Наконец, шестую главу и плейлист в целом закроют австралийцы Kurushimi и два британских коллектива Five the Hierophant и Pulled by Magnets. Все трое заигрывают с потусторонним звучанием и обращают джаз то ли в бесконечность, то ли в ничто.