«Поставь мне джаз» Vol. 120: Сергей Храмцевич | Джазист | «Поставь мне джаз»

«Поставь мне джаз»
Vol. 120:
Сергей Храмцевич

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.


Сергей Храмцевич,

саксофонист
(The RIG [Russian Improv Group], Baritone Domination,
The OMY, «Интурист», Kymatic ensemble,
Godse, ТОПОТ Аркестра, Sober Head, группа «Колокол»)

Возможно, кого-то может смутить, а кого-то заинтриговать такое количество проектов, указанных под моим именем, но так уж вышло, что я люблю быть везде и сразу. Так сказать, Фигаро здесь, Фигаро там.

Мой музыкальный бэкграунд постоянно расширяется — зачастую в совершенно противоположных направлениях: от эмбиента до грайндкора, от кул-джаза до техно, от академической музыки до хип-хопа. Лично для меня понятие стилей и тегов нужно только чтобы расставить музыку дома по полочкам. А что если полочек нет, а дом — это весь мир? Вопрос, конечно, риторический, но всё же некоторые стилевые ограничения в зависимости от задачи должны присутствовать. Как я иногда люблю говорить своим коллегам музыкантам: «Играем максимально свободно в жестко заданных границах».

Так и этот плейлист я хочу посвятить в первую очередь той музыке, которая сильно повлияла на меня в создании моего первого сольного альбома «Five Colours of Experience», который вышел на днях, 19 мая, на лейбле Incompetence.

Многое из того, что я добавил в плейлист, издано совсем недавно. К примеру, прекрасный альбом «Echoes» ансамбля Fire! Orchestra, проекта  великого и могучего шведского саксофониста Матса Густафссона, который появился на стримингах за неделю до моего релиза. Но когда я создавал свой альбом, я также основывался на его предыдущих работах, так что не пугайтесь, у меня нет машины времени.

То же могу сказать и о новом сольном альбоме Колина Стетсона «When We Were That What Wept for the Sea», между прочим, первом аж за шесть лет, не считая его работы над саундтреками. Он вышел также на днях.

Конечно, не могу не упомянуть начало всех начал — великого саксофониста Джона Колтрейна и его композицию «Ole» с альбома «Ole Coltrane» 1962 года. Идеи репетитивности, медитации и спиричуала в джазовой и импровизационной музыке всегда меня интересовали, и в этом опусе данный аспект раскрывается поистине гениально.

Еще хочу сказать про прекрасный альбом, под который я сейчас пишу этот текст для вас — «Le Cri du Caire» одноименной группы чудесного египетского вокалиста Абдуллы Миниави, с которым сотрудничает сам Эрик Трюффаз. Эта пластинка вышла в свет также в этом году, и могу сказать, что потрясла меня с ног до головы.

Не смог обойти вниманием и одну из самых минималистичных, репетитивных, полностью погружающих в себя джазовых групп современности — австралийский коллектив The Necks с их первым официальным релизом, альбомом «Sex» 1989 года. Один трек длиной в 56 минут — вот и весь альбом. Да, долго, но если начинаешь слушать, то настолько погружаешься в их, так сказать, постоянные «easy changes» [постепенные малозаметные изменения в звуке. — Прим. редакции], что не замечаешь, как прошел уже час и ты опаздываешь на свой автобус, идущий на репетицию, и приходится второпях собираться, но поверьте, это того стоит.

Конечно же, Майлз Дэвис… куда без него? Альбом «In a Silent Way» вышел в 1969 году, композиция «Shhh/Peaceful» — оттуда. Мы полностью исполнили этот альбом с проектом Sober Head (Костя Сухан, привет тебе, дорогой) в Клубе Алексея Козлова. Психоделика с прекрасным чувством стиля. Стиль — это всегда про Майлза; возможно, без него наш мир был бы если не менее прекрасным, то точно менее стильным.

Раз уж мы заговорили про стиль, то не могу не рассказать про два прекрасных коллектива: бельгийских авант-рокеров Aksak Maboul, которых мне открыл Женя Горбунов [музыкант, давний коллега Сергея Храмцевича по многим проектам, включая «Интурист». — Прим. редакции], и французского саксофониста Лорана Барденна. Они прекрасны, как хорошее белое вино с сыром дорблю в солнечный день.

Swans, Swans, Swans… да, может быть, не совсем джаз, но а кто сказал, что нельзя? Погружение, медитация, дорога. Включаешь их и едешь по бесконечному автобану. Это лучшее лекарство от любой депрессии. Не хватило? Хочется еще? Включаем датчан из De Staat и начинаем забивать гвозди. Это полезно и полная эмоциональная разгрузка. Если не прониклись — повторяем заново.

Что у нас осталось? Ах да! Только пару дней назад я прослушал последний альбом Red Snapper «Everybody Is Somebody», который вышел в 2022 году, а заметил я его только сейчас. Альбом в лучших традициях их собственного стиля. Бэндлидер, контрабасист Али Френд, как всегда создает качественный эйсид-джаз с трип-хопом и раздает британский стиль. Классные ребята! Я их пару раз разогревал с The OMY в «Главклубе» — они очень мило делились с нами своим бытовым райдером и вели себя максимально дружелюбно.

Под конец плейлиста разрешите добавить пару своих сайд-проектов: Baritone Domination, The RIG (Russian Improv Group), а также саундтрек под названием «Эвакуация» к фильму «Администратор прощаний» режиссера Николая Лупанова, с Юрием Борисовым и Алексеем Подольским в главных ролях. Я написал этот саундтрек вместе с композитором Александром Рублевским — и это событие, можно сказать, послужило отправной точкой для создания моего сольного альбома и понимания концепции сочетания электронной музыки и саксофона.

Ну и напоследок очень интересный альбом еще одного проекта Матса Густафссона — The Thing, — записанный вместе с гениальной певицей Нене Черри, которая, между прочим, приемная дочь самого Дона Черри, великого фри-джазового трубача. На этом альбоме с забавным названием The Cherry Thing я хочу показать вам кавер не просто на кого-то, а на самого Игги Попа. Вот такая смесь всего и вся. Кстати, в свое время эта тема стояла у меня на звонке и даже на будильнике, и, как вы можете догадаться, просыпался я в то время достаточно резко.

Так, ну ладно, пора заканчивать, но вот как-то хочется завершить плейлист на спокойной ноте. Добавлю я для вас немного арфы: Hip Harp Collective, польско-украинская арфистка Алина Бжежинская со своим альбомом «Reflections» 2022 года. Последовательница самой известной джазовой арфистки Элис Колтрейн, второй жены Джона Колтрейна, — но уже в наше время. Прекрасная музыка, даже нечего добавить.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии