Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music | VK Музыка | Amazon Music
1. Когда над полем зеленеет…
2. Там, где жили свиристели
3. Времыши-камыши
4. Барынька
Андрей Разин — фортепиано, голос, перкуссия
Татьяна Комова — вокал, окарина, перкуссия, речитатив
Игорь Иванушкин — контрабас, перкуссия
Музыка и аранжировки — Андрей Разин
В пьесе «Барынька» использована русская народная песня «А в Андреевом домику»
Запись сделана в студии CineLab (Москва) в сентябре 2021 года
Звукорежиссер — Олег Тимофеев
Монтаж и сведение — Андрей Левин
Мастеринг — Анатолий Рясов
Дизайн — Виктор Меламед
Выпускающий продюсер — Араик Акопян
Михаил Митропольский, музыкальный обозреватель:
«Обращение трио “Второе приближение” к работам поэта Велимира Хлебникова неслучайно. Оно было неизбежным в бесконечных поисках “истины”, которые стали главной чертой этого проекта, выстраивающего мост между XX и XXI веками, мост над новым тектоническим разрывом в обществе. Этот поиск отражен и в названии трио “Второе приближение” (к истине), и в заглавной композиции “Там, где жили свиристели” (мир, альтернативный человеку). Кроме того, на третьем десятке лет своего существования “Второе приближение” активно тестирует связи между музыкой и словом в своих музыкально-литературных композициях. И если в работах “Квантовая теория клавира” (с саксофонистом Алексеем Кругловым) и “Сказки Пушкина…” (с пианистом Вячеславом Ганелиным) слово выступало в плоскости глобальной иронии, то уже в “Обэриутах” (с саксофонистом Алексеем Козловым) эта ирония затягивает в парадоксальный иной мир. Процесс выходит на алогичное завершение через тексты “Председателя Земного шара” Хлебникова. Неспроста работа над этой не очень длинной сюитой заняла больше двух лет. Напомню, что формирование мира, в котором мы живем, заняло более тринадцати миллиардов лет. Но ведь у Андрея Разина, Татьяны Комовой и Игоря Иванушкина накопился огромный музыкальный опыт, которого не было у нашего физического мира.
Жизнь Хлебникова приходится на точку ветвления человеческой, в том числе и российской, культуры. Термин “культура” в этом утверждении трактуется широко, включая в себя и науку. Культурная революция была столь мощной, что музыка и живопись столетней давности до сих пор числятся авангардом. Похожие процессы шли в поэзии, театре; в это время появляется джаз. А физика испытывает потрясения, на которых базируется весь XX век, да и XXI век тоже. Возникает новая эстетика, охватывающая все культуры мира, расширяется спектр эстетических установок, рождается новое на границах явлений.
Велимир Хлебников — самый неординарный и загадочный поэт того времени, Серебряного века. Его произведения до сих пор остаются предметом споров. Загадочно даже его южнославянское имя Велимир, имя, которое Виктор Владимирович Хлебников взял как псевдоним. Уже в ранних произведениях Хлебникова проявилась его грандиозная работа со словом. В его стихах плывут “облакини”, летают “времири” и шуршат “времыши”-камыши. Велимир и его друг Алексей Кручёных создали свой, особый язык, получивший название “заумь” — заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием “Игра в аду”. Хлебников использует необычные, в том числе каламбурные, рифмы. В одном, даже небольшом, стихотворении он может сочетать разные стихотворные размеры. Хлебников называл это “пляской размеров”. Поэты, входившие в группу “Гилея”, видели в нем главного теоретика футуризма, считали, что именно он основал ответвление под названием “будетлянство”, происходящее от слова “будет”. Странно, но многие его предсказания сбывались — Первая мировая война, Октябрьская революция в России. Четыре стихотворения Хлебникова оказались актуальными для Андрея Разина и его коллег по трио. Эта сюита кажется не очередным музыкальным воплощением невероятных текстов Хлебникова, а взглядом на наш мир из параллельного пространства, будто специально для этого созданного».
Андрей Разин, композитор:
«Идея обратиться к Хлебникову возникла у меня давно. Его фантасмагориями и особым словотворчеством я был захвачен с юности, периодически перелистывая огромную книгу Хлебникова “Творения” — может быть, чтобы обнаружить тексты, которые попросят их озвучить.
Когда я в очередной раз “сканировал” увесистый том, несколько стихотворений мгновенно “вспыхнули”, и в голове оформились контуры сюиты из четырех частей. Во время сочинения музыки мои предположения подтвердились: с Хлебниковым можно и нужно заниматься сотворчеством — он дает огромный простор и свободу, идею оригинальной написанной музыки в сочетании со спонтанными импровизационными эпизодами, что так близко нашему трио. Я думаю, этот подход одобрил бы и сам невероятный Велимир!
Увлеченно, с особым азартом мы с Татьяной Комовой и Игорем Иванушкиным колдовали, создавая причудливый и многоликий образ сюиты “Там, где жили свиристели”».
Jazzist, 2022
JZT 006
Свежие комментарии
«Seeing»
(ECM, 2024)
человек, переигравший гитару
Play the World’s First Album
of Soviet Jazz Themes
(ÄVA, 1963)
«The Poll Winners»
(Contemporary, 1957)
«Mohini Dey»
(Mohini Dey Records, 2023)