Tord Gustavsen Trio
«Seeing»
(ECM, 2024)

Пару лет назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена «Opening» (ECM, 2022). Трио — в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и его постоянному партнеру, барабанщику Ярле Весперстаду, присоединился басист Стейнар Ракнес. Название «Opening» в этом смысле можно было считать символичным. И вот свежая, уже вторая работа нового трио — альбом «Seeing». Структурная близость обоих названий позволяет предположить определенную преемственность. Кое в чем это так. Альбом вновь вышел на ЕСМ и стал уже десятым альбомом Торда под этим логотипом. Более двадцати лет назад свой самый первый альбом Густавсен также выпускал на ЕСМ, и связь Торда с мюнхенским лейблом, где все эти годы он желанный гость, кажется неразрывной. Характерно, что шеф лейбла Манфред Айхер вновь продюсировал проект Густавсена, вот только для записи «Seeing» он повез трио не в швейцарский Лугано, как в случае с «Opening», а во французский городок Перн-ле-Фонтен в Провансе. Именно там в студии La Buissonne в октябре 2023 года появился второй альбом нового варианта трио Торда Густавсена.

В обзоре альбома «Opening» много говорилось и о манере игры пианиста Густавсена, и об организации коллективного звучания трио, в которое новичок Ракнес вписался удивительно органично, и о творческой биографии Торда. Повторяться не хочется, тем более что в этом смысле существенных изменений я не услышал. Говорилось и о том, какую роль играла и играет в становлении музыканта и на разных этапах его творчества духовная музыка. И в этом плане «Seeing» заметно отличается от предшественника: акцент на духовную составляющую в программе альбома ощутим гораздо сильнее.

В новый альбом Густавсен включил открывающий программу традиционный норвежский религиозный гимн «Jesus, gjør meg stille», две кантаты Иоганна Себастьяна Баха («Christ lag in Todesbanden» и «Auf meinen lieben Gott») в своей аранжировке для трио и хорал XIX века «Nearer My God, to Thee», слова которого написала английская поэтесса Сара Адамс, а музыку — известный американский сочинитель духовной музыки Лоуэлл Мейсон. Вошли в альбом и пять собственных композиций Густавсена, часть названий которых («The Old Church», «Beneath Your Wisdom») не оставляет сомнений в их духовной направленности, а часть, включая титульную пьесу, заставляет ее предположить. Если не учитывать небольшую интерлюдию «Piano InterludeMeditation», то, пожалуй, лишь финальная «Seattle Song» выбивается из этого вполне религиозно ориентированного ряда.

Зато на примере этой пьесы Торд приоткрывает нам дверь в свою творческую лабораторию: «Композицию под названием Seattle Song я придумал в ходе саундчека в Сиэттле в феврале 2023 года. Такое происходит довольно часто — перспективные идеи для мелодий, грува, риффов или текстуры звука возникают в процессе джемминга на саундчеках или когда дурачишься за клавишами, пока коллеги настраивают инструменты. Порой материал требует доработки в более сложные формы с дополнительными частями, но в этом случае простенькая басовая тема ни в чем дополнительном не нуждалась. В начале я предполагал, что это будет сольная интерлюдия на фортепиано, но Стейнар и Ярле спонтанно присоединились, и всё было сыграно так красиво и естественно, что она стала очень дорогой всем нам мелодией для трио».

Альбом «Seeing» увидел свет на ЕСМ в ноябре, но я рад, что услышал эту музыку в середине декабря, когда впереди рождественские праздники и Новый год, а это время не только для веселой суеты и подарочных забот, но и для мыслей о базовых ценностях нашего существования в этом мире. Работа эта отличается от традиционных альбомов рождественской тематики, которая составляет особую и весьма коммерчески перспективную часть музыкальной продукции. Воздействие музыки Торда Густавсена, всегда возвышенно-медитативной, именно в этом альбоме особенно сильно коррелирует с подобной направленностью мыслей. Постарайтесь в нее вслушаться!


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

1 комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии