Пару лет назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена «Opening» (ECM, 2022). Трио — в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и его постоянному партнеру, барабанщику Ярле Весперстаду, присоединился басист Стейнар Ракнес. Название «Opening» в этом смысле можно было считать символичным. И вот свежая, уже вторая работа нового трио — альбом «Seeing». Структурная близость обоих названий позволяет предположить определенную преемственность. Кое в чем это так. Альбом вновь вышел на ЕСМ и стал уже десятым альбомом Торда под этим логотипом. Более двадцати лет назад свой самый первый альбом Густавсен также выпускал на ЕСМ, и связь Торда с мюнхенским лейблом, где все эти годы он желанный гость, кажется неразрывной. Характерно, что шеф лейбла Манфред Айхер вновь продюсировал проект Густавсена, вот только для записи «Seeing» он повез трио не в швейцарский Лугано, как в случае с «Opening», а во французский городок Перн-ле-Фонтен в Провансе. Именно там в студии La Buissonne в октябре 2023 года появился второй альбом нового варианта трио Торда Густавсена.
В обзоре альбома «Opening» много говорилось и о манере игры пианиста Густавсена, и об организации коллективного звучания трио, в которое новичок Ракнес вписался удивительно органично, и о творческой биографии Торда. Повторяться не хочется, тем более что в этом смысле существенных изменений я не услышал. Говорилось и о том, какую роль играла и играет в становлении музыканта и на разных этапах его творчества духовная музыка. И в этом плане «Seeing» заметно отличается от предшественника: акцент на духовную составляющую в программе альбома ощутим гораздо сильнее.
В новый альбом Густавсен включил открывающий программу традиционный норвежский религиозный гимн «Jesus, gjør meg stille», две кантаты Иоганна Себастьяна Баха («Christ lag in Todesbanden» и «Auf meinen lieben Gott») в своей аранжировке для трио и хорал XIX века «Nearer My God, to Thee», слова которого написала английская поэтесса Сара Адамс, а музыку — известный американский сочинитель духовной музыки Лоуэлл Мейсон. Вошли в альбом и пять собственных композиций Густавсена, часть названий которых («The Old Church», «Beneath Your Wisdom») не оставляет сомнений в их духовной направленности, а часть, включая титульную пьесу, заставляет ее предположить. Если не учитывать небольшую интерлюдию «Piano Interlude – Meditation», то, пожалуй, лишь финальная «Seattle Song» выбивается из этого вполне религиозно ориентированного ряда.
Зато на примере этой пьесы Торд приоткрывает нам дверь в свою творческую лабораторию: «Композицию под названием Seattle Song я придумал в ходе саундчека в Сиэттле в феврале 2023 года. Такое происходит довольно часто — перспективные идеи для мелодий, грува, риффов или текстуры звука возникают в процессе джемминга на саундчеках или когда дурачишься за клавишами, пока коллеги настраивают инструменты. Порой материал требует доработки в более сложные формы с дополнительными частями, но в этом случае простенькая басовая тема ни в чем дополнительном не нуждалась. В начале я предполагал, что это будет сольная интерлюдия на фортепиано, но Стейнар и Ярле спонтанно присоединились, и всё было сыграно так красиво и естественно, что она стала очень дорогой всем нам мелодией для трио».
Альбом «Seeing» увидел свет на ЕСМ в ноябре, но я рад, что услышал эту музыку в середине декабря, когда впереди рождественские праздники и Новый год, а это время не только для веселой суеты и подарочных забот, но и для мыслей о базовых ценностях нашего существования в этом мире. Работа эта отличается от традиционных альбомов рождественской тематики, которая составляет особую и весьма коммерчески перспективную часть музыкальной продукции. Воздействие музыки Торда Густавсена, всегда возвышенно-медитативной, именно в этом альбоме особенно сильно коррелирует с подобной направленностью мыслей. Постарайтесь в нее вслушаться!
https://music.yandex.ru/album/33532637