João Lobo «Simorgh» (Les Albums Claus / Shhpuma)
Альбом португальского барабанщика Жуана Лобу, записанный вместе с его братом гитаристом Норберту Лобу и молодым контрабасистом Соэтом Кемпиниром, с первых секунд ошарашивает своей энергией. Братьев не раз выпускали лейблы Shhpuma и Silent Water, а вот для Соэта пластинка стала третьей в дискографии. По сути, альбом «Simorgh» — это пример классического пауэр-рока, где все трое музыкантов заразительно сражаются друг с другом в скорости и искрометности. Однако этот альбом отличается от подобных необыкновенной страстью — гитарные соло здесь насыщены мелодиями и огнем, ритм-секция, обгоняя сама себя, вырисовывает квадраты уникальной сложности. Выделю ключевой трек «Chosta» с закольцованными и продабленными ритмами, которые иногда напоминают звуки скоростного поезда, и до слез пробирающей электрогитарой, что напевавает-навывает грустную и вместе с тем горячую мелодию.
Carsten Meinert «C. M. Musictrain» (Stunt)
Датский саксофонист Карстен Майнерт известен многим благодаря пластинке «To You», записанным с его квартетом в 1970 году. Но не многие знают, что за год до этого Карстен собрал группу дебютантов для записи своего самого амбициозного альбома. В состав вошли молодые музыканты, которые впоследствии превратились в звезд скандинавского и мирового джаза — это Пьер Дёрге, Эрлинг Кронер и многие другие. Пластинка «C. M. Musictrain» была записана за один день — 24 августа 1969 года — спустя полнедели после того, как на другом берегу океана Дэвис закончил с «Bitches Brew». Однако лично для меня альбом Карстена звучит во много раз современнее и ярче, нежели нетленка Майлза. В «C. M. Musictrain» слилось всё, что можно услышать в джазовой музыке на тот момент. Психоделический рок в несколько наэлектризованных гитар на высоких скоростях врезается в хамоватый фри-джаз; нагловатый фьюжн переполняется чувствами и сливается с лучезарным соулом, а вертлявый фанк норовит превратиться в дерзкий панк (которого на тот момент еще и не придумали). Всё это сыграно с бешеной энергией двадцатилетних фактически с первой попытки. Здесь даже саксофоны обработаны примочками — настолько свеж и современен этот альбом. Пластинка получилась настолько огненной, что спустя несколько месяцев после ее выхода на студии и в офисе лейбла Spectator случился пожар, который уничтожил все остатки тиража, а также мастер-копии. В этом году «C. M. Musictrain» исполнилось ровно 50 лет — по такому случаю этот артефакт эпохи был переиздан и стал наконец-то доступен всем.
Sex Berlin «Skhvatunia» (Sex Berlin)
Вот уж где-где, а в дебютном альбоме группы Sex Berlin из Сергиева Посада фьючер-джаза хоть отбавляй. Фьючер-джаза по-настоящему футуристического, безумного, смелого — а не того беззубо списанного с проектов Шабаки Хатчингса, которым нас пытаются накормить некоторые другие дебютанты. Дуэт саксофониста Александра Тимофеева и мультиинструменталиста Антона Гарькина при помощи многочисленных друзей успешно уместил в одной пластинке всё, о чем можно мечтать. И, кажется, в российском свободном джазе и пост-индастриале случился прорыв. Звуковая картинка тут меняется настолько шустро, что только успевай следить. Нахрапистый фри-джаз блистательно соединяется с абстрактным электро, синтетическая и гитарная психоделия сгустками сочится из стен. Предметы индустриального происхождения вместе с хлопками и шепотами позвякивают и выстраиваются в дивную ритмическую картинку. А неожиданные обэриутские речитативы, не щадя, разрывают реальность альбома в куски. Блистательный дебют высочайшей степени смелости, к которому хочется возвращаться и исследовать его вновь и вновь.
Agile Experiments «Alive in the Empire» (DDR)
Сносящий напрочь башню новоджаз от квартета британского барабанщика Дейва де Роса. В составе также числятся контрабасист-махина Джон Эдвардс, невероятно талантливый клавишник Дэн Николлс и горячий саксофонист Джордж Кроули. Играют на бешеных скоростях, зачастую улетая в абстрактные миры, полные световых галлюцинаций. Николлс в самых лучших традициях, никогда не перетягивая на себя одеяло и не играя конкретные аккорды, создает космический ландшафт, рисуя своими синтами то быстрые вспышки сверхновых, то вселенского масштаба галактики мерцающих вихрей. Кроули то поливает всухую, то жмет на педали примочек, отлетая со своим саксом в соседние звуковые пространства. Эдвардс, как истинный джазовый работяга, талантлив во всем: то наяривает пышный постбоповый грув, то смычком выводит кривые траектории движения звука. Ну а де Рос, драйвер этого корабля, виртуозно играет ритмами — то разгоняется до сверхзвуковой, то исчезает в бэкграунде, заслоняемый другими участниками космической гонки.
Gerald Cleaver «Signs» (577 Records)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
Удивительный сольник в этом году записал детройтский барабанщик Джералд Кливер. Частый участник коллабораций с Уильямом Паркером, Мэтью Шиппом, Вададой Лео Смитом и другими именитыми импровизаторами, он взял и выдал на своих модулярах и драм-машинках полностью электронный альбом. Получилась глубоко атмосферная запись, пытающаяся быть альбомом классического детройтского техно. Но что-то с ней не то — кажется, Кливер недостаточно много ходил на рейвы и пробовал экстази, чтобы задумываться о важности провалов и дропов в танцевальной музыке. В «Signs» вообще не так-то просто быстро подстроиться под ритм — он, будто до сих пор существуя в мире джазовых импровизаций, начинает ускользать и спотыкаться. Вместе с тем Кливер уделяет и совершенно особое внимание мелодической части своих композиций — синтезаторные пробежки скупы и непоследовательны, однако всегда отрабатывают свою клубную принадлежность. Альбом «Signs», в итоге, является одновременно и джазовой музыкой, заключенной в пространствах рейва, и полноценным техно, сыгранным в самое топовое вечернее время на каком-нибудь Montreux Jazz Festival.
Свежие комментарии
«Mohini Dey»
(Mohini Dey Records, 2023)
и Moscow-Kampala:
«В Африке тебе никто
не скажет, что ты налажал»
и Moscow-Kampala:
«В Африке тебе никто
не скажет, что ты налажал»
и Moscow-Kampala:
«В Африке тебе никто
не скажет, что ты налажал»
Кит Джарретт:
сила преодоления