Alexey Kruglov & Krugly Band «Yardbird Suite» (Fancymusic)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Конечно, в большом широком мире репутация саксофониста Алексея Круглова держится прежде всего на его работах в области авангарда, в том числе и весьма радикального. Но вот пришел год 100-летия со дня рождения Чарли Паркера, и Круглов неожиданно для многих в бесконечном потоке своих новых записей (в котором не просто можно, а обязательно нужно запутаться) выпустил крепкий альбом собственных прочтений паркеровских тем. Спойлер: получился всё-таки не совсем бибоп, но мейнстрим-джазовая репутация Круглова, которого в этой инкарнации его безразмерного «Круглого Бенда» поддержали пианист Артём Третьяков, басист Роман Плотников и барабанщик Павел Тимофеев, изрядно поправилась — настолько, что он тут же начал получать приглашения на вполне традиционные джазовые фестивали, и именно с этой программой. Не могу не признать, что, по моим ощущениям, такой экстравагантный поворот в дискографии нашего самого плодовитого импровизатора был необходим — и удался.
Lenny Sendersky & Moon Strings «Blues Mizrahi» (Losen)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

В Израиле, где саксофонист — лидер этого коллектива — живет с начала 2010-х годов, он известен как Ленни Сендерски. Но для тех, кто хорошо знает историю российской джазовой сцены рубежа XX и XXI столетий, не секрет, что Ленни на самом деле — Леонид Сендерский, родом из Питера. В Петербурге родился и этот проект со струнным квартетом Moon Strings: на шоукейсе форума Jazz Across Borders-2018 Сендерского со струнниками услышал директор эйлатского фестиваля «Джаз на Красном море» и с удивлением узнал, что саксофонист тоже израильтянин. Там же Ленни попал в поле зрения норвежской фирмы звукозаписи Losen Records. И вот записанный в 2019 году в Москве альбом вышел — прямо в разгар пандемии. Основа звучания — игра самого Сендерского на альт- или сопрано-саксофоне, встроенная в плотную, но легкую ткань звучания «Лунных струн» (скрипачи Андрей Рухадзе и Артур Адамян, альтист Шамил Саидов и виолончелист Николай Солонович). Этот струнно-духовой конгломерат, как на неколебимой скале, упруго движется на надежном и в то же время моторном основании джазового контрабаса, на котором играет петербургский музыкант Дмитрий Семенищев. Альбом украшают концептуальные краски от специальных гостей: это соло израильского контрабасиста Эхуда Эттуна, вместе с которым Сендерский начинал работу над этим проектом пару лет назад, инструментальный вокал израильской певицы Оши Дабан и валторна самого известного в мире российского артиста в направлении classical / jazz crossover — Аркадия Шилклопера.
Sasha Mashin «Happy Synapse» (Rainy Days)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Второй альбом в сольной дискографии музыканта — дело трудное. Всё лучшее годами готовится для дебюта, а собрать столь же сильный материал для второй записи не всегда просто. Но барабанщик Саша Машин счастливо избежал «синдрома второго альбома». Новая работа — международная, как и дебютный «Outsidethebox» двухлетней давности: американцы Джош Эванс (труба) и Бенито Гонсалес (фортепиано), итальянец Розарио Джулиани (альт-саксофон) и россияне Макар Новиков (бас) и Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон) реализуют на ней лидерскую концепцию Машина. Это не значит, что лидер непрерывно играет соло на барабанах. Просто в ансамбле постоянно ощущается его ведущая роль. Альбом — современный джаз именно с точки зрения барабанщика: непрерывная постановка и решение увлекательных ритмических задач, взаимоувязка безостановочного движения партий иных инструментов в единый, драматургически насыщенный, тонко акцентированный поток музыкальных идей.
LRK Trio «Memory Moment» (Losen/Butman Music)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Если у России есть сейчас узнаваемый джазовый экспорт — а он в последние годы, конечно, есть, — то LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов) находится на острие этого направления. Одними из первых базирующихся в России джазовых ансамблей они стали регулярно выпускать записи на солидном европейском лейбле с хорошей международной дистрибуцией и регулярно гастролировать по Европе, Японии и США. Их четвертый по счету авторский альбом вышел на норвежском Losen Records для мирового рынка, а в России его представляет Butman Music. Это композиционно сложная работа, которая по многоплановости, тембровому и ритмическому разнообразию звучания граничит с современным прог-роком, но тем не менее остается на джазовой стороне — вот только это никоим образом не джазовый мейнстрим. Это современный полистилистический джаз; причем, во-первых, это всемирная музыка XXI века, а во-вторых — музыка безусловно российская по происхождению. Противоречие? Ничуть. Глобальность этой музыки определяется ее укорененностью в национальной культуре, а интонаций и влияний условного Чайковского с Прокофьевым в новом альбоме ничуть не меньше, чем условного Эсбьорна Свенссона — которого, впрочем, трио тоже не миновало.
Nevi «Istanbul Edition» (Losen)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

И еще один российско-международный проект: три турецких музыканта — трубач Тола Бильгин, гитарист Онур Аймерген и басист Озан Муслуоглу, два российских — барабанщик Александр Боженко и пианист Андрей Кондаков. Запись была сделана в Стамбуле осенью 2018 года, а вышла на норвежском лейбле Losen Records в самом начале пандемии, в марте 2020-го. Из десяти треков только один, последний — джазовый стандарт, а остальные девять — авторские, причем одну пьесу написал Боженко, а три — маститый петербургский композитор, музыкант и продюсер Кондаков. Остальные внесли в репертуар квинтета турецкие участники. Получилась увлекательная, весьма современная по звучанию смесь стилей и направлений. Сложные полиритмы, изрядное влияние классического звукоизвлечения (прежде всего в игре трубача) при доминировании строгого, академически богатого звука акустического рояля склоняют общую сумму в сторону прохладной, спокойной, умной и захватывающе меланхоличной стилистики ECM. Пройдя полный цикл от горячего Средиземноморья через язык американского джаза к русскому классицизму, выпущенный на норвежском лейбле альбом утверждается в конце концов в североевропейском звучании. Это не мейнстрим из США: это европейский джаз, родившийся из не менее сложной системы влияний, чем та, что в прошлом веке породила американский джаз.
Свежие комментарии
«Seeing»
(ECM, 2024)
человек, переигравший гитару
Play the World’s First Album
of Soviet Jazz Themes
(ÄVA, 1963)
«The Poll Winners»
(Contemporary, 1957)
«Mohini Dey»
(Mohini Dey Records, 2023)