Alan Braufman «The Fire Still Burns» (Valley of Search)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
Не знаю как вас, но меня воодушевляют такие истории. 69-летнего дедушку, в 1970-х годах записавшего давно уже ставшую предметом коллекционирования пластинку и после этого более-менее замолчавшего, через 35 лет племянник пинками загоняет обратно в студию. В ней же благодаря всё тому же племяннику оказывается клавишник из квартета, участвовавшего в той записи — который за прошедшее время стал без малого великим музыкантом. Вместе они выпускают альбом под названием «Пламя всё еще горит», и он, разумеется, звучит совсем не так, будто пламя тонко, под струйками дождя и сквозь морозы, как-то умудряется гореть. А как калифорнийские (ну или родные таежные, сибирские) пожары — пожирает километры леса, человеческие обители, дороги, всё подряд. Нет ему конца и нет от него спасения.
Bent Arcana «Bent Arcana» (Castle Face)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
Если это ходит как ECM, говорит как ECM и ест как ECM — значит это ECM. Джон Двайер, гитарист и вокалист великолепной калифорнийской гаражно-роковой группы Thee Oh Sees, собравший состав под названием Bent Arcana и выпустивший одноименный альбом, не скрывает своих ориентиров: магические три буквы уже открыто горели светлым сиянием в пресс-релизе пластинки, — правда, наряду, например, с термином «краутрок». Не будем останавливаться на краутроке (развитием его канонических устоев Двайер и так периодически сам по себе прекрасно занимается в Thee Oh Sees), но вот ECM семидесятых здесь слышится и узнается моментально. Слышали альбом «Gateway» Джона Аберкромби, Дэйва Холланда и Джека ДеДжоннетта? Если да — то эта запись для вас, ведь «Bent Arcana» напоминает расширенную до масштабов всего лонгплея открывающую «Gateway» вещь «Back-Woods Song». Да, ничего неожиданного; да, это «ненастоящий» джаз; да, это белые люди косплеят других в основном белых людей, — но не сдаться этому всему решительно невозможно.
Alex Zhang Hungtai & Pavel Milyakov «STYX» (PSY X)
Еще больше поддельного джаза: дуэт одного из любимых музыкантов Дэвида Линча, бывшего лидера группы Dirty Beaches (а может, и единственного участника группы Dirty Beaches в принципе) Алекса Чжана Хунтая и российского композитора электронной музыки Павла Милякова, (пока что) больше известного как buttechno. Последний, правда, выступает здесь в качестве органиста и электрогитариста — но при этом издает звуки, шорохи и крики, похожие на те, что получаются у Милякова при помощи Max/MSP на его изданных под собственным именем релизах. Чжан Хунтай же играет на саксофоне — и пусть делает это не очень умело, но с перекрывающей все остальные недостатки душой и уверенностью. Хочется вспомнить еще одного мастодонта ECM, Джона Сурмана, но с оговоркой, что «STYX» — не подражание (тем более что Сурман вряд ли был авторами взят за шаблон), а поистине оригинальная работа, требующая к себе соответствующего отношения.
Tyshawn Sorey «Unfiltered» (Tyshawn Sorey)
Я, честно признаюсь, не совсем уверен, что какие-либо альбомы из моего списка, исключая разве что запись Брауфмана, большинство слушателей будут ассоциировать с джазовой или даже постджазовой музыкой. Очередная запись Тайшона Сори и его ансамбля не исключение. Хотя, казалось бы: Сори — нынешняя звезда джазового авангарда, герой эссе в интеллигентном журнале The New Yorker, любимый барабанщик Мэрилин Криспелл, прямой наследник Энтони Брэкстона по слиянию континуумов джаза и европейского академического авангарда. Но на «Unfiltered» у него вновь — как и на трехтомнике «Pillars» 2018 года, — вышла музыка совсем потусторонняя и, по-хорошему, существующая вне любых континуумов, канонов, сводов правил и прочей мишуры, не нужной для поистине оригинальной композиторской мысли. Помнится, когда два года назад журнал The Wire поставил запись Шабаки Хатчингса на первое место в списке альбомов года, а «Pillars» — не поставил, я в сердцах написал злой твит их главреду Дереку Уолмзи: дескать, ну как так, старичок, обидел ты мир и музыку обидел. Готов повторить этот же фокус с «Unfiltered», если этому альбому британские снобы тоже не проявят должного почтения.
Thelonious Monk «Palo Alto» (Impulse!)
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
Ну. Вы понимаете. Это, конечно, читерский ход — вставлять в список концертную запись легендарного пианиста, сделанную 62 года назад и пылившуюся все это время на полках. Но поскольку строки эти пишутся вскоре после отхода в мир иной величайшего из всех читеров и хитрецов Диего Марадоны, рукой бога пронзившего гнилую британскую империю в сердце, я буду надеяться, что мне можно. Ну и, право слово, вы точно хотите сказать, что слышали за целый год новую запись лучше этой, вытащенной из безвременья? Монк торопится закончить, тинейджеры в школе Пало-Альто не могут понять, как им толком реагировать, музыка лавирует между спешкой и конфузом. В ней больше энергии, чем на почти всех концертных записях Монка, — и одновременно больше усталого мастерства; много души и спонтанности — но на удивление еще больше автоматизма, делающего ее совсем бесчеловечной. Как это слушалось в актовом зале? Наверняка как читерство. Такого не может быть, такого не могло быть, такого больше не будет.
Свежие комментарии
«Seeing»
(ECM, 2024)
человек, переигравший гитару
Play the World’s First Album
of Soviet Jazz Themes
(ÄVA, 1963)
«The Poll Winners»
(Contemporary, 1957)
«Mohini Dey»
(Mohini Dey Records, 2023)