«Поставь мне джаз» Vol. 105: Валерий Степанов | Джазист | «Поставь мне джаз»

«Поставь мне джаз»
Vol. 105:
Валерий Степанов

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Поставь мне джаз, Валерий Степанов

Валерий Степанов,
мультиинструменталист,
композитор

Пытаясь собрать плейлист из любимой музыки, которой очень много, я понял, что джазом в чистом виде однозначно не ограничусь. Думаю, идеальный плейлист состоял бы из музыки, на которой я рос и которую с удовольствием слушаю до сих пор. Бывает, что хочется слушать месяцами исключительно то, что слушал в детстве и юности. Эти детские и юношеские музыкальные впечатления я постарался выстроить строго в той хронологии, в какой они появились в моей жизни. Итак, поехали.

Началось всё, наверное, с того, как папа попросил у друга виниловый проигрыватель, чтобы я послушал пластинку Оскара Питерсона, живой концерт 1978 года в Париже с Джо Пассом на гитаре и Нильсом Педерсоном на контрабасе. Тогда мне очень повезло, потому что этот лайв Питерсона кажется мне самым лучшим из его всех существующих живых записей. Пружина и «кач» невероятны; это первооснова, которая должна быть единственно возможной для начинающего музыканта, чтобы продолжать свой музыкальный путь. Слушая, как начинается соло Оскара после соло Нильса в «Place St. Henri», я до сих пор не могу усидеть на месте.

Чик Кориа и Джордж Бенсон появились в моей жизни почти одновременно. Такое сочетание — немыслимая эклектика. Весь Elektrik Band Кория — must have, но альбом «Musicmagic» и одноименную композицию я заслушал до дыр. Многожанровость Бенсона сразу приковала мое внимание. В плейлист я добавил лишь небольшую, но емкую часть того Бенсона, которого очень люблю.

Забавно, что с такими корифеями фортепианного джаза, как Чик Кориа и Херби Хэнкок, я познакомился за рамками их традиционного джазового творчества. Если это был Чик, то сразу Elektric Band, а если Херби, то период его фанковых альбомов 70-х. В плейлист я включил некоторые из его композиций того периода, хотя альбомы Хэнкока «Man-Child», «Headhunters», «Thrust» и «Secrets» необходимо слушать целиком.

Особое место в моем становлении как музыканта занимает барабанщик Дэйв Уэкл. Я включил в плейлист лишь некоторые его композиции, которые люблю особенно, но каждый новый его альбом я всегда ждал с трепетом. Так вышло, что только по приезде в Москву я услышал его альбомы начала 90-х, после чего однозначно понял, что люблю каждый трек каждого его альбома.

Перед тем как в моей жизни стала появляться поп-музыка, непосредственно основанная на джазе, на протяжении лет четырех (где-то с 16 по 20 лет) я очень плотно слушал Кита Джарретта. Я не включил его в плейлист, но это не значит, что он не имел на меня особого влияния. Очень даже наоборот: его концерты, где он один на один с роялем, я переслушивал много раз. В то время я писал много музыки в духе его сольных концертов и всегда с нетерпением ждал от Джарретта очередного фортепианного импровизационного шедевра.

Этот период совпадает со временем моего обучения на теоретическом отделении ЦМШ, где я занимался у композитора и профессора Романа Семёновича Леденёва по личному настоянию Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Тогда, помимо Кита Джарретта, я очень увлекался композиторами-импрессионистами: Равелем, Дебюсси, Пуленком. Балет «Дафнис и Хлоя», Концерт для фортепиано соль-мажор, «Прелюдия» (1913), «Испанская рапсодия» Равеля очень сильно повлияли на меня. Эти произведения в каком-то смысле развязали мне руки как композитору.

Как бы странно это ни прозвучало, но вокальная мелизматика Мэрайи Кэри оказала влияние на мое голосоведение в импровизации. Возможно, не для всех это работает и не многим это близко, но Кэри помогла мне ощутить суть музыки соул и R&B. В тот момент стилистические грани для меня начали быстро стираться, и музыку я стал воспринимать как большой комок настроения и эмоций, а не как конкретный стиль или направление. Считаю такие изменения большим скачком вверх.

Был период, когда о Пэте Метини я знал как о сайдмене и слушал много его записей в этой роли. Только в 2010 году я решил поглубже изучить альбомы Пэта и начал с самого последнего на тот момент — «The Way Up» Pat Metheny Group. Он настолько поразил меня гармонической красотой, что я стал штудировать всю дискографию Метини. До сих пор к треку «Something to Remind You» я возвращаюсь как к лейтмотиву особенных времен для меня — и ностальгирую.

Когда я составлял этот плейлист, меня действительно обволокла ностальгия. О многих других исполнителях я не рассказал. Хотя их всех и не охватишь (хотя об этом можно написать целую книгу), я включил в плейлист музыку некоторых из них. Что-то может показаться весьма неожиданным — например, поп-альбом Эла Джерро «Heaven & Earth». Он для меня особенный.

В общем, такой получился экскурс. Всё перечисленное — своего рода константа, которая никогда не поменяется, основа меня как музыканта, композитора и аранжировщика. Благодарю всех за внимание, и спасибо, что добрались до самого конца.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии