«Поставь мне джаз»
Vol. 44:
Игорь Знаешев

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Поставь мне джаз, Игорь Знаешев

Игорь Знаешев,
главный редактор
издательства «Скифия»,
музыкант, журналист, писатель,
издатель, в интернете известен как Igor Skif

Этот плейлист мной задумывался на основе информации из прекрасной книги джаз-гуру Владимира Фейертага «Джазовые стандарты», где дан рассказ об основных джазовых стандартах, о темах, которые на протяжении десятилетий являются основой, отправной точкой для джазового творчества всё новых и новых музыкантов во всем мире. Оттуда я и взял бóльшую часть информации, которой делюсь. Мне любопытно было отобрать темы одного из композиторов (точнее, сонграйтеров — употреблю джазовый термин) и посмотреть их дальнейшую жизнь в музыкальном мире. Позволил себе и немного похулиганить: скажем, дуэт Би Би Кинга и Эрика Клэптона достаточно неожидан в джазовом сборнике, не так ли? Тем не менее этот плейлист мне нравится. Нравится еще и настроением — оно получилось такое… предрожественское. В ожидании Рождества. Надеюсь, понравится и слушателям.

За основу я взял творчество величайшего джазового сонграйтера Гарольда Арлена (1905–1986). Все предствленные композиции принадлежат ему. Композиторов у нас обычно знают хуже, чем, скажем, вокалистов, поэтому совсем коротко познакомлю вас с его биографией.

Гарольд Арлен родился в Баффало, штат Нью-Йорк, в семье кантора. В детстве он пел в хоре и благодаря домашнему образованию к 13 годам хорошо знал два вида музыки — еврейские религиозные песнопения и джаз. Слыл хорошим академическим пианистом и коллекционировал рэгтаймы. В 15 лет он бросил учебу в Политехническом институте и начал работать тапером в местных кинотеатрах и аккомпаниатором в водевилях. Затем собрал трио для работы в районе «красных фонарей», а потом организовал небольшой оркестр для выступлений на прогулочных пароходах. Стал популярен в Баффало как лидер оркестра, аранжировщик, пианист и вокалист. К 1930 году Арлен перебрался в Нью-Йорк, сотрудничал со знаменитым гарлемским Cotton Club, сочинял музыку для постановок, в которых участвовал оркестр Дюка Эллингтона и сменивший его бэнд Кэба Кэллоуэя. Постепенно Арлен начал сотрудничать и с бродвейскими театрами, а в 1934 году его пригласили в Голливуд. Крупнейшей удачей для него стало подписание контракта на музыку к фильму «Волшебник страны Оз». После выхода этой картины Гарольд Арлен стал богатым, знаменитым и востребованным. До 1970 года композитор верно служил Голливуду, оставив десятки стандартов, шлягеров и просто прекрасной музыки к фильмам. Не будет преувеличением сказать, что музыка Гарольда Арлена во многом сделала традиционный джаз таким, каким мы его знаем.

А теперь — к самой музыке.

1. Dave Brubeck «Over the Rainbow».
«За радугой» — красивая романтическая баллада, ставшая часто исполняемым джазовым стандартом. Гарольд Арлен и поэт Эдгар Харбург сочинили ее в 1939 году для кинофильма Виктора Флеминга «Волшебник в стране Оз». В фильме песню исполняла шестнадцатилетняя Джуди Гарланд, которая позже признавалась, что мелодия Арлена стала символом всей ее жизни. Не было ни одного концерта, где она бы не спела «Over the Rainbow», но мало кто помнит, что на просмотре фильма продюсеры решили вырезать этот фрагмент, полагая, что песня слишком благородна и красива, что она задерживает действие и ее не может петь молоденькая крестьянка на фоне деревенского хлева. Режиссер не сумел отстоять этот фрагмент, а компания Decca сразу же записала пластинку и выпустила ее в продажу без всякой оглядки на капризный Голливуд. После того как успех этой музыки был доказан, песню вернули в фильм. Замечательную версию этого стандарта представил 89-летний Дэйв Брубек на своем последнем студийном альбоме.

2. Cynthia Basinet «It’s Only a Paper Moon».
Песня «Это всего лишь бумажная луна» была написана в 1932 году для ревю «The Great Magoo» («Важная персона»). Продюсер и постановщик шоу просил Гарольда Арлена написать песню для главного героя — циничного зазывалы в развлекательном парке Кони-Айленд. Композитор придумал бесхитростную, простую и симметричную мелодию, слова к которой написали Эдгар Харбург и постановщик спектакля Билли Роуз. Песня стала популярной и в следующем году хорошо вписалась в фильм «Используй шанс» («Take a Chance»). Особую популярность она завоевала в исполнении Нэта Кинга Коула и Эллы Фицджеральд, а когда в 1973 году режиссер Питер Богданович снимал фильм «Бумажная луна», он, конечно же, нашел в картине место для этой знаменитой мелодии. В нашем списке ее исполняет американская актриса и певица Синтия Басинет.

3. Diana Krall «I’ve Got the World on a String».
Гарольд Арлен написал песню «Я держу весь мир на ниточке» в 1932 году. Текст сочинил поэт Тэд Кёлер. Песня вошла в первый хит-парад гарлемского Cotton Club и открывала 21-й спектакль этого заведения. Первым исполнителем был бэнд Кэба Кэллоуэя, а через два месяца Бинг Кросби записал ее с оркестром братьев Дорси. В 1933 ее исполнил Луис Армстронг. Именно с этой песни началось и успешное возвращение Фрэнка Синатры после недолгого упадка его карьеры в начале 50-х. В дальнейшем к ней обращалось множество вокалистов и инструменталистов, а у нас она звучит в исполнении певицы и пианистки Дайаны Кролл.

4. Louis Armstrong & Oscar Peterson «Let’s Fall in Love».
Я бы не сказал, что песни Гарольда Арлена настолько просты, что сразу запоминаются. Но они неповторимо очаровательны и гармонически изысканны. Песню «Давай влюбимся», сочиненную Арленом вместе с Тэдом Кёлером в 1933 году для одноименного кинофильма, слушаем в интерпретации звездного дуэта Луиса Армстронга и Оскара Питерсона.

5. André Previn «Stormy Weather».
6. Billie Holiday «Stormy Weather».
В начале тридцатых годов Гарольд Арлен сотрудничал с самым известным гарлемским заведением — Cotton Club. Это была площадка, на которой господствовали афроамериканские артисты и музыканты, играли оркестры Дюка Эллингтона и Кэба Кэллоуэя, в варьете приходили бродвейские знаменитости, чтобы вкусить прелести блюза и настоящего свинга. Музыку сочиняли и аранжировали талантливые афроамериканцы (Эллингтон, Дон Рэдмен, Бенни Картер и другие) и вряд они нуждались в помощи белых коллег. Тем не менее два белых сонграйтера — Джимми Макхью и Гарольд Арлен — пришлись ко двору. В 1933 году Арлен сочинил «Штормовую погоду» для биг-бэнда Кэба Кэллоуэя, который почему-то внезапно отказался выступать, и вместо него пригласили оркестр Эллингтона. Гарольд Арлен договорился с вокалисткой Этель Уотерс, которая впоследствии вспоминала: «Я пела про историю собственной нищеты и бесправия, о любви и страданиях, о том, как была подавлена». Критики признали, что Арлену удалось написать самый успешный коммерческий блюз после «Сент-Луис-блюза» Уильяма Хэнди. В нашей подборке эта композиция идет в очень любопытной интерпретации американского классического композитора (и почетного рыцаря-командора Британской Империи) Андре Превина и более традиционном варианте великой Билли Холидей. Мне кажется, эти две версии прекрасно дополняют друг друга.

7. B.B. King & Eric Clapton «Come Rain or Come Shine».
Эту песню Гарольд Арлен написал в 1946 году на слова Джонни Мёрсера для бродвейского мюзикла «St. Louis Woman». В спектакле танцевали выдающиеся степисты братья Николас, и один из них, Гарольд, пел эту песню вместе с вокалисткой Руди Холл. Мюзикл выдержал 133 представления. В том же году мелодию записала популярная вокалистка Маргарет Уайтинг с оркестром Пола Уэстона. Следующую запись представили вокалисты Хелен Форрест и Дик Хаймс. Но то, что это выдающийся стандарт, поняли, пожалуй, лет через десять. В 1955 году песню записала Билли Холидей, затем появились версии Джуди Гарланд (1956), Конни Фрэнсис (1959), Рэя Чарльза (1959), Эллы Фицджеральд (1961) и Фрэнка Синатры (1962). А у нас звучит дуэт Би Би Кинга и Эрика Клэптона (2000).

8. Ella Fitzgerald «Blues in the Night».
Композитор Алек Уайлдер сказал: «”Блюз в ночи” — это, безусловно, веха в развитии американской популярной музыки, как в плане текста, так и в музыкальном плане». Арлен и поэт Джонни Мёрсер в 1941 году работали над фильмом «Hot Nocturne», но, когда они показали создателям картины эту песню, фильм переименовали в «Блюз в ночи». В 1942 году Арлена номинировали с этой песней на премию «Оскар», однако награду он не получил. В фильме блюз исполняется в тюремной камере, а поет ныне забытый вокалист Уильям Гиллеспи. В последующие годы песню записали почти все знаменитые оркестры и два десятка вокалистов. Среди них — бэнды Арти Шоу, Вуди Германа, Кэба Кэллоуэя, вокалисты Розмари Клуни, Дайна Шор, Фрэнк Синатра и, конечно, Элла Фитцжеральд, которая звучит в нашем плейлисте.

9. Dianne Reeves «One for My Baby».
Чтобы правильно перевести название песни, следует добавить следующую строчку стиха: «And one more for the road». В результате: «Одну (рюмочку) за мою девушку и одну на дорожку». Русский вариант — и одну на посошок! Стихи Джонни Мёрсера. Несмотря на необычную структуру (16 + 16 + 8 + 18), эта песня тоже стала стандартом. Авторы написали ее в 1943 году для фильма-мюзикла «The Sky’s the Limit», где ее исполнял Фред Астер. «Раскрутил» же песню Фрэнк Синатра, который записал ее в 1947 году, в 1954-м спел в кинофильме «Сердцем молод», а затем включил еще в два альбома. В 50-е годы ее записали Кэб Кэллоуэй, Фрэнки Лэйн, Марлен Дитрих, Тони Беннетт, Билли Холидей, Лина Хорн и другие. В нашем плейлисте ее исполняет Дайан Ривз.

Такие дела. Получившийся сборник кажется мне вполне самодостаточным, особенно в ожидании Рождества и Нового года, и мне очень интересно ваше мнение о нем.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии