Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Арсений Владимиров,
пианист
Как прослушивание музыки влияет на нашу жизнь?
Как пианист и джазовый исполнитель я считаю особенно важным каждый день слушать много разной музыки, но так, чтобы это было так же естественно, как и всё остальное, что вы делаете. Если прослушивание музыки станет привычкой (вроде утренней чистки зубов), жизнь заиграет другими красками. Это может способствовать и профессиональным успехам, если вы музыкант.
Речь идет о тотальном погружении в среду, когда музыка звучит вокруг вас не только на занятиях, лекциях или концертах, а всегда. В нашем высокотехнологичном мире, имея доступ к огромному количеству информации и базовый набор аксессуаров в виде телефона (плеера) и наушников, мы можем познавать великие произведения искусства прямо у себя дома или по дороге на учебу (работу) — в любой обстановке. Можем первыми узнавать о новинках, свежих альбомах и записях, создавать свою собственную медиатеку. Однако эти реалии не всегда позволяют слушать музыку глубоко, и нередко всё сводится к «фоновому» режиму. Времени и терпения на осознанное прослушивание музыки хватает не у всех.
Занятие музыкой похоже на изучение языка. Подобно тому как мы учимся говорить и излагать свои мысли, мы изучаем музыкальный алфавит и учимся его использовать. Но только среда и нахождение в ней дают ощутимое движение и гарантированный результат. Широкий спектр возможностей в наше время позволяет нам «плыть по течению музыкальных волн» куда дольше, чем это было возможно во все предыдущие эпохи. Если раньше информация ограничивалась естественным географическим фактором, а новую музыку можно было послушать лишь на концерте или в условиях нахождения в «тусовке» (иногда мешали еще и технический, политический или экономический факторы), то сейчас почти у каждого человека буквально в кармане находится бесконечное множество материала из разных культур и эпох. Полное погружение в звуки и создание условий для постоянного потока мышления позволяет современному человеку открыть множество тайн и загадок исполнительского мастерства, познать тонкости структуры и гармонии музыки.
Всё сказанное выше может породить несколько вполне логичных вопросов. Первый звучит так: «Не станет ли музыка шумом, который сопровождает жизнь?» Человеку действительно необходима концентрация при прослушивании музыки, полная вовлеченность в процесс. Многие ученые, в частности нейрофизиологи, отмечают, что слушать музыку — это большая работа. Действительно, порой прослушивание некоторых произведений сравнимо с решением сложнейшей математической задачи. Я считаю, что музыка не станет шумом, если вы интересуетесь самим процессом прослушивания и относитесь к музыке как к потоку чистой энергии, который движется во времени. Если чаще слушать разную, в том числе сложную, музыку, то образы и краски, которые создают те или иные музыкальные произведения, станут понятнее, а размышлять в различном жанровом или стилевом контексте станет проще. То, что когда-то казалось сложным, станет понятным. Важно слушать музыку в непринужденной обстановке — именно так формируется среда, в которой растет профессионализм музыканта.
Второй вопрос, который может возникнуть, — это вопрос про активное слушание в противовес «повседневному». Я считаю, что «точечное», активное прослушивание музыки так же важно, как повседневное и повсеместное. Например, когда вы садитесь в полном одиночестве перед проигрывателем и слушаете одну-единственную пластинку. Вы настолько сконцентрированы, что не замечаете ничего вокруг. Есть только вы и музыка, больше ничего. Это помогает разобрать произведение, проследить важнейшие детали исполнения.
Третий возможный вопрос: «Если всё время слушать музыку и заполнять всё звуками, останется ли место для мыслей?» Конечно, во всем нужен баланс. «Музыка — это совокупность звуков тишины и времени».
Я люблю включать новую музыку, когда просыпаюсь и иду завтракать. В последнее время слушаю академическую музыку — Шёнберга, Пярта, Пендерецкого или джазовую — Колтрейна, Майлза Дэвиса, Билла Эванса, Денни Зейтлина. Но этим я не ограничиваюсь и иногда слушаю поп-музыку. Ни одна моя прогулка не обходится без музыки. Анализировать ее в пути для меня максимально естественно.
Этот плейлист не просто совокупность композиций, которые мне нравятся. Это проекция моего состояния, которое способна передать музыка. Подборку открывает Александр Скрябин, а заканчивает Джим Моррисон. Это может показаться странным, но на самом деле это раскрывает всю глубину и разнообразие музыкального искусства.
Слушать на Apple Music | YouTube | Яндекс.Музыка