Что там у... немцев? 8 важных альбомов берлинского импрова | Джазист | Что там у...

Что там у… немцев?
8 важных альбомов
берлинского импрова

В рубрике «Что там у…» мы рассказываем о том, что прямо сейчас происходит на локальных джазовых сценах по всему миру. Делаем мы это через подборки интересных альбомов, вышедших за последние годы. Заранее предупреждаем, что на исчерпывающий рассказ обо всех интересных артистах и записях мы не претендуем. Это попытка сделать «моментальное фото» той или иной сцены глазами наших авторов: кто из музыкантов оказался в кадре в этот конкретный момент, тот и попал на итоговый «снимок». Впрочем, если вы считаете, что кого-то очень важного незаслуженно позабыли, добро пожаловать в комментарии! В нашем эфире — прямое включение из Берлина, где Егор Игнатенков скрупулезно изучает местную импровизационную сцену.

Около 30 лет назад для описания берлинской сцены импровизационной музыки придумали термин Echtzeitmusik, «музыка настоящего (реального) времени». Термин прижился и используется до сих пор. Календарь событий на echtzeitmusik.de позволяет оценить активность и многочисленность берлинских импровизаторов даже в нынешние, не лучшие для концертов времена. Поэтому, чтобы не превращать этот материал в бессвязный и бесконечный список, я решил сформулировать некоторую концепцию в трех принципах:

  1. «Реальное время, реальное место». Здесь представлены записи, сделанные в Берлине относительно недавно (самая ранняя — 2013 год), причем берлинскими музыкантами, которые и сейчас активно выступают в городе. Но плохо то правило, в котором нет исключений. В итоге в список всё же пробрались заезжие Ева Риссер и Ингебригдт Хокер Флатен, а также недавно уехавший из Берлина Войтек Байда.
  2. «Берлинский интернационал». По данным 2020 года, в Берлине проживают представители 191 национальности, да и приезжих из других земель Германии немало. Конечно, это отражается и на музыке. Я постарался осветить и этот аспект.
  3. «Нас много и мы любим друг друга». С одной стороны, хотелось упомянуть как можно больше разных музыкантов. С другой, вышло так, что некоторые имена фигурируют в тексте больше одного раза, поскольку местной сцене свойственны коллаборации.

Результат всё равно получился крайне субъективным и не претендует на полноту, но, возможно, даст начальное представление о том, кто и что играет сейчас в Берлине.

Dörner, Johansson, Neumann
«Barcelona Series at Akademie der Künste Berlin 2018»
(SÅJ-Records, 2020)

Bandcamp

Начнем с почестей, как и положено приезжим: отдадим должное представителю местных импров-патриархов. Швед Свен-Оке Йоханссон переехал в Берлин в конце 60-х и барабанил в проектах всех основоположников европейского фри-джаза: Петера Брётцманна, Манфреда Шофа и Александра фон Шлиппенбаха. Сейчас Йоханссону под восемьдесят, он выступает не так часто и, по большей части, со старыми друзьями, но всё еще в строю. «Barcelona Series» — его проект с уклоном в бесстрастный минимализм и редукционизм, существующий с конца 90-х и включающий двух более активных участников берлинской тусовки. И Аксель Дёрнер, и Андреа Нойманн переехали в Берлин с Запада в середине 90-х. Дёрнер изучает и расширяет возможности извлечения звуков из трубы; желающих углубиться в тему можем отослать к свежему видеоинтервью с Кеном Вандермарком, всю вторую половину которого Аксель играет на своем модифицированном инструменте с большим количеством ручек и кнопочек. А Нойманн играет вилками, бритвами и картофелемялками на сделанном на заказ пианино без клавиш под названием Innenklavier.

Takatsuki Trio Quartett feat. Silke Eberhard
«At Kühlspot»
(577 Records, 2021)

Bandcamp

Takatsuki Trio Quartett — это финн Антти Винтаранта на контрабасе, японка Риеко Окуда за роялем и гитарист и сямисенист Йошуа Вайцель, уроженец небольшого германского городка Касселя. Играет трио, впрочем, вчетвером. Необходимое условие для выступления — наличие какого-нибудь гостя; отсюда и название проекта. Приглашенные музыканты могут играть на чем угодно (были выступления с электроникой, барабанами, упомянутым выше трубачом Акселем Дёрнером), что обеспечивает своеобразие каждого концерта. Еще одна особенность — максимальное использование возможностей своих инструментов Виртарантой и Окудой. Антти играет и пальцами, и смычком, выше и ниже подставки, елозит ладонью по деке, отстукивает ритм. Риеко переключается между быстрыми объемными пассажами, щипанием струн и киданием на них всяческих предметов. Вайцель обходится тем, что регулярно чередует гитару и сямисен. Музыка звучит довольно гипнотически, а гости действительно оказывают на нее существенное влияние. Саксофонистка Сильке Эберхард (тоже живет в Берлине и много концертирует), например, очень любит джаз и выпустила несколько альбомов, на которых переосмысляет творчество Чарльза Мингуса, Орнетта Коулмана и Эрика Долфи. На записи, сделанной в 2020 году в крошечном клубе Kühlspot, заметно, что временами она утягивает остальных музыкантов за собой на территорию фри-джаза — область, в целом этому трио не свойственную.

Eric Wong, Philippe Lemoine, Rieko Okuda, Antti Virtaranta
«Nussbreite, Berlin, 2015»

(Nussbreite, 2016)

Bandcamp

Гитарист Эрик Вонг родился в США и вырос в Гонконге, саксофонист Филипп Лемуан — француз. В первой части альбома они демонстрируют поразительное взаимопонимание в дуэте, во второй к ним присоединяются упомянутые выше Риеко Окуда с Антти Виртарантой. Такой состав выглядит предтечей Takatsuki Trio Quartett, но Вонг всё же существенно отличается по стилю игры от Йошуа Вайцеля. К тому же запись из тех времен, когда Окуда иногда играла не только на рояле, но и на альте. На этой записи — концерт в созданном двумя энтузиастами клубе-гостиной Nussbreite, который просуществовал лет пять в удаленном от центра районе Веддинге и закрылся в 2019-м, когда владельцы здания вдвое подняли арендную плату. Эта деталь могла бы стать грустной иллюстрацией к статье про джентрификацию Берлина.

Mazen Kerbaj, Ingebrigt Håker Flaten, Tony Buck
«MOT»

(self-released, 2018)

Bandcamp

Австралиец Тони Бак перебрался в Европу в 90-е, что не мешает ему уже больше тридцати лет играть на барабанах в главном австралийском авант-джазовом трио The Necks. Мазен Кербаж — трубач из Ливана, не теряющий связей с родиной, и один из организаторов прошедшего недавно фестиваля Irtijal 2021, в рамках которого более двадцати берлинских и ливанских музыкантов играли друг с другом в самых разнообразных составах. В скобках замечу: также Мазен выпустил в прошлом году замечательный сольный альбом рингтонов, длительности композиций на котором могут позавидовать лучшие грайндкор-коллективы мира. Казалось бы, вместе со звездным норвежским контрабасистом Ингебригтом Хокером Флатеном могло получиться неплохое джазовое трио, но это было бы слишком просто. Так что вместо традиционного джаза — потусторонние шорохи, стуки, скрипы и завывания. Записано в 2017-м дома у Тони Бака.

Ignaz Schick, Louis Rastig, Marcello S. Busato
«VOTOMT»

(Zangi Music/ Zarek, 2020)

Bandcamp

Саксофонист Игнац Шик — баварец, приехавший в Берлин в 90-е. Он застал первое поколение «эхтцайтмузик» и сам стал его частью. Активно он играет до сих пор; впрочем, ему всего 49 лет. Барабанщик из Милана Марчелло Сильвио Бусато чуть моложе, он приехал в Берлин в 2002-м и очень востребован. Долгое время он курировал арт-программу крошечного клуба Loophole, специализирующегося на импровизационной музыке. Обычно Марчелло играет довольно сдержанно, но при необходимости дает жару. Луис Растиг — молодой берлинец, пианист, организатор нескольких фестивалей. На этой записи концерта 2013 года в клубе Ausland трио играет фри-джаз с сильным уходом в свободную импровизацию.

Cranes: Matthias Müller, Eve Risser, Christian Marien
«Formation < Deviation»

(Relative Pitch, 2021)

Bandcamp

Еще двое перебравшихся в свое время в Берлин западных немцев — часто играющие вместе тромбонист Маттиас Мюллер и барабанщик Кристиан Мариен — объединились на этом альбоме с французской пианисткой Евой Риссер. Бэкграунд у всех разный. У Мюллера богатое прошлое в сфере классической музыки, Мариен играл Чарльза Мингуса в трио с саксофонисткой Сильке Эберхард, чье имя здесь уже всплывало. Риссер когда-то числилась в штате Национального джазового оркестра Франции. Поразительный альбом, на котором вроде бы ничего не происходит: тромбон, пианино и барабаны умудряются создавать ровный гул, который хочется слушать не переставая.

Dirar Kalash, Jasper Stadhouders
«Live at the Workshop»

(al-bayān, 2020)

Bandcamp

Палестинец Дирар Калаш — мультиинструменталист: он играет на саксофоне, уде, рояле и электронике. Обложкой к альбому стала картина его же кисти. Голландец Яспер Стадхаудерс, возможно, более всего известен как участник квартета Кена Вандермарка Made to Break. Калаш и Стадхаудерс часто играют друг с другом, а этой осенью, например, устраивали двухдневный фестиваль-резиденцию в клубе Au Topsy Pohl, в рамках которой переиграли с десятком берлинских музыкантов. Яспер, в частности, запомнился экспрессией, с которой он лупил железной ложкой по своему «Гибсону». На этой первой совместной записи они притираются друг к другу. Здесь задокументировано одно из их ранних выступлений, датированное 2018 годом. Калаш сначала играет на саксофоне, потом переключается на уд. Послушать стоит хотя бы ради небанального набора инструментов дуэта (уд плюс гитара). Первую часть записи можно сравнить с дуэтом Эрика Вонга и Филиппа Лемуана — и не найти ничего общего. 

Mia Dyberg, Marcello S. Busato, Wojtek Bajda aka Xing
«SOWIESO berlin»
(self-released, 2016)

Bandcamp

Польский духовик Войтек Байда активно выступал и записывался в 2015–2018 годах, но пару лет назад переехал в сельскую местность где-то на юге Франции. К счастью, он оставил после себя много записей, которые заслуживают внимания. На этом концерте 2016 года в нойкёльнском клубе Sowieso сам он играет на кларнете, датчанка Миа Дюберг (только-только переехавшая на тот момент в Берлин) — на саксофоне и флейтах, а упоминавшийся уже Марчелло Бусато — на барабанах. Бусато, как это ему свойственно, флегматично-харизматичен, Дюберг и Байда ведут неторопливые беседы друг с другом, чередуя разные техники игры на своих инструментах.

Бонус-альбом

Lucy Railton
«5 S-Bahn»

(Boomkat, 2020)

Bandcamp

В заключение — альбом, на котором Берлина больше, чем собственно музыки. Прошлой весной во время локдауна англичанка Люси Рэйлтон записала в своей квартире в Пренцлауэрберге дуэт с берлинскими электричками. Поезда, виолончель, колокольный звон, умиротворяющие мурчания под нос — звук настоящего Берлина, который нельзя не любить. Релиз вышел исключительно в цифре и на кассете.


 

Об авторе

Егор Игнатенков

Data Scientist из Берлина. Люблю циферки, Петера Брётцманна и узнавать, кто, когда и с кем. Автор Telegram-канала Current Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии