«Поставь мне джаз»
Vol. 133:
Лейла Челях

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Поставь мне джаз, Лейла Челях
Фото Марии Бондаревой

Лейла Челях,
певица

Мой джаз начался с мастер-класса Игоря Бутмана. Когда мне было лет пятнадцать или шестнадцать, он приехал в Хабаровск, где я жила и училась в колледже на дирижера хора. Словно завороженные, мы смотрели на московских артистов, а Игорь Михайлович щедро раздавал соло, шутил и делился опытом. Я несмело подняла руку и сказала что-то вроде: «Игорь Михайлович, а вы знаете композицию “Summertime”? Можете сыграть?» Таким было тогда мое представление о российском джазе и его действующих лицах! Меня подняли на смех и на сцену. И вот я уже стою с Игорем Михайловичем, громко пою, трясусь, а он умудряется одновременно играть и подсказывать мне слова.

После мастер-класса ко мне подошел кларнетист Виталий Кирисик, у него был свой бэнд, который играл диксиленд. И началось… Виталий приехал ко мне домой, познакомился с моими родителями, скинул на компьютер библиотеку с «минусами», фильмами и книгами о джазе.

Еще один важный для меня человек — Виктор Полищук, который преподавал в интернате и играл русский рок. Как-то раз он предложил мне вместе спеть «Всё в мире любовь» Александра Градского и открыл для меня еще один мир. Виктор подарил мне несколько дисков — это были джазовые «фирмачи», но не только, а самыми ценными среди подарков оказались альбом группы Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» (с постерами!) и фильм «Стена». Мы еще много раз встречались, и я всегда получала подарок — диски и рассказы о великих музыкантах. Вообще, мне всегда везло на хранителей и популяризаторов музыки: они хотели вложить в меня всё, чем вдохновлялись сами, а я с благодарностью впитывала это как губка.

В музыкальном плане на меня сильно повлияло обучение в Хабаровском краевом колледже искусств. Мы исполняли огромное количество произведений, от духовных стихов до обработок народных песен. Помню своих педагогов: у руководителя хора Ольги Викторовны Герасименко мне посчастливилось солировать в серьезных академических произведениях, а с Татьяной Владимировной Исаковой мы исполняли произведения Юрия Фалика и современных дальневосточных композиторов, Новикова (нанайские песни), Танеева, Щедрина… Бесценным опытом был для меня тогда приезд Эдуарда Артемьева: вместе с симфоническим оркестром и большим сводным хором под управлением маэстро мы исполняли «Слушая Баха». Вспоминаю об этом — и снова мурашки по коже…

Я очень благодарна маме, которая частенько на кухне устраивала для меня концерты и пела «Когда цвели сады» Анны Герман, песни Толкуновой и других советских артистов. Думаю, это послужило толчком к тем программам, которые я делаю в этой стилистике.

Классическая и джазовая музыка сопровождали меня, пока я училась в Хабаровске. По приезде в Москву я попала в группу Moscow Gospel Team, благодаря которой узнала о Клубе Алексея Козлова, который тогда еще находился на метро «Проспект Мира». А по утрам я бегала в храм, где пела в православном хоре.

Первым московским артистом, которого я открыла для себя, была Анна Королева, резидент Клуба Алексея Козлова, мой настоящий друг и большой музыкант. Анна организовывала в Клубе соул-фестивали — для нас они были праздником и возможностью почувствовать себя на серьезной сцене. (Аня, прости, что выдаю тебя, но хочу кое о чем сказать!) Анна так и не взяла меня в ученики, потому что не хотела влиять на мою индивидуальность, но я всё равно многому научилась у нее, просто посещая ее концерты. Поэтому хочу дать всем один важный совет: ходите на концерты — инструментальные, вокальные, любые — и питайтесь музыкой, энергией, которой так щедро делятся наши музыканты.

Вся музыка, которая в тебя входит, остается где-то там, внутри, и ждет своего воплощения. Поэтому я советую слушать классическую музыку, даже если на первый взгляд она не совсем понятна. Слушайте! Слушайте музыку разных народов, интересуйтесь и будьте голодны до новых созвучий и традиций. Впитывая музыку высокого качества, мы формируем наш способ мышления. Наш опыт и традиции в слиянии с традициями других стран и цивилизаций могут сотворить что-то прекрасное. Вдохновить, научить и воспитать.

Кто знает, может быть, кто-то услышит мой плейлист и зажжется любовью к джазу, как когда-то зажглась и я. Для меня это было бы большим подарком.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

1 комментарий

  • Прекрасная и очень личная статья. Прочитал с удовольствием, теперь предстоит ознакомиться с плейлистом
    Благодарю за статью

Jazzist

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии