Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Юрий Ланкин,
мультиинструменталист
(amwood, «Живущие в Хоботе»,
Japanese Noir, «Полиэфир», «Затворница»),
сооснователь лейбла
«Звуки Лука» (Onion Sounds)
Я уже и не помню, когда начал интересоваться джазом. У меня рокерский бэкграунд: подростком я слушал все виды метала, очень любил дэт- и блэк-коллективы, играл на барабанах с карданом. Сейчас всё это для меня пыль, кроме, наверное, двух групп — Meshuggah и Slayer. Постепенно молодецкое лихо ушло, но на инструменте напрактиковался я досыта!
Первое, что меня потрясло из условного джаза, — это альбом «One-Armed Bandit» норвежского тентета Jaga Jazzist. Я даже сейчас очень люблю этот альбом целиком и полностью, изучил его вдоль и поперек с тех пор, как впервые услышал в 2010 году. У Jaga Jazzist очень узнаваемые гармонии и мелодии. Правда, в новых работах есть небольшие самоповторы, но это не отменяет всей красоты.
Погнали дальше.
Примерно в то же время мне попался красивейший и сочный лайв Аллана Холдсворта, Алана Паскуа, Джимми Хэслипа и Чеда Уэкермана «Blues for Tony. Это один концертов, на котором коллеги отдают дань новатору игры на барабанах Тони Уильямсу. В заглавном треке Уэкерман с чувством играет потрясающее барабанное соло, поклоняясь памяти Тони.
Здесь я хочу отдельно акцентировать внимание на гитаристе Аллане Холдсворте — это вообще мой самый-самый любимый гитарист. Как играл он, не играет никто. У него абсолютно «отъехавший» инопланетный саунд. И еще мне нравится, что гитарист группы Meshuggah, которую я уже упоминал, в своих соляках буквально цитирует Аллана.
Недавно я узнал, что Холдсворт писал халтурку для группы «Парк Горького», которую папа ставил мне на кассете в дремучем 1996 году! У меня будто сложился пазл — и соло Холдсворта просто вспыхнуло в моей голове.
Если идти дальше по гитарам, то вторая любовь — это Марк Рибо, о котором я узнал благодаря альбому «Девушки поют» группы «АукцЫон». Мне нравятся и сольные работы Марка, в первую очередь его группа с Шахзадом Исмаили и Чесом Смитом Ceramic Dog. Это идеальное сочетание панка и джаза, всё в нужной пропорции. Но на этом моя любовь к панк-джазу, кажется, заканчивается.
Чтобы далеко не отползать от Марка Рибо, добавлю сюда трио Medeski, Martin & Wood и их альбом с Джоном Скофилдом «Juice». Сам по себе Скофилд для меня скучноват, а вот барабанщик Билли Мартин — это вышка. Послушайте его сольные альбомы, этакие компиляции битов и ничего более.
Думаю, пора заканчивать со старичками, и последним в моем списке будет дебютный альбом Pat Metheny Group 1978 года. Я даже купил эту пластинку (старую-престарую, сыпется конверт) на Discogs. Очень красивая музыка.
В какой-то момент я захотел освоить трубу — естественно, под влиянием Майлза Дэвиса. Доосваивался до такой степени, что создал свою экспериментал-группу amwood, а потом меня позвали во фри-джазовый коллектив «Живущие в Хоботе». Теперь же вместе мы с другом, кинооператором Антоном Хамчишкиным, создали микролейбл «Звуки Лука», где выпускаем свои записи и работы своих друзей.
С трубачами, кстати, у меня сложно. Есть какие-то очевидные мужики типа Маттиаса Эйка, Роя Харгроува и других (список продолжите сами), но их я слушаю скорее из каких-то других побуждений, нежели просто удовольствие. Может, хочу научиться лучше играть?..
Так, а кого же упомянуть из молодых? Ну, совершенно точно на первый план я поставлю Сэма Гендела за его шутливый вонки-джаз и склонность выпускать по сотне альбомов в год. Выделить что-то одно для меня нереально, поэтому послушайте альбом «Fresh Bread». Можно и нужно включать шаффл; такое ощущение, что человек прямо вот сейчас делится с тобой демками, причем делится с тобой одним.
Совсем из другой оперы, но не менее примечателен Юссеф Дэйес, но хочу оговориться, что сладкий смус, который он делает, мне неинтересен. Самое крутое было в 2016 году, когда они с Камаалом Уильямсом выпустили альбом «Black Focus».
Хочется разбавить плейлист чем-то неджазовым! Пусть это будет эмбиентная дива Лорел Хейло и страннейший электронщик Ahnuu. Слушайте весь его альбом «Perception» — это чудо.
Прямо сейчас в моем плейлисте прописался контрабасист Петтер Эльд — резидент лейбла ECM, хотя ценен он даже не этим, а тем, как Петтер мастерски извращается с акустическими инструментами, но с более, я бы сказал, электронным подходом. Чтобы составить первое впечатление, подойдет его ремикс на Jaga Jazzist.
А напоследок хочется добавить в плейлист рояльных мужчин — это Ronin Ника Берча и The Necks. Ах да, еще Dawn of Midi. Их всех я полюбил в ковидный период — мир для меня как будто замирал, когда я включал очередную медитативную пьесу и работал за компом. И даже сейчас, когда мне нужно сконцентрироваться, я включаю Ника Берча. Он самый-самый.