«Поставь мне джаз» Vol. 29: Павел Сурков | Джазист | «Поставь мне джаз»

«Поставь мне джаз»
Vol. 29:
Павел Сурков

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Павел Сурков,
продюсер, писатель, педагог

Начну с главного. В моем iPhone нет никаких плейлистов — потому что я человек старой формации и музыку слушаю исключительно альбомами. Хотя бы из уважения к музыкантам: они, понимаешь, старались, компоновали пластинку, а нам что — выдирать из этой пластинки композиции, нарушая ее внутреннюю стройность и строгость? Так что для меня задача формирования плейлиста похожа на создание Франкенштейном собственного монстра: пальчик возьмем вот отсюда, ножку оттуда, а голову отрежем вот здесь. Правда, приходится помнить, что собранное в итоге существо прикончило своего создателя (не дай Бог!).

Но правила есть правила, так что вот он, небольшой плейлист.

1. Майлз Дэвис «Tutu»
Именно Майлз привел меня к джазу, и его я слушаю постоянно, благо наследие огромно. Но поздний Майлз, которому не надо уже никому ничего доказывать, который может позволить себе играть ту музыку, которую хочет, и так, как он хочет, — он вполне может считаться квинтэссенцией творческой свободы. Да и записан этот альбом блестяще, и заглавная композиция — пожалуй, самая пронзительная и по-своему точная. Выбираю ее.

2. Стефано Ди Баттиста «Coco Chanel»
Тут просто без вариантов: мелодия, которая раз и навсегда к вам «прицепится», когда вы ее услышите. Безумная смесь клезмера, поп-музыки, балканской польки и классического французского шансона (о нем мы еще поговорим). Это один из лучших примеров современного, легкого, прозрачного и немного наивного джаза. Вам точно понравится.

3. Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов «Con Anima»
Схитрю: на этой пластинке нет разделения на треки — есть первая и вторая сторона, и всё. То, что в 80-е казалось диким авангардом (а именно с этого «мелодиевского» альбома и началась моя любовь к современному джазу), сегодня звучит как какая-то чудная игрушка из прошлого. Но — это учебник ансамблевой игры, где все инструменты идеально друг друга дополняют, наполняя итоговый результат то всепоглощающей какофонией, то вполне ясной и яркой, как ночной фейерверк, темой.

4. MHOO «Madness»
Это не совсем джаз, это блюграсс. Но в этих норвежских девчонках, которых именно я как продюсер открыл российскому зрителю (я привозил их в Россию неоднократно, итог — полные залы и какой-то сумасшедший успех при нулевой, кстати, радиоротации), есть безусловная джазовая составляющая. Они живут музыкой, они ею дышат, они сами и есть воплощенная музыка. Вы их не слышали — немедленно слушайте. Дуэт сейчас временно прекратил сотрудничество, но я искренне надеюсь собрать их снова и привезти в Россию. Коронавирус, уходи — а вы, балбесы, привейтесь, пожалуйста!

5. Жорж Брассенс «Fernande»
Вот так и выглядит настоящий шансон с человеческим лицом — и в его основе джазовая аранжировка (а какие еще музыканты, кроме джазовых, играли в европейских кабаках в середине прошлого века?). Кто знает французский — всё поймет про слова этой прекрасной песни, которую автор хотел (как там и поется) сделать национальным гимном. Кто французского не знает — послушайте перевод Марка Фрейдкина, всё сразу станет ясно. Кому лень — объясню в двух словах: песня про разнообразие плотских связей и естественность любовного гетеросексуального процесса, что в нашем мире кажется не только старомодным, но и вызывающе революционным. Кстати, если кто желает раз и навсегда потерять голову, найдите версию «Фернанды», спетую Карлой Бруни: ничего более двусмысленно-эротичного невозможно себе представить.  

Брассенс для меня — любимый учитель: к нему я обращаюсь донельзя часто, и он регулярно вытаскивает меня из хандры и отчаяния. Ему, кстати, сто лет в этом году — и я как продюсер озабочен тем, чтобы сделать-таки фестиваль настоящего шансона, посвященный Брассенсу, где, возможно, и самому поиграть его песни. Я занят сейчас переводом и записью собственных кавер-версий на некоторые из них — так что, кто знает, может, кто-то из следующих авторов рубрики включит в свой плейлист и меня, многогрешного.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии