Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Роман Столяр,
пианист, композитор, преподаватель
Плейлист, представленный вашему вниманию, — один из возможных взглядов на звучание фортепиано в современном джазе и импровизационной музыке. На протяжении длительного времени фортепианная игра в джазе не выходила за рамки традиционного использования инструмента и функционировала в рамках джазового канона: импровизация строилась в соответствии с гармонической структурой темы, а о тембровых инновациях не шло и речи. Инновации второй половины ХХ века, произошедшие как в академической музыке, так и в джазе, изменили подход к фортепианной игре: инициатива импровизатора более не связывалась жестко нормативами джазовой гармонии, пианисты стали позволять себе играть ad hoc, генерируя тематический материал спонтанно, порой внедряя в свою игру многочисленные расширенные техники, играя на струнах рояля или препарируя его различными объектами. Представленный плейлист — далеко не полная картина того, что произошло с фортепианной игрой за последние полвека, но с чего-то же надо начинать. Слушание, возможно, не из легких, но стоит того.