«Поставь мне джаз» Vol. 77: Яков Окунь | Джазист | «Поставь мне джаз»

«Поставь мне джаз»
Vol. 77:
Яков Окунь

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Поставь мне джаз, Яков Окунь
Фото Иры Полярной

Яков Окунь,
пианист, барабанщик

Я родился в комнате, где всегда звучала музыка. Из магнитофона звучал лучший джаз, из телевизора — лучшая классическая музыка в лучших исполнениях. Можно с уверенностью сказать, что те звуки повлияли на меня. Говорят, что вкус — вещь врожденная, сродни интуиции, однако от помощи среды, в которой я родился и рос, отказаться я не мог. И слава Богу, потому что именно благодаря той атмосфере я стал быстрее проникаться сутью главных вещей — таких, как следование традиции, необходимость понимания важности ремесла и много чего еще. Вроде бы просто, но без всего этого человек никогда не станет мастером своего дела.

Произведения, которые я подобрал, в полной мере отображают достоинства, которыми обладают мастера-музыканты, создавшие их.

Вот, например, два потрясших мое воображения ранних джазовых номера, придуманных и сыгранных в одно время, — «In a Mist» Бикса Байдербека и «Black and Tan Fantasy» Дюка Эллингтона. Удивительно строгая музыка, сделанная очень точно, но вместе с тем она наполнена большими чувствами, присущими именно этому великому искусству ХХ века — музыке, родившейся из простоты негритянского фольклора и так быстро впитавшей в себя всё лучшее из истории западно-европейской академической музыки.

Во все времена в кругах новаторов-модернистов рано или поздно вставал вопрос о ремесле: можем ли мы написать или сыграть так, как это делали до нас. Следующие два примера отвечают на этот вопрос: два новатора своего времени — Стравинский и Прокофьев обращаются к неоклассицизму и доказывают свое мастерство ремесленников. Это очень поучительные примеры для молодых музыкантов: вот как надо знать традицию и владеть ей.

В изумительной «Серенаде» Шёнберга меня поражает то, что, несмотря на непростые созвучия и ритм этого музыкального произведения, мы слышим серенаду. Верно говорят: под любую хорошую музыку можно танцевать.

В последних двух примерах ярко выражена мысль о том, что музыка вышла из фольклора, но не обязана туда возвращаться. Пьеса «Иванушка-дурачок» Германа Лукьянова и композиция на темы армянских мелодий Михаила Окуня пронизаны любовью к фольклору, но исполнены с большим знанием и владением современными музыкальными средствами.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии