«Поставь мне джаз» Vol. 82: Андрей Цыганков | Джазист | «Поставь мне джаз»

«Поставь мне джаз»
Vol. 82:
Андрей Цыганков

Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.

Поставь мне джаз, Андрей ЦыганковАндрей Цыганков,
гитарист, исследователь
и преподаватель блюза,
автор паблика Daily Blues

в социальных сетях

Я очень скучный человек. Я слушаю блюз, играю блюз, исследую блюз, пишу о блюзе и преподаю его же. Я слушаю музыку других жанров и стилей, только если в ней есть достаточное количество заимствований из блюза. Или наоборот — если блюз что-то позаимствовал из этой музыки.

В результате я слушаю практически любую музыку, кроме <впишите любой жанр, где мало блюза>. И так уже более сорока лет.

Хочу предложить дорогим слушателям рубрики небольшую подборку ярких, цепляющих песен и инструментальных композиций из моего списка «Любимые мелодии». Расположены они в порядке, близком к хронологическому.

Иллинойс Жакет «Flying Home’s Second Cousin». Эта свинговая инструментальная пьеса интересна тем, что на гитаре в ней играет легендарный Лес Пол, и его соло можно начать слушать с шестой минуты. Обратите внимание на живую реакцию публики буквально на каждую музыкальную фразу в дуэте гитары и фортепиано.

Чико Альварес «La Clave, Maraca y Guiro». Яркая композиция латиноамериканского джаза. Одна из самых приставучих мелодий, которую легко запомнить и трудно забыть. Если вы подвержены застреванию мелодий в голове, лучше пропустите!

Томми Риджли «Jam Up». Бодрая и энергичная инструментальная композиция новоорлеанского R&B-коллектива, риффы которой впоследствии раздергали на цитаты все, кому не лень.

Дасти Браун «Yes She’s Gone»Интересный пример короткого, восьмитактового блюзового квадрата (в отличие от привычного двенадцатитактового). Губная гармошка, грязный звук электрогитары — всё как положено!

Уайлд Билл Дэвис «Wild Blues». Атмосферная инструменталка от «Дикого» Билла Дэвиса (орган). На гитаре Уолли Ричардсон — хороший, но практически неизвестный гитарист.

Арт Блэйки и The Jazz Messengers «Politely». Хард-боп — джазовый стиль, который расцвел в середине 50-х годов и провозгласил возврат к более простым гармониям и интонациям, заимствованным из блюза и госпела.

The Party Boys «We Got a Party». Новоорлеанская R&B-группа Huey «Piano» Smith and The Clowns однажды собралась в студии на «афтепати», немножко выпила и стала импровизировать в стиле «хор пьяных музыкантов». Получилось так удачно, что эту запись они выпустили инкогнито, назвавшись The Party Boys, — но их быстро раскусили! Такое нечаянное создание шедевров подвыпившими музыкантами случалось в истории неоднократно: например, знаменитая «Tequila» именно так и была написана.

Джимми Джонсон «Don’t Answer the Door». Многие любят звук низкой ревущей меди. Вот тут как раз низкий си-бемоль в исполнении бас-тромбона, и это блюз! Джимми Джонсон здесь поет и играет на гитаре. Он долгое время считался патриархом среди ведущих активную концертную деятельность ветеранов электрического блюза. Но, к сожалению, в январе 2022 года скончался на 94-м году жизни. Нам бы такую батарейку!

Кэлвин Ливи «Cummins Prison Farm». Кэлвин Ливи известен своим мрачным блюзом «Cummins Prison Farm», который в прямом смысле стал его судьбой: в 1992 году он был осужден за наркоторговлю и попал именно в тюрьму Камминс (штат Арканзас). Злая ирония судьбы, да.

Альберт Кинг «Match Box Blues». Одна из самых лютых записей электрического блюза от одного из великих блюзовых королей — Альберта Кинга.

Скэтмен Кротерс «Ev’rybody Wants to Be a Cat». Кто помнит диснеевский мультфильм 1970 года «Коты-аристократы» («The Aristocats)», наверняка вспомнит эту песенку. Скэтмен Кротерс участвовал в озвучивании мультфильма и записи титульной песни. На этом сингле он исполняет песенку в сопровождении малого ансамбля.

Ричард Смолвуд и Vision «Holy Thou Art God». А теперь уже без шуток, потому что это одна из самых ярких записей современного госпела. Главную вокальную партию исполняет госпел-певица Ванесса Р. Уильямс (не путать с актрисой и певицей Ванессой Линн Уильямс). И пожалуйста, не удивляйтесь, что начинается с тринадцатой минуты, — это нормально, они всегда так делают. Это еще очень сдержанный praise break [экстатическая танцевальная часть афроамериканского протестантского богослужения. — Прим. «Джазиста»], а бывают гораздо более экзальтированные.


Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии