
Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Андрей Цыганков,
гитарист, исследователь
и преподаватель блюза,
автор паблика Daily Blues
в социальных сетях
Я очень скучный человек. Я слушаю блюз, играю блюз, исследую блюз, пишу о блюзе и преподаю его же. Я слушаю музыку других жанров и стилей, только если в ней есть достаточное количество заимствований из блюза. Или наоборот — если блюз что-то позаимствовал из этой музыки.
В результате я слушаю практически любую музыку, кроме <впишите любой жанр, где мало блюза>. И так уже более сорока лет.
Хочу предложить дорогим слушателям рубрики небольшую подборку ярких, цепляющих песен и инструментальных композиций из моего списка «Любимые мелодии». Расположены они в порядке, близком к хронологическому.
Иллинойс Жакет «Flying Home’s Second Cousin». Эта свинговая инструментальная пьеса интересна тем, что на гитаре в ней играет легендарный Лес Пол, и его соло можно начать слушать с шестой минуты. Обратите внимание на живую реакцию публики буквально на каждую музыкальную фразу в дуэте гитары и фортепиано.
Чико Альварес «La Clave, Maraca y Guiro». Яркая композиция латиноамериканского джаза. Одна из самых приставучих мелодий, которую легко запомнить и трудно забыть. Если вы подвержены застреванию мелодий в голове, лучше пропустите!
Томми Риджли «Jam Up». Бодрая и энергичная инструментальная композиция новоорлеанского R&B-коллектива, риффы которой впоследствии раздергали на цитаты все, кому не лень.
Дасти Браун «Yes She’s Gone». Интересный пример короткого, восьмитактового блюзового квадрата (в отличие от привычного двенадцатитактового). Губная гармошка, грязный звук электрогитары — всё как положено!
Уайлд Билл Дэвис «Wild Blues». Атмосферная инструменталка от «Дикого» Билла Дэвиса (орган). На гитаре Уолли Ричардсон — хороший, но практически неизвестный гитарист.
Арт Блэйки и The Jazz Messengers «Politely». Хард-боп — джазовый стиль, который расцвел в середине 50-х годов и провозгласил возврат к более простым гармониям и интонациям, заимствованным из блюза и госпела.
The Party Boys «We Got a Party». Новоорлеанская R&B-группа Huey «Piano» Smith and The Clowns однажды собралась в студии на «афтепати», немножко выпила и стала импровизировать в стиле «хор пьяных музыкантов». Получилось так удачно, что эту запись они выпустили инкогнито, назвавшись The Party Boys, — но их быстро раскусили! Такое нечаянное создание шедевров подвыпившими музыкантами случалось в истории неоднократно: например, знаменитая «Tequila» именно так и была написана.
Джимми Джонсон «Don’t Answer the Door». Многие любят звук низкой ревущей меди. Вот тут как раз низкий си-бемоль в исполнении бас-тромбона, и это блюз! Джимми Джонсон здесь поет и играет на гитаре. Он долгое время считался патриархом среди ведущих активную концертную деятельность ветеранов электрического блюза. Но, к сожалению, в январе 2022 года скончался на 94-м году жизни. Нам бы такую батарейку!
Кэлвин Ливи «Cummins Prison Farm». Кэлвин Ливи известен своим мрачным блюзом «Cummins Prison Farm», который в прямом смысле стал его судьбой: в 1992 году он был осужден за наркоторговлю и попал именно в тюрьму Камминс (штат Арканзас). Злая ирония судьбы, да.
Альберт Кинг «Match Box Blues». Одна из самых лютых записей электрического блюза от одного из великих блюзовых королей — Альберта Кинга.
Скэтмен Кротерс «Ev’rybody Wants to Be a Cat». Кто помнит диснеевский мультфильм 1970 года «Коты-аристократы» («The Aristocats)», наверняка вспомнит эту песенку. Скэтмен Кротерс участвовал в озвучивании мультфильма и записи титульной песни. На этом сингле он исполняет песенку в сопровождении малого ансамбля.
Ричард Смолвуд и Vision «Holy Thou Art God». А теперь уже без шуток, потому что это одна из самых ярких записей современного госпела. Главную вокальную партию исполняет госпел-певица Ванесса Р. Уильямс (не путать с актрисой и певицей Ванессой Линн Уильямс). И пожалуйста, не удивляйтесь, что начинается с тринадцатой минуты, — это нормально, они всегда так делают. Это еще очень сдержанный praise break [экстатическая танцевальная часть афроамериканского протестантского богослужения. — Прим. «Джазиста»], а бывают гораздо более экзальтированные.