5 сентября в возрасте 85 лет скончался контрабасист Гэри Пикок.
Александр Аношин:
«Умер Гэри Пикок. Великий музыкант, которого великим называли чуть реже, чем он того заслуживал. Контрабасистов с таким таймингом и ритмом, как у Пикока, — единицы. А главное, Пикок, сочетая в своей игре виртуозную технику и блюзовую горечь, улавливал недоступные другим волны и органично вписывался даже в экстремальные музыкальные обстоятельства:
Помимо магистральной линии со «стандартным трио» Кита Джарретта (20 альбомов на ECM), творчество Пикока щедро дарило сюжеты, о каждом из которых хочется написать отдельный текст. Это и пластинка Билла Эванса “Trio 64″, которая страшно не нравилась Криду Тэйлору, хотя Пикок взаимодействовал с Эвансом ничуть не хуже Скотта ЛаФаро. И записанный в 63-м дуэт с Полом Блеем “Paul Bley with Gary Peacock” с композициями первой жены Пикока Аннетт, которая четырьмя годами позже вышла замуж за самого Блея. Кстати, сорок лет спустя Гэри вновь вернулся к музыке Аннетт, на этот раз записав вместе с Мэрилин Криспелл блистательную пластинку “Nothing Ever Was, Anyway: Music of Annette Peacock”. Это период в середине 60-х, когда Пикок взрывал джаз вместе с Альбертом Айлером на альбомах “Prophecy”, “Spiritual Unity” и “Spirits Rejoice”. Это побег из джаза в Японию в начале 70-х для постижения себя, который в итоге реализовался в блистательные записи с пианистом Масабуми Кикучи и барабанщиком Хироши Мураками. Наконец, это, конечно, его сольная дискография, в которой моим любимым стал альбом “December Poems” (ECM, 1979) с участием Яна Гарбарека.
В прошлом году ECM неожиданно выпустил затерянный лайв Блея, Пикока, Мотяна и назвал его “When Will the Blues Leave”. На тот момент Пикок еще удерживал этот блюз с нами за себя и двух других ушедших гениев, а теперь вот и Пикока не стало, и блюз, похоже, ушел навсегда.
Земля пухом».
Лев Боровков:
«Гэри Пикок из тех музыкантов, которые играют не «как», а «что». В своих работах, будь то пламя авангарда или новое прочтение джазовых стандартов, разносторонний Пикок никогда не скользил по поверхности музыки, а пытался найти ее суть. Глубокое погружение в материал не означало избавление от собственного эго, но требовало от Пикока постоянного творческого движения и отказа от формальных, бессодержательных фишек, на которые часто клюют критики и аудитория. Может быть, именно поэтому Гэри Пикоку не пели дежурные дифирамбы, не присвоили инвентарный номер и не отправили его в музей — пылиться вместе с другими «великими».
В одном из интервью он сказал: «Ты всегда новичок. Если утром ты просыпаешься и осознаешь: «Боже, я ведь только начинающий!» — значит, всё в порядке».
Благодаря способности находить новое и удивляться ему, Пикок всегда оставался неожиданным и не превратился в памятник самому себе».