Уэйн Шортер
(1933–2023)

Вчера, 2 марта 2023 года, умер Уэйн Шортер — великий саксофонист и композитор, один из главнейших деятелей в истории джаза.

Шортеру было 89 лет. Он любил работать. Всю свою творческую биографию он очень много гастролировал, выпускал альбомы в качестве лидера, был сайдменом, музицировал в сборных составах, в частности с группой Weather Report и в знаменитом квинтете Майлза Дэвиса, в котором кроме них играли Херби Хэнкок, Рон Картер и Тони Уильямс. Он даже выступал как продюсер пластинок других музыкантов, пусть и нечасто. Саксофон Шортера можно было услышать в самых разных контекстах, в самой разной музыке, хоть у Джони Митчелл, хоть у Милтона Насименту, хоть на роскошных коммерческих соул-балладах 80-х.

Редко что могло прервать работу Шортера, остановить в нем внутренний поток любви к музыке. Когда в 1985 году умерла его тринадцатилетняя дочь Иска, Шортер не сдался, не отошел от творчества, а продолжил играть, сочинять, записываться. А через десять лет, когда его жена Ана Мариа Парисио вместе со своей племянницей погибла в ужасной авиакатастрофе близ Нью-Йорка, унесшей жизни еще 228 человек, Шортер ответил на подобный вызов судьбы пронзительным и до сих пор по достоинству не оцененным альбомом дуэтов со своим старым партнером Херби Хэнкоком.

Разумеется, когда после восьмидесяти Шортера настигли неминуемые для такого возраста проблемы со здоровьем, он тоже не сдался. Если ты не сдаешься, когда судьба отбирает у тебя куда более важные части твоей жизни, чем ты сам, то при собственных личных проблемах ты тем более не имеешь право сдаваться. Всего пять с небольшим лет назад он выпустил тройной альбом «Emanon» — прекрасный, мощный, бескомпромиссный. А полтора года назад, когда Шортер уже официально прекратил выступать на сцене как музыкант, в Бостоне состоялась премьера его оперы «(Iphigenia)».

Уэйн Шортер мог сыграть всё на свете. Его карьера — это еще и хронология того, как менялся американский и мировой джаз. Шортер начинал как безусловный король лирического саксофона эпохи конца 50-х и начала 60-х, а к концу 60-х уже играл абстрактней, отрывистей, агрессивней. В 70-х он подался во фьюжн и бразильскую музыку, в 80-х адаптировал к своему стилю синтезаторное звучание, в 90-х вдруг внезапно заиграл фанк. А в последние два десятилетия своей жизни вернулся по большей части к импровизационной музыке, играл огромные произведения, построенные на коротких набросках, которые он и его группа развивали в обширные полтона.

Про Уэйна Шортера есть еще много что сказать, но пока хочется кратко вспомнить самое главное. Отдать дань уважения человеку, музыку которого я слушаю уже очень и очень давно и совершенно не представляю, чтобы она когда-нибудь из моей жизни ушла. Шортер был буддистом, а у буддистов, как известно, смерть — это лишь переход к очередному новому рождению. А смерти музыки и так никогда не бывает.


Слушать на YouTube Music

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии