Краткий гид
по фестивалю
авангардной музыки
«Рихтерфест»

19 сентября на территории дизайн-завода «Флакон» пройдет фестиваль «Рихтерфест», который за шесть лет превратился из авантюрного начинания в первейшее событие Москвы в области авангардной и импровизационной музыки. Несмотря на непростые обстоятельства, лайн-ап «Рихтерфеста» сложен из ярких имен и неожиданных коллабораций: днем на главной сцене сойдутся музыканты в диапазоне от импровизационного ударного квартета «Драмажур» до блэк-метал-проекта «Петрозаводск», а ночью запланирован безудержный рейв с неожиданными выходами академических композиторов, саунд-дизайнеров и аудиовизуальных художников. Кроме того, на фестивале предусмотрено пространство для джемов с открытым микрофоном, а также пройдет маркет независимых лейблов, участниками которого станут Stellage Store, Klammklang, Kotä Records, CANT, «Длинные Руки» и другие.

«Джазист» попросил сооснователя лейбла «ТОПОТ» и продюсера «Рихтерфеста» Женю Галочкина вспомнить, как зарождался и развивался фестиваль, и сделать краткий гид по программе 2020 года.


Женя Галочкин


сооснователь лейбла «ТОПОТ», автор идеи и продюсер фестиваля «Рихтерфест»


2015: Поле под Раменским, «ТОПОТ Аркестра», «Метро 3» и сожженное пианино

«Весной 2015-го в Милютинском переулке открылся сквот «Ещё не открывшееся пространство», и импровизированные концерты проводились там чуть ли не каждый день: на «Милюте» играли нойз, фряху, академический авангард, Владимир Горлинский ставил свои пространственные композиции, заставляя звучать весь дом. Для тех, кто играл интуитивную музыку, случился квантовый скачок, и московская сцена забурлила. Я поселился там на третьем этаже ещё в мае и не пропускал ни одного дня жизни этого великого места. В июле ко мне в комнату пришли мои друзья Илья Кручинин (теперь играет на барабанах в The Omy) и Поля Маяк. Разбудив меня после очередной вечеринки на «Милюте» (мне кажется, то лето я проходил в состоянии перманентного похмелья), они сказали, что нашли под Раменским классный лес и почему бы нам не устроить там фри-джазовый рейв. Ударив по рукам, мы поехали смотреть местечко, закупаться паллетами для сцен и прочим барахлом. В течение недели собрали классный и весёлый лайн-ап, вместе с ребятами с «Милюты» подготовили поляну для фестиваля и начали ждать гостей. Фестиваль состоялся 29 августа, прямо в день рождения моего любимого Майкла Джексона, и прошёл на ура. Даже осталось видео, из которого понятно, как там было душевно. С тех пор на «Рихтерфесте» всегда душевно».

Выступление «ТОПОТ Аркестра»

«Вспоминаю забавный момент. Поскольку фестиваль посвящён Святославу Рихтеру, Илья и Поля предложили устроить ритуальный перформанс в его честь: в полночь облить бензином пианино и сжечь его. Мы стянули с него струны, облили горючей жидкостью и стали ждать, пока она впитается. В этот момент на квадроциклах приехали местные жители, которые не врубались в то, что происходит. Одна из барышень, довольно пьяненькая, подошла к инструменту и попыталась на нём поиграть. Так как струн на нём уже не было, она дико расстроилась и расплакалась. Приехавшие с ней мужчины подбежали её успокаивать и, узнав о нашей пиротехнической задумке, громко возгласили: «Мы не дадим сжигать музыку в нашем лесу!» Затем исчезли и вернулись с бензопилами и, разрубив пианино на три неодинаковые части, они увезли его куда-то к себе, а затем сами сожгли».

2016: «НИИ», «БРОМ», «ИЗРАЗЕЦ», Baritone Domination, «Хтоническая утрата», дуэт Кати Шилоносовой и Саши Скобеева, телемост Москва—Владивосток

«Второй фест летом следующего года мы снова планировали устроить в Раменском лесу. До сих пор удивляюсь нашему бесстрашию: в тот год фестивали отменялись один за другим. Первым пал третий Outline, за ним повалились и остальные, но нам было по фигу. Однако вмешалась погода: непрекращающиеся дожди окончательно размыли все подступы к поляне. Мы даже паллеты не смогли довезти туда на машине, пришлось таскать их пять километров самим. Был даже момент, когда мы хотели отменить фестиваль, но вдруг неожиданно оказалось, что на запланированную дату клуб «Наука и Искусство» ничего у себя не проводит. Мы перенесли фестиваль туда. Лайн-ап я постарался разнообразить неожиданными коллаборациями и яркими дебютами (стараюсь работать по такой схеме и сейчас). Тогда у нас выступили дуэты Кати Шилоносовой и Саши Скобеева (причём Катя на тот момент была во Владивостоке, и мы устроили телемост), Андрея Кима и композитора Мити Бурцева, Кирилла Широкова и Владимира Горлинского, которые отыграли отвязный пост-рок в составе группы «Хтоническая утрата». Специально для этого фестиваля я собрал трио Baritone Domination, которое с успехом музицирует и по сей день».

2017: «НИИ», Interchain, Wozzek, дуэт Белоруков—Лапшин и первая фестивальная компиляция

«Рихтерфест» в 2017 году мы тоже провели в «НИИ». Однако сильно укрепили лайн-ап музыкантами первой величины: с глючным импровизационным сетом у нас выступил дуэт Жени Горбунова и Андрея Ли Interchain, в первый и в последний раз выступил дуэт Димы Морозова (::vtol::) и Насти Толчневой (Lovozero), в составе своей безумной группы Myka на сцену феста поднялся Ваня Золото. Были и первые привозы: пьесу Fact I” отыграл питерский ансамбль Wozzeck, а саксофонист Илья Белоруков сыграл дуэтом с контрабасистом Дмитрием Лапшиным. На «ТОПОТе» мы даже выпустили компиляцию топовых фестивальных дуэтов».

2018: Pluton, Moor Mother, Nadah El Shazly, ИХНАБТБ, 10-летие группировки «БРОМ» и пьяный импров Тони Бака и Мазена Кербаджа

«В 2018 году, заручившись поддержкой нашего друга Димы Чабанова, мы переехали в Pluton и серьёзно задумались об иностранных привозах. Нам удалось сделать аж три премьеры: впервые в России выступили американская нойз-хоп-богиня Moor Mother, нежнейшая египтянка Nadah El Shazly, а также сумасшедшее ливано-австралийское B Trio, в состав которого вошли трубач Мазен Кербадж, гитарист Шариф Сехнави и барабанщик группы The Necks Тони Бак. Бак и Мазен, кстати, в ту ночь накидались, неожиданно вылезли на сцену к Rites of Passage и устроили мощнейший коллаб. Для тех, кто думает, что это байка, на днях мы откопали раритетный видеофрагмент, подтверждающий выступление. Кроме того, в тот год на «Рихтерфесте» группа «БРОМ» отметила 10-летие большим концертом с участниками составов разных лет, ИХНАБТБ устроили долгожданный реюнион, дебютировала группа Паши Пахомова и Нины Фроловой Marzhahn, а также состоялся коллаб нойз-рокеров Usssy с дада-рейв дуэтом Drojji. Эксклюзивные треки этих артистов попали в три компиляции, которые я старался собирать перед фестивалем, чтобы аудитория уже знала, к чему готовиться. Кстати, за месяц до начала «Рихтерфеста» я некстати сломал ногу, перенес операцию и даже не знаю, как всё прошло настолько удачно».

2019: КЦ «ДОМ», Дэвид Дав, огненный перформанс Йорго Стеноса и безумие Ивана Золото на афтепати

«В 2019 году я остался без команды и даже лейбл «ТОПОТ» хотел закрывать. И в этих мыслях всё-таки провёл в КЦ «ДОМ» крошечный «Рихтерфест» на 200 человек. Лайн-ап не пестрил большими именами и ставка осознанно делалась на прекрасных ноунеймов. Привозы тоже были: на фестивале блистательно отыграл грек Йорго Стенос. Я познакомился с ним на фестивале Irtijal в Бейруте за несколько месяцев до «Рихтерфеста». Он тогда разорвал Ливан сетом со своей основной группой Trigger Happy: квартет разом играл на микроскопических объектах — от железных ложек и детских синтезаторов до зажёванных кассет и будильников, усиливая это всё мощнецкими барабанами. В Москве Йорго выступил не менее бомбично. Другим привозным хэдлайнером стал американский тромбонист Дэвид Дав, который славен тем, что обрабатывает свой саунд примочками и в одного стелит крышесносные низкочастотные красоты так, что не выдерживает ни один сабвуфер. А иногда и вовсе врубает музыку DJ Screw, к которому питает страстную любовь и однажды даже записал альбом-посвящение. Ещё неожиданно классно выступило спонтанное трио композиторов Алексея Сысоева, Владимира Горлинского и швейцарского мультиинструменталиста Кристофера Мюллера. Им так понравилось играть вместе, что чуть позже они записали шикарный альбом и издали его на Creative Sources. А на афтепати фестиваля состоялся сольный гиг Вани Золото. Это было безумие: он запихивал себе в глотку наушники-капельки и издавал в них естественные внутриутробные звуки, которые обрабатывал шумовыми эффектами на пультовой. В итоге получился гастро-нойз. Позже Золото даже отдельным релизом этот сет выпустил».

Что будет в 2020 году на «Флаконе»: даб-метал группа «Петрозаводск», Drumazhur, дебют Zafaq и д.у.б., сцена джемов, маркет музыкальных магазинов и ночной рейв

«В этом году фестиваль пройдёт без привозов, однако эксклюзивов в программе будет предостаточно. Для выступления даб-метал группы «Петрозаводск» мы везём из Барселоны Ваню Золото. Из Нальчика приедет проект Тимура Кодзокова, сооснователя Ored Recordings и участника Jrpjej, чтобы отыграть дебютный концерт под вывеской Zafaq: это будет блэк-метал, основанный на черкесских ритуальных песнях. С презентациями последних сольных альбомов выступит Женя Куковеров, специально собравший для гига октет, в котором примут участие трубач Костя Сухан, саксофонист Антон Пономарёв и кларнетист Андрей Бессонов. Соберётся и квартет барабанщиков Drumazhur, чей альбом в этом году вышел на «ТОПОТе». Случатся неожиданные коллабы. ::vtol:: внезапно сыграет с ритуальными нойзерами Злурад, а еще стоит ждать глючного саунда от нового квинтета саксофониста Сергея Храмцевича, пианиста Кирилла Широкова, виолончелистки Алины Ануфриенко, скрипачки Василисы Филатовой и барабанщика Пети Отоцкого.

Ночью фестиваль обещает уйти в отрыв: Горлинский переобуется в рейвера и устроит расколбас, Феликс Микенский учинит диджей-сет из самых неочевидных треков The Chemical Brothers, Rites of Passage задавит забойными битами, а откроют ночную смену Air Krew с воздушным эмбиентом.

Кроме того, на фестивале будет специальная сцена для молодых и желающих, где каждый получит шанс поджемовать друг с другом в режиме открытого микрофона. Ну и наконец, на фестивале будет работать маркет независимых лейблов и музыкальных магазинов. На полках можно будет найти продукцию Stellage Store, Longpray Rec., Klammklang, School of Arts, Kotä Records, CANT, «ТОПОТа», (лейбла без названия и лого), Длинные Руки, КЦ «ДОМ» и других.

Скучать не придётся».


Программа фестиваля:

Днём на улице:

Ночью в клубе:

  • XΛN
  • Владимир Горлинский aka DJa’NkY (live)
  • Rites of Passage (live)
  • AIR Krew (live)
  • SaintTechnik (live)
  • Филипп Ильинский
  • John Rock
  • Феликс Микенский: The Chemical Brothers Special Set
  • Эмиль Мирзоев

Билеты: https://richterfest2020.ticketscloud.org/


19 сентября в 16:00 — 20 сентября в 5:00, дизайн-завод Флакон (Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36)


  • Канал Евгения Галочкина в Telegram

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии