Каждую пятницу в рубрике «Поставь мне джаз» мы публикуем плейлисты, собранные по просьбе «Джазиста» людьми разных профессий и вкусов. Тему гость определяет сам, единственное условие — никаких условий, полная творческая свобода.
Фёдор Круглов,
гитарист, резидент
Клуба Алексея Козлова
Хочу рассказать о важных для меня исполнителях любимой музыки. Я глубоко увлечен блюзом и джазом и иногда выступаю с блюзовыми концертами, стараясь делать акцент не только на эмоциональном, но и на музыкальном компоненте этого жанра. Вот несколько слов о музыкантах, которые на меня повлияли.
Скип Джеймс — один из ярчайших исполнителей корневого блюза, но не такой растиражированный, как Роберт Джонсон. Интересен тем, что использовал уникальный и редко встречающийся строй open Em [при котором струны настраиваются в тональности ми минор. — Прим. «Джазиста»]. Конечно же, кроме удивительного исполнительского мастерства, Скип — автор дюжины блюзовых хитов, причем его песни практически никогда не придерживаются классического блюзового квадрата. Одна из его песен — «I’m So Glad», ставшая известной в 60-е благодаря группе Cream, которая сильно переработала ее. Но мне нравится другая его песня — «Devil Got My Woman».
Кенни Бёррелл для меня был и остается одним главных героев джазовой гитары. Он опирается на блюзовую мелодику, а его пластинка «Midnight Blue» важна как для джаза, так и для блюза. Она во многом предопределила жанр, в том числе и для такого замечательного гитариста, как Ронни Эрл. С этой пластинки я бы выбрал, безусловно, «Saturday Night Blues».
Хаулин Вулф — одно из моих первых детских потрясений. Впервые я услышал его, когда мне было около двенадцати лет, на отцовской пластинке, которую выпустила фирма «Мелодия». Колоссальный, пугающий и очаровывающий. Принято считать, что Хаулин Вулф с самых ранних записей на лейбле Sun и позже на Chess окружал себя талантливыми гитаристами и, конечно же, многие знают про их творческий союз с Хьюбертом Самлином. Про такие союзы говорят: «От любви до ненависти один шаг». Но я хотел бы поделиться шикарной концертной клубной записью потрясающего Хаулин Вулфа, где партию слайд-гитары играет он сам.
Джимми Смит — великолепный джазовый органист, сотрудничавший с большим количеством джазовых музыкантов и, в частности, гитаристов. У него есть роскошные записи с Кенни Бёррелом и Грантом Грином, который тоже попал в моей плейлист (о нем чуть дальше). Вообще, в джазе мне всегда нравилась подвижность коллективов и то, что все играли и играют со всеми, создавая великое множество совместных записей. Среди работ Джимми Смита особо выделю альбом «Home Cookin’», а в нем — пьесу Рэя Чарльза «I Got a Woman» с шикарной импровизацией и отличным взаимодействием Хаммонд-органа и гитары.
Дерек Тракс — виртуоз слайд-гитары, обладающий масштабным музыкальным вкусом и объединяющий на своих записях множество жанров. Редко у кого на одном альбоме можно встретить корневой блюз, африканскую мелодию, классику джаза и одновременно с этим южный рок. Тракс очень тонко понимает жанры и вместе с тем работает в своем уникальном стиле. Хочу остановиться на джазовой пьесе «Bock to Bock» с редкой у нас и, увы, недоступной онлайн пластинки «Soul Serenade».
Клэренс «Гейтмаут» Браун — один из ярчайших гитаристов, который в некотором смысле стал заложником категории «блюз», но при этом с таким же успехом исполнял и джаз (даже с биг-бэндом), и кантри, и зайдеко, и много чего другого. А еще он один из редких артистов, которые играют на скрипке в таком нескрипичном жанре, как блюз. Причем играл на скрипке он совершенно неординарно. Но я, пожалуй, остановлюсь на пьесе из джаз-блюзового каталога Гейтмаута, которая называется «Leftover Blues». Особенно ценны здесь прозрачность записи и общий грув бэнда.
«Hoodoo Man Blues» Джуниора Уэллса — важнейшая запись в блюзе, важнейший альбом и, несомненно, один из самых ярких дуэтов жанра. Гитарист Бадди Гай именно на этом студийном альбоме запечатлен в той же эффектной форме, в которой его видели на концертах в чикагских клубах. Братья Чесс (основатели одноименного лейбла) запрещали ему записывать собственные альбомы с такими выкрутасами, и впервые это удалось сделать на совместной записи с Джуниором Уэлссом на лейбле Delmark. Выделю пьесу «In a Wee Wee Hours».
Пианист Джо Сэмпл пришел в мою жизнь, когда нужно было отвлечься на «другую» музыку. Пришел и остался навсегда. Сложно найти более лиричного пианиста, особенно когда Джон садится за электрическое пианино Fender Rhodes. Я не могу выделить какую-то отдельную запись или период — Джо надо внимательно изучать (как, впрочем, и любого артиста). Но сегодня я обратил бы внимание слушателя на милую композицию «Creepin’» с прекрасными гостем по имени Эрик Клэптон.
Джимми Вон — старший брат гитарного героя Стиви Рэя Вона. При этом о Джимми говорят совершенно разное: одни утверждают, что он играет намного круче брата, а другие — что играть-то он толком не умеет. Я придерживаюсь своего мнения на этот счет: в блюзовой гитаре важна не пиротехника, а понимание и ощущение времени. У Джимми отличное понимание времени и очень тонкое чувство стиля, а убедиться в этом можно, послушав одну из ранних пьес группы The Fabulous Thunderbirds «Extra Jimmies».
Гитарист Грант Грин сделал в джазе, соул-джазе и фанке, мягко говоря, очень многое, но его альбом «Idle Moments» — это тот случай, когда, кроме потрясающих импровизаций каждого из инструментов, есть ощущение, что слушатель присутствует при появлении шедевра. Я думаю, что музыканты и звукоинженеры сами это понимали. Пьеса «Idle Moments» — это не самые простые, но, вероятно, одни из самых важных пятнадцати (!) минут в музыке. Если это не трогает, то даже непонятно, что еще может…