В подмосковную Дубну после ковидной паузы возвращается «МузЭнерго» — один из самых ярких нестоличных джазовых фестивалей. В этот раз его программа до последнего останется тайной: публика узнает о том, какой артист перед ней выступает, ровно тогда, когда конферансье со сцены объявит его выход. И даже несмотря на такого «кота в мешке», фестиваль, считаем мы, обязательно нужно посетить. Хотя бы по той причине, что его организатор — журналист и продюсер Юрий Льноградский, постоянный автор «Джазиста». По традиции он лично отбирает и приглашает музыкантов-участников фестиваля. А вкусу и опыту Юрия стоит доверять.
Слово Юрию Льноградскому.
Об истории фестиваля
«МузЭнерго» — фестиваль, который родился в наукограде Дубна пятнадцать лет назад. Впервые он прошел 15 и 16 сентября 2007 года. У его основания стояло три человека — приезжий на тот момент я и два дубненца: мой соорганизатор и сопродюсер Дмитрий Никитский и звукорежиссер Андрей Стариков. Оба, так получилось, очень рано ушли из жизни. Сейчас «МузЭнерго» — это я в полном одиночестве как продюсер и «программист», а еще небольшая группа волонтеров, которые помогают технически с уже задуманным и запланированным. Наверное, еще можно сказать, что это главное детище всей моей жизни, хотя чувства я к нему испытываю в разные моменты очень смешанные — от беззаветной любви до искреннего отвращения. И это очень здорово, что большое событие можно делать не по методичке и не в галстуке, а так, как я привык и хочу жить. Свободно. На велосипеде ездить по потенциальным спонсорам, в шортах и в тапочках ходить по вечерам листовки по подъездам клеить, рабочие совещания проводить в привокзальном кафе на свежем воздухе, когда знакомые на аккордеоне и на гитаре играют летнюю смесь из «Битлз» и Джо Дассена.
О формате «кот в мешке»
Сюрприз-фестиваль — это во многом техническое решение. Только так можно победить все неопределенности 2022 года. Для меня неприемлемое в организации мероприятия — это когда фестиваль обещает что-то конкретное, а потом не делает. Есть имя на афише, а на сцену этот артист не выходит. Так вот, если кто-то из участников заболеет очередным штаммом ковида, не получит российскую визу, не прилетит вовремя из-за отмены рейса и так далее, мы слушателя не обманем. Найдем замену, а он даже и не узнает, что была какая-то проблема.
Об уровне участников
Я маниакально веду статистику с 2007 года и могу предоставить точный список из 1092 музыкантов, которых мы за это время показали. Это 44 страны, на минуточку, включая Австралию, Чили и Нигер. Если в эти цифры всерьез вдуматься, совершенно обалдеваешь: представьте, пятнадцать лет подряд без исключений мы словно бы показываем публике каждые пять дней по одному абсолютно новому музыканту.
Хорошо помню самый первый фестиваль: уже тогда у нас на сцене были молодые москвичи Алексей Наджаров, Григорий Сандомирский, Алексей Заволокин и воронежская группа «55» Ярослава Борисова и Александра Битюцких. Это, я считаю, вообще одна из главных моих продюсерских удач и находок за всю жизнь. На втором фестивале у нас выступал, например, азербайджанский пианист Исфар Сарабский, который сейчас гремит по всему миру. Летом 2008-го у нас играл Антон Давидянц, прекрасный состав из Харькова Magnifika с Дмитрием Бондаревым на трубе, питерский Acid Cool с Арманом Сидоркиным на клавишных.
А потом был и Евгений Побожий (в будущем — победитель конкурса Института Херби Хэнкока, первый и единственный в истории россиянин). И британский гитарист Лео Абрахамс, на тот момент вовсю работавший с Брайаном Ино, Марианной Фейтфулл, Полом Саймоном. Совершенно запредельный датский квартет Фредерика Бюлова Bangin’ Bulows Nice Jazz Quartet, швейцарское трио Plaistow, польское трио RGG, потрясающий норвежский тубист Даниэль Херскедаль. Пианист Вадим Неселовский тоже играл в Дубне.
Были какие-то совершенно экзотические, невообразимо странные в смысле географии и личности персонажи. Исполнитель на арабской лютне Рахим Аль-Хадж, который умудрился эмигрировать из Ирака в США после войны в Персидском заливе и вовсю славословил американские ценности. Этно-рокерский проект, где несколько датчан-рокеров резали мощный материал в духе Jefferson Airplane под вокалиста-пакистанца, который пел суфийскую музыку — каввали. Это была потрясающая энергетика, мощнейшая, и великолепный материал… Я могу на эту тему часами разговаривать.
О том, чего ожидать в этот раз
Что будет? Хороший классический мейнстрим от лучших отечественных специалистов. Хороший фьюжн — не тот, который скоростной и техничный, а тот, который мелодичный, на стыке джаза, рока, отчасти даже поп-музыки. Некоторый развеселый полублюз, полуджаз, полукантри. Так называемая world music — определенные фольклорные темы, увиденные импровизирующими музыкантами, пропущенные через их сегодняшнее «я». Еще чуть-чуть авангарда будет, но совсем чуть-чуть на этот раз.
И всё же — почему стоит ехать?
Даже если музыкой наслушанного зрителя я не удивлю, есть несколько честных и веских причин сходить на «МузЭнерго». Это ответственный подбор отечественных артистов. Тщательная упаковка фестивального вечера: четыре коллектива в день — некие четыре полюса. Наконец, Дубна — прекрасный город со своим собственным дыханием. Только ради того, чтобы погулять часок по Институтской части, где всё так или иначе связано с Объединенным институтом ядерных исследований, сюда стоит съездить хотя бы раз в жизни. Сосны, Волга, академические коттеджи. И кот в мешке.