«Если бы я не была музыкантом, я стала бы… Ну, если помечтать, то преступницей. Знаете, очень высокого класса. Хотя на самом деле я, скорее всего, стала бы бухгалтершей». Этими словами открывается документальный фильм «Fly or Die» об американской трубачке Джейми Брэнч, вышедший в 2017 году на взлете ее карьеры.
22 августа 2022 года Джейми Брэнч скончалась; ей только-только исполнилось 39 лет. Но во фри-джазе она всё же успела исполнить именно ту роль, о которой мечтала, — преступницы, оторвы, играющей дерзко и не по правилам.
Хулиганку в Джейми выдавало многое: от имиджа, мало соответствующего традиционному образу серьезной джазовой исполнительницы (спортивный костюм с тремя полосками, кеды, оверсайз-толстовки, непременная огромная кепка), до выбора партнеров по сцене. Неслучайно один из последних синглов с ее участием «Sunset» записан группой Medicine Singers, воссоздающей музыку североамериканских индейцев. Джейми вообще любила переступать за границы жанровых рамок — она брала самое смелое и драйвовое из спиричуэл-джаза, хип-хопа, панк-рока, наследия Орнетта Коулмена и Дона Черри и настаивала свою собственную музыку на этом странном вареве. Она хорошо знала традиции: в свои 22 года она уже сыграла вместе с Эваном Паркером, а позже и с Кеном Вандермарком, Николь Митчелл, Матаной Робертс и прочими важными фигурами фри-джазовой сцены — но верила, что молодое поколение способно найти свой собственный язык.
В Чикаго и Нью-Йорке, куда Джейми Брэнч перебралась в 2015-м, она была одной из движущих сил тусовки талантливой джазовой молодежи. С виолончелисткой Томекой Рид, басистом Джейсоном Аджемианом и барабанщиком Чедом Тэйлором она создала группу Fly or Die, а с ударником Джейсоном Назари — дуэт Anteloper. Последний альбом Anteloper «Pink Dolphins», записанный вместе с гитаристом Джеффом Паркером, вышел в июне 2022 года. А чуть раньше, в апреле, вышел альбом швейцарского Dave Gisler Trio «See You Out There» с участием Брэнч. Хотя бы по этим двум альбомам можно понять, что потерял музыкальный мир с уходом Джейми. Ее труба — невероятно разная, от злой и безбашенной до томной и проникновенной, — всегда была тем скрепляющим элементом, который помогал музыке нестись вперед и не сбиваться с курса.