Джаз и анимация начали активно развиваться примерно в одно время — в 20–30-х годах прошлого века. Джаз с его энергией, ритмичностью и разнообразием звучаний хорошо подходил для сопровождения анимационных фильмов, помогая создать живую, динамичную атмосферу. Музыкальные акценты джаза легко ложились на движения персонажей и смену сцен, делая мультфильмы более выразительными и запоминающимися.
Наверняка вы помните джазовые мелодии в «Томе и Джерри» или главную тему из «Розовой пантеры». Но кроме них существует много менее известных мультфильмов, где джаз играет важную роль. В этой подборке — редкие и яркие примеры, в которых джазовая музыка и изображение работают вместе.
«Catuor» (Канада, 1971)
Режиссер: Джудит Кляйн
Музыка: Гордон Флеминг, Герберт Шпаньер,
Мишель Донато и Эрик Макдональд
Название этого мультфильма отсылает к слову «quatuor» («квартет»), и главный герой, кот, сам становится этим квартетом. Он играет на пианино, трубе, скользит по струнам контрабаса и прыгает на барабанных мембранах, как на батуте.
Это оригинальная музыкальная партитура — не обработка готовых джазовых стандартов, а специально созданная композиция для мультфильма, которую исполняет джазовый ансамбль.
Визуальный ряд построен так, что каждая мелодическая фраза, каждый ритмический акцент влияет на форму и движение линий на экране. Это пример визуальной партитуры, когда анимация фактически служит графической репрезентацией звука.
«Begone Dull Care» (Канада, 1949)
Режиссеры: Норман Макларен, Эвелин Ламбарт
Музыка: Оскар Питерсон
Семиминутный эксперимент от пионеров абстрактной анимации Нормана Макларена и Эвелин Ламбарт — еще один пример того, как точно анимация может откликаться на ритм и структуру джазовой музыки.
Известный канадский джазовый пианист Оскар Питерсон работал над мультфильмом четыре дня. Питерсон импровизировал за роялем вместе с басистом и ударником, а Макларен и Ламбарт переносили музыку на пленку — рисовали, царапали и красили каждый кадр в соответствии с тем, что слышали. В результате музыка и изображение создавались как единое целое, а визуальные образы буквально отражали ритм и структуру джазовых фраз.
«Я направлял Оскара, говоря ему, что здесь мне нужна тишина, там — очень мягкая музыка, а потом — фортиссимо или пианиссимо, — рассказывал Макларен. — Он был невероятно плодовит. На каждую мою просьбу он предлагал по десять вариантов».
Фильм получил множество наград, в том числе на Венецианском кинофестивале и Берлинале, и стал символом Национального совета фильмов Канады.
«Three Little Bops» (США, 1957)
Режиссер: Фриз Фрилинг
Музыка: Шорти Роджерс
Джазовая интерпретация сказки о трех поросятах — один из самых необычных мультфильмов Warner Bros. Режиссер Фриз Фрилинг пригласил одного из ключевых представителей джаза Западного побережья — трубача и композитора Шорти Роджерса. Вместе с Роджерсом над музыкой к мультфильму работали другие известные джазмены: Пит Джолли, Барни Кессел и Стэн Лив.
Сюжет простой: три поросенка создают джазовую группу и выступают в модных клубах. Волк, традиционный антагонист, пытается присоединиться к ним, но каждый раз его выгоняют — он плохо играет и мешает коллективу. В конце концов волк возвращается уже в виде духа и, наконец, становится отличным джазменом, получая признание.
Особую роль в мультфильме сыграл Стэн Фриберг — актер озвучания, музыкант и сатирик, известный работой на радио и в рекламе. Он записал речитатив и придал каждой фразе ритм, близкий к джазовому скэту.
«Rooty Toot Toot» (США, 1951)
Режиссер: Джон Хабли
Музыка: Фил Мур
Сюжет этого мультфильма вдохновлен старой балладой «Frankie and Johnny». Главная героиня Фрэнки оказывается на скамье подсудимых за убийство своего возлюбленного Джонни. Всё действие разворачивается в зале суда. Свидетели дают разные версии событий — и каждый поет и танцует, превращая процесс в театральное джаз-шоу.
Музыку для фильма сочинил джазовый пианист и аранжировщик Фил Мур. Он стал одним из первых афроамериканских композиторов, чье имя появилось в титрах голливудского мультфильма. В его саундтреке можно услышать свинг, блюз и элементы бродвейского джаза.
«Rooty Toot Toot» получил номинацию на «Оскар» 1952 года за лучший короткометражный фильм и занял 41-е место в списке «50 величайших мультфильмов».
«Cameras Take Five» (Канада, 2003)
Режиссер: Стивен Уолошен
Музыка: Дэйв Брубек
Это экспериментальный короткометражный анимационный фильм, созданный Стивеном Уолошеном, одним из признанных мастеров анимации без камеры. Фильм визуализирует легендарную джазовую композицию Дэйва Брубека «Take Five», используя технику рисования, царапин и коллажей прямо на 35-миллиметровой кинопленке. Этот метод, который также использовал Норман Макларен, сохраняет свои принципы: линии, мазки и текстуры точно следуют музыкальному ритму, создавая тесную связь звука и изображения.
Сюжетного повествования в традиционном смысле нет, это скорее визуальный джаз: абстрактные формы, плавные линии и яркие цвета оживают и трансформируются под ритмы саксофона и ударных. Визуальные образы напоминают музыкальные импровизации — свободные, динамичные и экспрессивные, отражающие настроение и ритмические акценты композиции.
Фильм получил признание на международных фестивалях экспериментального кино и считается заметным примером синтеза джаза и абстрактной анимации.
«Tin Pan Alley Cats» (США, 1943)
Режиссер: Боб Клэмпетт
Музыка: Карл У. Стэллинг
Один из самых противоречивых мультфильмов студии Warner Bros. Это дикая музыкальная фантазия на джазовую тему, созданная в самый разгар Второй мировой. Главный герой — антропоморфный черный кот, срисованный с джазового пианиста Фэтса Уоллера. Он отправляется в путешествие, в котором реальность и фантазия перемешиваются, словно звуки в джазовой импровизации.
Музыку для мультфильма создал Карл У. Стэллинг — штатный композитор Warner Bros. Он переработал известные джазовые и свинговые хиты, а также мелодии Рэймонда Скотта в оригинальный саундтрек, идеально синхронизированный с анимацией и сюжетом.
Визуально мультфильм невероятно насыщенный: анимация почти экспрессионистская, с безумной сменой планов, форм и цветов. В сюжете появляются карикатуры на Гитлера, японских милитаристов и политические символы того времени — это отражение военной пропаганды, но сделанное в духе авангардного музыкального гротеска.
Из-за расовых стереотипов мультфильм входит в так называемый «Censored Eleven» — список мультфильмов Warner Bros., снятых с показа в США после 1968 года за оскорбительное изображение чернокожих персонажей. Тем не менее «Tin Pan Alley Cats» считается важным артефактом джазовой анимации.
«Blue Rhythm» (США, 1931)
Режиссер: Берт Джиллетт
Музыка: Уильям Кристофер Хэнди
Это короткометражный мультфильм студии Walt Disney 1931 года — один из первых опытов синхронизации джаза и анимации, где музыка становится не просто фоном, а основой действия. Микки Маус дирижирует оркестром, который исполняет «St. Louis Blues» — знаменитую композицию Уильяма Кристофера Хэнди.
Сюжет построен как концертное выступление: Микки дирижирует, играет на кларнете и пианино, а Минни и другие персонажи поддерживают его на разных инструментах. Всё действие подчиняется ритму музыки — от мимики героев до танцев инструментов. Аранжировка передает дух раннего джаза: с грувом, свингом и элементами импровизации.
Этот мультфильм — один из ранних примеров того, как анимация может следовать за ритмом и настроением джаза. Позже Disney продолжит развивать эту идею в серии «Silly Symphonies».
«Swing Wedding» (США, 1937)
Режиссер: Хью Харман
Музыка: Скотт Брэдли
Музыку для «Swing Wedding» написал Скотт Брэдли, композитор, известный по работе над мультсериалом «Том и Джерри». В этом мультфильме он тоже использовал джазовые ритмы и мелодии, чтобы создать живую и энергичную атмосферу свадьбы лягушек на болоте.
Здесь можно встретить пародии на известных джазовых музыкантов того времени, например, Луиса Армстронга и Кэба Кэллоуэя. Лягушки, играющие их роли, поют и повторяют характерные приемы выступления этих артистов.
«Swing Wedding» был запрещен в США из-за расистских стереотипов и сцены, где лягушка-музыкант использует клапан трубы как шприц — визуальная метафора, отсылающая к распространенному в то время стереотипу о наркозависимости джазменов. Этот мультфильм был снят с показа и не транслировался в США в течение многих лет.
«Birth of Jazz» (США, 1932)
Режиссер: Мэнни Гулд, Бен Харрисон
Музыка: Джо де Нат
Еще один джазовый мультфильм времен «старого Голливуда». «Birth of Jazz» был снят на студии Чарльза Минца, которая в тот период работала с дистрибьютором Columbia Pictures. Музыку для фильма создал штатный композитор студии — Джо де Нат.
В центре сюжета — Krazy Kat, популярный герой мультфильмов студии Минца. Он заходит в музыкальный магазин, «оживляет» инструменты и начинает играть джазовые композиции — «Down Home Rag» и «St. Louis Blues». Потом он вместе со своей музыкой путешествует по миру, заставляя людей танцевать и веселиться.