Stellar Banger — безумный ливано-немецкий электроакустический квартет, в состав которого входят Али Хут (перкуссия, эффекты, сэмплинг), Абед Кобейси (бузук, эффекты), Пабло Гив (труба, битбокс на трубе и эффекты) и Джон Тёрнбулл (перкуссия, эффекты, сэмплы и полевые записи). Важно было обозначить инструментарий в самом начале, потому что дальше он будет подвергаться разнообразным манипуляциям. Все четверо музыкантов встретились за кулисами бейрутского фестиваля экспериментальной музыки Irtijal в 2019 году и решили записать совместный альбом. К несчастью, их разделила пандемия, и квартет начал работу дистанционно.
Всего за двадцать восемь созвонов в Zoom музыканты придумали структуру пластинки, состоящую, по большей части, из иронично организованного хаоса. Чтобы понять это, стоит включить заглавную пятнадцатиминутную композицию «Data Is» — настоящий гимн свободе самовыражения. Настроение композиции напряженное, она переполнена звуками, количество информации на секунду времени зашкаливает. Этот эпичный трек звучит нарочно «компьютерно» — будто бы музыканты сначала сыграли его, поглядывая друг на друга в окошки Zoom-трансляции, а затем бросили полученный материал о бетонный пол, разбив его на мельчайшие осколки. Прорываться сквозь эти пиксели звука непросто, но невероятно интересно — вроде как проходишь компьютерную игру на самом высоком уровне сложности. Стилистически это всё еще электроакустическая импровизация, и в ней даже есть свой ритм, однако инструменты различить совершенно невозможно. Саспенс нарастает, звуки роятся в голове с бешеной силой — и тут сквозь сэплированные голоса и прочие шумы проявляется настоящая труба! Первый инструмент, который можно как-то охарактеризовать — и факт ее появления, конечно, моментально будоражит. После такого звукового аттракциона уже ничего не страшно.
Композиция «Sextant» стартует с атмосферного эмбиента, одновременно замешанного на мугамах, звуках кваканья лягушек и чиркания зажигалки. Накатывающая со всех сторон тревога увеличивается втрое, когда вступает перкуссия Тёрнбулла и Хута, а протяжная труба Гива разрезает звуковое пространство, как длинное облако разрезает пополам красное восходящее солнце. Ощущение психоделической комы в этой пьесе примерно такое же, как в одноменном альбоме Херби Хэнкока.
Замыкающая композиция «Put Your Medicine in Your Banana Bag» вовсю стробит и непредсказуемо мерцает, находясь одновременно на территории ближневосточной перкуссионной музыки, нойза и пландерфоники. Если расслабиться и просто созерцать, то этот трек, как и остальные пьесы на альбоме, начинает восприниматься как остросюжетный звуковой боевик, пусть и с очень навороченным сюжетом. Ни секунды покоя — от самого начала до самого конца. А когда всё-таки приходит к финалу, начинаешь отчетливо понимать, как звучит тишина.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка