The Brother Moves On
«Tolika Mtoliki»
(Matsuli Music, 2021)

Интересно бывает, когда артиста вдруг начинают определять вещи, которые он делает будто бы немного на стороне. Вот, например, южноафриканский исполнитель Сиябонга Мтембу: если его кто и знает за пределами родной страны, то, вероятнее всего, в связи с какой-то деятельностью плюс-минус джазовой направленности. Мтембу числится поэтом и вокалистом сборной южноафриканских джазменов The Ancestors, собранной британским саксофонистом Шабакой Хатчингсом, а также выступил одним из кураторов замечательного сборника южноафриканского джаза «Indaba Is», выпущенного в этом году на лейбле Джайлса Питерсона Brownswood.

Меж тем его основной коллектив The Brother Moves On — штука в жанровом плане чуть более сложная. Гибрид музыкального коллектива и перформанс-труппы, принципиально не имеющий строго зафиксированного состава, что даже отражено в названии — выбранном, впрочем, не только из-за смысла («Брат идет дальше»), но также из-за созвучия с именем персонажа сериала «Прослушка», смертельно вежливого черного киллера Брата Музона. The Brother Moves On начинали с переработки традиционных африканских песен в контексте пластичного, гибкого электро-гитарного звучания. Саунд этот вбирал в себя элементы рока, фанка и регги, но при этом ловко уворачивался от присоединения к какому-то из этих направлений в качестве магистрального, оставаясь на какой-то индивидуальной промежуточной территории. Получалось ближе к каким-нибудь землякам из группы Blk Jks, чем к тем же The Ancestors. Тем смешнее, что джаз, занимавший Мтембу в его внегрупповой деятельности, всё-таки догнал коллектив и на их собственном новом альбоме (в составе даже появился саксофонист). Впрочем, сохраняя верность экспериментальному духу, The Brother Moves On встретили джаз исключительно на своих условиях.

Новая работа группы «Tolika Mtoliki» («Переводить, переводчик» на языка коса) — явное продолжение кураторской работы Мтембу с южноафриканским джазом. Только если на «Indaba Is» он собирал кучу современных ему артистов, то здесь он бросает взгляд в прошлое, отдавая дань уважения старейшинам. Каждая песня альбома так или иначе интерпретирует чей-то старый номер, причем ключевые слова здесь именно «так или иначе»: наряду с довольно прямолинейными кавер-версиями (например, лучисто-позитивная версия песни «Together» Джонни Дьяни, контрабасиста знаменитой группы The Blue Notes) тут есть и куда более тонкая концептуальная работа с первоисточниками. Например, альбом открывает номер «You Think You Know Me», в котором ядовито-ироничный речитатив Мтембу об актуальных проблемах современной ЮАР положен на нервно-гипнотизирующий фанковый пульс. Здесь группа вдохновляется инструментальной композиций трубача Монгези Фезы «You Ain’t Gonna Know ‘Cos You Think You Know Me», придумывая современный текстовый апдейт для идей, которые автор закладывал в оригинал. Дальше, впрочем, в песне всплывает центральная мелодическая тема из композиции Фезы, упоительным образом будто бы паря над ритмом, двигаясь сквозь него.

Похожим образом от композиции пианиста Моузеса Тайвы Молелеквы The Brother Moves On подхватывают только центральный мотив, который перекладывают на гитару, — и потом выстраивают вокруг него совершенно новую собственную композицию. От летучего соул-фанка «Anishilabi» группы Batsumi остается только вокальная мелодия, зато в аранжировке The Brother Moves On звучит флейта — важный для южноафриканской традиционной музыки инструмент. Традиционалистский номер гитариста Филипа Табане «Ke A Bereka» превращается в упругий современный фанк с синтезаторным соло. То есть The Brother Moves On не столько раскланиваются перед оригиналами, сколько изучают их, практически как пытливые студенты в лаборатории: разбирают на части, смотрят, что в них было заложено, размышляют над тем, как можно отразить и переработать центральные для этих вещей идеи при помощи собственного музыкального языка. По сути, группа делает основным сюжетом альбома процесс культурной преемственности, иллюстрируя собственным примером, как старая музыка влияет на новую, как отражается в сегодняшнем дне и перерабатывается новыми поколениями музыкантов. Этот сюжет делает пластинку «Tolika Mtoliki» очень драматургически насыщенной — хотя и без него музыка звучит энергично, ярко и солнечно.


Слушать на BandcampApple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии