Вилы «Крапива» (Zion Music / Отделение «Выход», 2022) | Джазист | Особый взгляд

Вилы
«Крапива»
(Zion Music / Отделение «Выход», 2022)

Еще недавно свадебные, хороводные, колыбельные и обрядовые напевы Тульской, Псковской, Курской, Смоленской, Белгородской и других областей казались подернутыми патиной, но «Вилы» преображают их и заставляют звучать так, будто нет между нами и этими напевами многовековой дистанции.

«Вилы» — новый проект певицы Инны Желанной. Его костяк составили четыре вокалистки — Маргарита Кожеурова, Алиса Романова, Елена Лифшиц, сама Инна — и давний соратник лидера Сергей «Grebstel» Калачёв, отвечающий здесь за барабаны, бас, клавишные и электронику. Среди гостей — Сергей Старостин (калюка, просвирелка), Геннадий Лаврентьев (скрипка), Антон Силаев (труба), Владимир Корниенко (гитара) и другие видные представители фолк-, этно- и рок-сцены.

В этом проекте искусно соединились разнообразные музыкальные предпочтения, интересы и источники вдохновения его участников. Пытливый слушатель, разобравшийся в здешних замысловатых аранжировках, сможет найти отсылки к авангардной электронике и трип-хопу 90-х в духе, скажем, Бьорк или Massive Attack, модульным импровизациям Ника Берча и арт-роковым опытам… а хотя бы и зрелых Radiohead, почему нет?

Понятно, что сравнения относительны, но  перечисленные референсы помогут сориентироваться в экспериментальном звучании «Крапивы» и не испугаться хронометража альбома. А он внушителен — без малого полтора часа на 16 треков.

Такая продолжительность — наследие театрально-перформативного происхождения «Вил». Проект поначалу существовал как музыкальная постановка о таинственных мифологических существах — вилах (название ансамбля отсылает отнюдь не к сельскохозяйственному инструменту). Поговаривают, что хореограф и постановщик программы Артур Ощепков увидел образы вил во сне. Якобы ему приснились девы в белом с волосами до земли и со странными ногами, будто в тяжелых ботинках.

Оказалось, что в мифологии южных славян есть нечто очень похожее. Вилы — «это стройные очаровательные девушки с длинными до земли распущенными волосами и большими крыльями, — говорится в описании проекта. — Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы прячут их под длинной белой одеждой. Они любят музыку, прекрасно поют и водят хороводы. К людям относятся дружелюбно, помогают по хозяйству и врачуют раны. Но если разгневать вил, они могут жестоко наказать и даже убить взглядом».

Вроде бы вырисовывается нечто мрачное? А что вы хотели: обрядовые песни и магические существа — материя опасная. И нужно признать, что «Вилы» обращаются с ней сверхделикатно, без глупых заигрываний и пустых стилизаций, но с дотошным подходом к выбору материала, должным к нему уважением и оригинальной подачей. «Крапива» — редкий пример изящной работы в поле посттрадиции.


Слушать на Яндекс.Музыка | YouTube | VK Музыка

Об авторе

Кристина Сарханянц

Слушает музыку и пишет о ней в своем Telegram-канале «Слова с музыкой» и для разных изданий.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии