Творческая жизнь московского мультиинструменталиста и композитора Юрия Виноградова насыщенна и многогранна. Он активно сочиняет собственную музыку, издает на лейбле Outsiderville необычные работы малоизвестных музыкантов, оформляет обложки релизов и пишет глубокие теоретические тексты в своем Telegram-канале «Механика звука» и других изданиях [Юрий также является постоянным автором «Джазиста», о чем редакция считает необходимым предупредить читателей]. Под собственным именем и под вывесками своих проектов (EllektraJazz, EllektraCyclone) Юрий выпускает по несколько альбомов в год, и каждый из них по-своему интересен. Работы эти могут тяготеть к джазу, академической музыке, эмбиенту, IDM или другим жанрам, но больше всего Виноградова, кажется, интересует музицирование, совмещающее принципы композиции и импровизации. Альбом «L’Azur» — результат именно такого подхода.
Метод, использованный при создании этой работы, Юрий называет абстрактным импрессионизмом. Это именно метод, а не жанр: альбом не вызывает особых ассоциаций с наследием условного Дебюсси (с большей вероятностью здесь вспомнятся, скажем, прокофьевские «Мимолетности», но это тоже очень условный ориентир), хотя настроение может быть и схожим. Речь здесь идет, скорее, о стремлении изобразить мимолетность каких-то событий, мыслей, настроений, которые едва ли возможно полноценно описать имеющимися у нас выразительными средствами — и в результате неизбежно получается абстракция. Описание концепции альбома тоже довольно размыто и поэтично: музыкант говорит о попытке «уловить в звуке метаморфозу смысла, вкус слов», отсылает к творчеству Малларме, которое служит для него важным источником вдохновения, и прикладывает стихотворение своего сочинения.
«Лазурь» состоит из десяти фортепианных миниатюр, в которых чувствуется влияние романтической традиции. Звучат они довольно академично, а в чем-то даже старомодно, — но вместе с тем здесь есть простор для импровизационной спонтанности. Музыкальные темы, следуя описанному методу, не стремятся к законченности, не получают четко выраженного оформления, они струятся свободным потоком и ускользают от слушательских ожиданий. В один момент музыка становится стремительной и напористой, в другой — мягкой и воздушной, перемены происходят плавно, но в то же время непредсказуемо. Музыка находится в постоянном движении и не возвращается к ранее пройденным точкам; статичность и цикличность ей чужды. Но свободная форма композиций всё же подчиняется определенному замыслу: они не делают резких поворотов и получают логическое развитие, просто оно не имеет конечной точки. Это очень красивая работа, увлекающая за мыслью автора, но не дающая ей четкой формулировки. И даже названия композиций не задают альбому какой-либо программности: как и было задумано, музыка остается бесплотной. Ее настроение удачно передает обложка кисти самого Виноградова: горизонтальные и вертикальные мазки по холсту оттенков голубого и зеленого — абстракция, будто пытающаяся запечатлеть какое-то мгновенное, неуловимое настроение. Наверное, это будет чересчур буквальным толкованием термина «абстрактный импрессионизм», но картина в самом деле вызывает ассоциации одновременно и с Ротко, и с Дега.
«L’Azur» длится всего около двадцати минут, но для такого характера музыки и не нужен большой хронометраж — мы ведь говорим о мимолетностях. Главное, что за короткое время Юрий демонстрирует свою лучшую композиторскую и исполнительскую форму, и этот релиз вполне можно использовать в качестве его визитной карточки. Сам автор и вовсе утверждает, что это пока что самая разнообразная и технически совершенная работа, которую он когда-либо записывал. Поверить ему на слово или проверить — решать вам. Конечно, приверженцам эмпирического пути прослушать несколько десятков релизов из дискографии музыканта будет непросто, зато в процессе вы определенно обнаружите еще много интересного.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка