Что слушать, когда джаз приелся: выбор Николая Редькина | Джазист | Особый взгляд

Что слушать,
когда джаз приелся:
выбор Николая Редькина

Иногда это случается: джаз, каким бы разнообразным и любимым он ни был, поднадоедает. Хочется послушать что-то новое, свежее, неожиданное — и желательно не обжечься. «Джазист» решился на эксперимент: попросил не специализирующегося на джазе музыкального журналиста порекомендовать нашим читателям несколько свежих альбомов для расширения кругозора. Автор подборки с хип-хопом, фанком, соулом, интеллигентным попом и психоделией — Николай Редькин, редактор сайта The Flow, ведущий YouTube-проекта «Вписка» и Телеграм-канала «Сломанные пляски». 


Madlib / Jahari Massamba Unit «Pardon My French» (Madlib Invazion)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Битмейкер и мистификатор Мэдлиб всегда был одной ногой в джазе. В нулевых он любил выпускать альбомы фиктивной джазовой группы Yesterdays New Quintet, где играл на всех инструментах сам. Молчу даже про то, что он миллион раз сэмплировал джаз в своих битах и записал великий трек «Jаzz Cats», где перечислял повлиявших на него музыкантов. В 2020-м он создал новый проект с барабанщиком Карримом Риггинсом, который переиграл со всеми звездами conscious-рэпа (то есть теми, которые высказываются на острые политические и социальные темы) и неосоула, включая Эрику Баду, рэпера Коммона, Канье Уэста и The Roots. На двоих у них вышел экспериментальный джаз, где много пространства предсказуемо отдано барабанам: такой «биг-бада-бум», который чисто теоретически может растащить на ритмические сэмплы новое поколение продюсеров.


Thundercat «It Is What It Is» (Brainfeeder)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Модерн-фанк от человека, которого раньше было принято определять через других музыкантов («друг Flying Lotus», «тот, кто помог Кендрику Ламару с бас-партиями на его лучшем альбоме»), но давно пора бы эту порочную практику прекратить. Свой звук, своя вселенная, свой собственный гуттаперчевый прыгучий грув — четвертый альбом в каталоге Thundercat четко обозначает его как большого самостоятельного артиста.


Витя Исаев «привет!как дела?» (self-released)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

С Исаевым похожая ситуация: про него в последнее время пишут «саундпродюсер Монеточки», и пишут-то по делу. Вот только за пять лет до Монеточки он уже вовсю записывал изобретательный неосоул под именем БЦХ, а вся имевшаяся музыкальная пресса называла его «русским Фрэнком Оушеном». Дебютный альбом Вити под своим именем — тонкая интеллигентная эстрада: песни терапевтического толка о том, что мучает мужчину-интроверта слегка за тридцать, по звучанию где-то между «Мотауном» 80-х и Аллой Пугачевой периода «Зеркала души». 


Freddie Gibbs & The Alchemist «Alfredo» (ESGN / ALC / Empire)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Интересный тренд 2020 года — возвращение рэпа «как в 90-х», с олдскульными битами и соул-сэмплами. Звук тридцатилетней давности вдруг оказался нужен всем — и профильным изданиям, и музыкальным институциям. Таким занимается не молодежь, а люди под 40. Например, группа Griselda: серьезные мужчины читают про криминал под ламповые, нарезанные с винила биты; Wu-Tang нашего времени. В былые годы они прозябали бы в глубоком андеграунде и ругали молодежь — короче, занимались бы тем, чем и положено заниматься аутсайдерам. А сейчас сидят на модных показах в первых рядах — и все им там рады. Или еще один хороший пример: рэперу Фредди Гиббсу 38 лет, его напарнику Алкемисту — 43. Их коллаборация звучит так, как можно ожидать: рэп о всех прелестях и трудностях плохих парней, с психоделическими сэмплами, в лучшие минуты — по-хорошему сентиментальными. Альбом номинирован на «Грэмми», если что. 


Armand Hammer «Shrines» (Backwoodz Studioz)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Еще один по-старомодному устроенный хип-хоп, вдруг прозвучавший актуально в 2020-м. Дуэт рэперов из Нью-Йорка (оба начинали на андеграундной рэп-сцене еще в середине нулевых и заработали там себе почти культовый статус) возродил неспешный рэп 90-х с протестным духом. Интернет хвалит за тексты, где оба не стесняются показывать эрудицию. Но и в продакшене много интересного: например, дабовый бас и очень своеобразная, почти фри-джазовая ритмическая пунктуация, какая мало у кого есть.


Masego «Studying Abroad» (EQT /  Capitol)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

В любой вики-сноске про этого музыканта напишут, что помимо пения и рэпа он порядочно играет на саксофоне и вообще мультиинструменталист. Публика старания оценила: одно из видео Masego набрало 260 млн просмотров на YouTube. Его EP 2020 года — лаунжевый приджазованный фанк с сильными этническими влияниями: сам Masego имеет ямайские корни и не боится уходов в регги и дэнсхолл. 


Spillage Village «Spilligion» (Dreamville / Sincethe80s / Interscope)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Большая группа-коммуна из Атланты (четверо эмси, два саундбоя, девушка-вокалистка) делает душевный рэп, летящий мимо всех трендов прямо в сердце. Это хип-хоп, понятый как церковная служба, как коллективный катарсис: госпел, хоры, очень красивые инструментальные партии, большая любовь к своему делу и к деталям.


M’Dee «San Junipero» (Musica36)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Казахстанский умница Мади Токтаров может быть в этом списке только потому, что пару лет назад у него выходили две части альбома «Алматинский джаз». Джаза как такового там не было, но был легкий дискотечный фанк, чем-то напоминающий любимую группу Токтарова A’Studio. С тех пор он успел подписаться на лейбл Скриптонита, где попробовал себя в нише порочного арэнби, но в этом году вернулся к фанку: «San Junipero» — еще более тонко устроенный продукт, музыка, к которой должен прилагаться затемненный дымный зал и дискошар. Любовь к A’Studio тоже не прошла зря: в 2020-м M’Dee помог спродюсировать одну из новых песен группы. 


Sault «Untitled (Rise)» / «Untitled (Black Is) (Forever Living Originals)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Первый альбом из дуплета, которым анонимная британская группа выстрелила в 2020-м, вышел 12 июня и был посвящен погибшему в США Джорджу Флойду. Это празднование идеалов BLM в виде нон-стоп вечеринки: фанк, диско и афробит, как будто запущенные на шаффле в правильно подобранном плейлисте. Второй вышел в сентябре и был еще более танцевальным: можно вспомнить работы Фелы Кути, который похожим образом выражал свою гражданскую позицию телом — через ритм и грув.


Moodymann «Taken Away» (File)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Новую работу живого классика электронной музыки Кенни Диксона-младшего вдохновил неприятный и страшный случай, когда полицейские устроили на него облаву: окружили машину и угрожали оружием («Лучше бы застрелили, чем так», — написал музыкант после случившегося). Насилию он противопоставил изящество, записав получасовой альбом прекрасного хауса, где снова показал себя как мастер сэмпладелики. Сэмплированные стоны, ахи и вздохи черных певиц он аккуратно переносит на танцпол — и они кажутся тонко схваченной эссенцией этой музыки; душой, если угодно. 


Moor Mother & BIlly Woods «Brass» (Backwoodz Studioz)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Включив этот альбом поэтессы и экспериментальной артистки Moor Mother и рэпера Билли Вудса, половины дуэта Armand Hammer, сразу можно вспомнить бристольский трип-хоп с читкой вроде Трики или проект Kode9 & Spaceape. Бас вывернут вправо, ударные урезаны до перестукивающих перкуссий, сэмплы размазаны настолько, что превратились в реверберирующую кашу. Анемичный Вудс начитывает тексты, а Moor Mother поет полным тоски бархатным голосом — на таких контрастах их музыка и работает. «Brass» ценен своей атмосферой: как будто у тебя за дверью творится апокалипсис — и он вот-вот эту дверь прошибет. 


Khruangbin «Mordechai» (Dead Oceans)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

В 2020-м эта группа влюбила в себя, кажется, всех. Выросшее из американской психоделической сцены инструментальное трио с плохо произносимым названием дожило до того, что ее фанатом назвал себя Джей-Зи и пригласил помочь в работе над альбомом своего друга, рэпера Джея Электроника. Как следствие, «Mordechai» вышел дружелюбным к любому слушателю — что-то подобное раньше сделал Кевин Паркер, он же Tame Impala, когда принес свою психоделику в наушники к домохозяйкам. Это прыгучий психо-фанк с дабовым басом, который звучит, как будто его закопали в землю лет тридцать назад — и вот наконец откопали. Если в 2021-м уже будут проводиться фестивали, Khruangbin должны поехать со своей музыкой по всему миру и раскачивать ею сцены всевозможной вместительности.


Boora «Soundogolism 2» (HHV)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Легкий и неброский инструментальный хип-хоп от московского битмейкера и диджея. Таких в мире выпускается тонны, этот меня зацепил правильной меланхолией — сэмплами из фильмов, которые правильно дергают за нужные эмоциональные ниточки, — и красивым видеотрейлером. Обязательно посмотрите, даже если слышите имя этого человека впервые.


Isayahh Wuddha «Urban Brew» (Maquis)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

А вот глубоко спрятанная в недрах Bandcamp музыка, которой хочется поделиться, чтобы ничтожное количество просмотров на YouTube хоть немного подросло. Исайя Вудда живет в Токио и делает музыку по заветам фанк-эксцентриков вроде Джорджа Клинтона или Гари Уилсона. Его песни растут из сити-попа — японского жанра-мутанта, завороженного гламурным арэнби 80-х (компиляции сити-попа исправно выходят в последние годы и собирают хорошую прессу), но у Вудды очень много чудинки. В лучшие моменты он звучит как японский Ариэль Пинк, еще к тому же сильно увлеченный фанком. Сам он шутит, что хочет писать такую музыку, чтобы она была лучшим саундтреком к чтению биографии Майкла Джексона — хотя, может, и не шутит вовсе!


Слушайте подборку Николая Редькина в специальном плейлисте «Джазиста»:

Spotify | Apple Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Николай Редькин

Автор сайта The Flow. 1/2 видеоблога "Вписка". Ведущий Telegram-канала «Сломанные пляски».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии