Женя Куковеров
«Elastic Time»
(self-released, 2022)

Напоминаем нашим читателям, что «Джазист» интересуется не только джазом, но также другими формами импровизационной музыки — и не только. О том, что не укладывается в более или менее привычные рамки джаза, мы рассказываем в рубрике «Особый взгляд».

«Нестабильные ритмы — нестабильному времени», — так описывает свой новый инструментальный альбом Женя Куковеров. Действительно, основаная особенность пластинки «Elastic Time» — неуловимый, плавающий ритм. Каждый трек здесь постоянно замедляется и разгоняется, будто кто-то хулиганит за диджейскими вертушками, на протяжении сорока минут переключая скорость пластинки с 45 на 33 и обратно.

Главная особенность альбома «Elastic Time» — оригинальная скорость музыкального материала. Женя сочинял композиции в том же темпе, в каком они звучат на альбоме. Во время записи всех инструментов композиторское мышление Куковерова адаптировалось и делило эластичность бита на небольшие стабильные паттерны. От этого у Жени появлялось чувство, что он играет и очень медленную балладу, и очень быстрый трек одновременно, а мелодии, натянутые на скелет странных темпов, звучали как мат-рок и академический авангард «в одном флаконе». Хоть сам Куковеров характеризует музыку «Elastic Time» как elasticore («Льется, как густой кагор!»), на самом деле мы услышим тут привычный куковеровский мультипликационный джаз с присвистываниями, винтажный бедрум-поп, кислотный инди-рок с андалузскими мотивами и даже трип-хоп в самых замедленных его режимах.

Лучше всего описывает пластинку название первого трека — «Time is Drunk». Здесь Женя говорит даже не о потере временных ориентиров, а о потере себя, полной дезориентации в мире. На эту композицию снят мультипликационный клип, который напрямую связан с обложкой «Elastic Time», где изображены последние представители бунтующих мелодий в кольце полицейских, а на заднем плане — запертые в тюрьме ударные инструменты. Камера пролетает мимо бесконечного кордона полиции, заборов и стен домов, исписанных лозунгами в поддержку свободы ритма и темпов…

Эта аллегория довольно точно описывает нынешнее состояние многих творческих людей, чьи темп и бит оказались в клетке. Вместе с тем, оптимист Женя Куковеров видит всё не таким мрачным, каким оно кажется. «Я делаю свободную музыку, которая развязывает руки воображению!» — говорит он.




Об авторе

Евгений Галочкин

Сооснователь лейбла «ТОПОТ» и фестиваля новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии