Уэйн Шортер: гид по сольному творчеству | Джазист | Тексты

Уэйн Шортер:
гид по сольному творчеству

В марте 2023 года не стало великого Уэйна Шортера — саксофониста и композитора, во многом определившего звучание всего современного джаза. Он оставил после себя немалое творческое наследие, которое включает не только работу в легендарных ансамблях (прежде всего в квинтете Майлза Дэвиса, The Jazz Messengers Арта Блэйки и группе Weather Report), но и множество альбомов Шортера-лидера. Некоторые из них сразу же стали джазовой классикой, иные дожидались своего часа на протяжении долгих лет. Илья Белоруков осмысливает колоссальную дискографию музыканта и выделяет в ней как безусловные вершины, так и недооцененные сокровища.

Манера игры Уэйна Шортера сильно отличается от игры типичных саксофонистов. Звук его саксофонов, сопрано и тенора, всегда словно высушен и предельно конкретен. Его игра зачастую очень скупа, что говорит об умении слушать ансамбль и найти свое место в нем. Это правда — Шортер никогда не был тем музыкантом, который при любой возможности начинает тянуть внимание на себя за счет огромного количества нот или же спецэффектов и расширенных техник. При этом он легко побеждал в известных опросах журнала DownBeat в категории лучшего сопрано-саксофониста на протяжении десяти лет подряд по версии критиков и 18 лет — по версии читателей. Некоторый спад в исполнительском мастерстве стал заметен лишь после того, как музыканту перевалило за восемьдесят (он умер в возрасте 89 лет). Но даже тогда Уэйн легко компенсировал утрату физической сноровки опытом.

Многое можно сказать и про композиторский почерк Шортера — на эту тему написана не одна диссертация. Не погружаясь в академические дебри, просто замечу, что многие его композиции стали джазовой классикой и стандартами; вспомнить хотя бы «JuJu», «Speak No Evil» и, конечно, «Footprints». Из двенадцати наград «Грэмми», полученных Шортером, семь ему присудили не за сугубо исполнительские таланты, а в первую очередь за сочинительские — лучший альбом или композицию.

***

Уэйн Шортер родился в 1933 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье заводских рабочих Джозефа и Луизы Шортер. Младший из двух братьев, в детстве он мечтал связать свою жизнь с иллюстрациями из-за любви к комиксам и научной фантастике (эта страсть еще проявится в самом конце его дискографии). Однако всё изменилось, когда он в 14 лет услышал по радио выступления Телониуса Монка, Чарли Паркера и Бада Пауэлла. Шортер влюбился в бибоп и начал всерьез заниматься музыкой. Его первым инструментом была простая пластиковая дудочка — тонетт, — но позже родители купили подростку кларнет. А через пару лет Шортер наконец сделал собственный выбор и остановился на тенор-саксофоне.

В конце 50-х, после учебы в Университете Нью-Йорка и службы в армии, Уэйн Шортер оказался в группе The Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки. Через эту кузницу кадров прошло немало будущих звезд джаза. За годы бок о бок с Блэйки Шортер достигает признания как исполнитель на нью-йоркской сцене — возможно, самой важной для джазового музыканта тех времен. И вместе с тем он начинает совершенствоваться как композитор, выпуская яркие альбомы под своим именем. Не в последнюю очередь эти его успехи способствовали приглашению во «Второй великий квинтет» Майлза Дэвиса в 1964-м. Здесь Шортер не только развивал акустический джазовый звук, но и оказался одним из пионеров фьюжна — а заодно начал играть на сопрано-саксофоне, который позже стал его главным инструментом.

После работы с Дэвисом Уэйн Шортер основал вместе с пианистом Джо Завинулом и басистом Мирославом Витоушем фьюжн-группу Weather Report, просуществовавшую до 1986 года. Распад группы и увлечение буддизмом привели к тому, что музыкант заметно сбавил творческий темп. В 90-е он отмечался редкими сольными альбомами и гостевыми участиями — и только к 2000 году набрал сил для создания нового акустического квартета, который стал едва ли не лучшим джазовым составом начала нулевых.

В более чем шестидесятилетней карьере Шортера прослеживается несколько ярких периодов. Каждый раз он находил что-то неизведанное для себя и двигался в новом направлении. Его вклад в развитие джаза сложно переоценить. Чтобы понять, какого масштаба эта творческая единица, стоит внимательно присмотреться к его музыке и прежде всего к тем альбомам, которые Уэйн записывал в качестве лидера.


«Introducing
Wayne Shorter»
(Vee Jay, 1960)

«Second
Genesis»
(Vee Jay, 1974)

«Wayning
Moments»

(Vee Jay, 1962)

Итак, с 1959 по 1964 годы Уэйн числился в ансамбле The Jazz Messengers вышеупомянутого Арта Блэйки, где не только набирался опыта как исполнитель, но и вскоре стал основным композитором. В тот же период были записаны первые три сольника Уэйна, впитавшие в себя славные традиции джаза тех лет. Да и едва ли можно было выпускать что-то посредственное с теми людьми, которые окружали тенор-саксофониста! Достаточно посмотреть в буклеты пластинок и увидеть там имена Ли Моргана, Фредди Хаббарда, Арта Блэйки и Пола Чемберса.

Несмотря на превосходный состав музыкантов, эти альбомы всё же блекнут в сравнении с теми, что Шортер выдавал в последующие годы. Они стали первыми шагами Шортера в качестве бэндлидера и знаменуют собой важный период становления музыканта; важный, но едва ли выдающийся. Есть ощущение, что и современники посчитали их «на уровне», но не более того. Обратите внимание на хронологию записей и изданий — второй альбом «Second Genesis» был выпущен спустя аж 14 лет после записи. Сейчас дискографии джазменов-классиков принято воспринимать не по году выпуска, а по времени записи, но факт остается фактом — и намеком на то, что в те годы издателям этот материал не показался чем-то незаурядным. Лишь потом, на волне успеха Шортера в 70-х, эта музыка вышла в свет. Таких случаев в дискографии Шортера несколько.


«Night Dreamer»
(Blue Note, 1964)

«JuJu»
(Blue Note, 1965)

«Speak No Evil»
(Blue Note, 1966)

Переломным для музыканта стал 1964 год, когда Шортер перешел в стан Майлза Дэвиса, заодно успев записать перед этим собственный четвертый альбом «Night Dreamer». Сам саксофонист говорил в тот момент, что его композиторская манера начала меняться, он стал использовать меньшее количество материала, отсекая всё лишнее. Достаточно зрелые мысли для 31-летнего артиста. Его музыка, будто замедляясь, начала дрейфовать в сторону созерцательности, где каждый музыкант пытается рассмотреть идеи Уэйна через свою призму и воплотить их в звуке. Подход может напомнить Джона Колтрейна, хотя обычно вряд ли кто возьмется их сравнивать — всё же последний настолько далеко зашел в деле освоения свободной музыки, что его прочие заслуги нередко забываются. Когда взгляд падает на состав группы Шортера на «Night Dreamer» и «JuJu», параллель с Колтрейном проявляется даже более явно. Играют соратники Джона: пианист Маккой Тайнер, контрабасист Реджи Уоркман и ударник Элвин Джонс.

Одновременно с этим на «Night Dreamer» улавливается прообраз того, что потом творилось у Майлза во «Втором великом квинтете». Именно Шортер во многом подгонял в этом легендарном ансамбле остальных, инициируя новые затеи и провоцируя коллег находить новые звуковые решения. Напомню, что в том коллективе играли барабанщик Тони Уильямс, пианист Херби Хэнкок и басист Рон Картер. Уэйн быстро наладил с ними связь — и вот, два года спустя, на его собственном великом альбоме «Speak No Evil» играют двое последних плюс Элвин Джонс и Фредди Хаббард. Конечно, время для джаза в ту эпоху шло очень быстро; все играли со всеми. И тем не менее сейчас, по прошествии десятилетий, не так уж много альбомов звучат актуально и остаются интересными кому-то за пределами исследователей и упертых фанатов того или иного музыканта. Вот эти три альбома Шортера, записанные в 1964-м, можно смело рекомендовать широкому кругу слушателей. Они навсегда прописались в золотом джазовом фонде.

1964 год вообще фиксирует потрясающую форму Шортера и его открытость к идеям. Невозможно не упомянуть его участие в записи альбома «Some Other Stuff» (Blue Note, 1965) тромбониста Грэчана Монкура III. Незаслуженно забываемый сегодня музыкант, Монкур III записал совсем немного музыки, но этот альбом вместе с его же пластинкой «Evolution» (Blue Note, 1964), на которой, правда, Шортер не играет, — подлинные бриллианты, едва ли на что-то похожие. Монкур III балансирует между мейнстримом и авангардом, в его творчестве чувствуется немалое влияние серьезной композиторской музыки. Притом что играют всё те же молодые звезды джаза — тут и Уильямс, и Хэнкок, и Сесил Макби на басу, — получается крайне интересная смесь абстрактного джаза с необычными поворотами композиции. По сей день звучит необычно и освежающе.


«The Soothsayer»
(Blue Note, 1979)

«Etcetera»
(Blue Note, 1980)

«The All Seeing Eye»
(Blue Note, 1966)

В следующем году чрезвычайно продуктивное для музыканта время продолжилось. В январе 1965-го «Второй великий квинтет» записал знаменитую пластинку «E.S.P.», а в декабре оказался в резиденции в Чикаго. Результатом работы в «городе ветров» стали записи, вышедшие много лет спустя — легендарный на сегодняшний день бокс-сет «The Complete Live at the Plugged Nickel 1965» был издан лейблом Columbia только в 1995-м. На нем квинтет достиг каких-то запредельных высот — не столько во взаимопонимании, сколько в деле принятия рисков во время музицирования. Ходит байка о том, что Уильямс по пути в Чикаго предложил поиграть антиджаз, что бы это ни значило. Квинтет вызов принял. На тот момент лейбл явно побоялся издать столь экспериментальные вещи, но время всё расставило по своим местам, и на сегодняшний день это чуть ли не лучший образец музыки того квинтета.

Помимо работы у Дэвиса, Уэйн успел записать в 1965-м три собственных альбома. Первые два были выпущены спустя 14 и 15 лет. Почему эти записи не сочли нужными издать сразу? Что ж, «The Soothsayer» немного подвел качеством записи. Да и материал на альбоме получился слишком традиционным для всё той же мощной банды с Тайнером, Картером, Хаббардом, Уильямсом и примкнувшим к ним альт-саксофонистом Джеймсом Сполдингом. От этих людей ждешь большего, чем просто еще одной хорошей пластинки.

А вот с «Etcetera» дело обстоит любопытнее, и это одно из недооцененных сокровищ в дискографии саксофониста. В первой, заглавной теме Шортер представляет абстрактную версию хард-бопа (очевидно, тут есть связь с идеями, которые он разрабатывал у Дэвиса, да и Хэнкок причастен), но для середины 60-х она звучит как будто слишком странно. На прекрасной балладе «Penelope» проявляется его драматический дар как солиста. А вот дальше настроения меняются. По мере того как музыканты уводят слушателей вглубь альбома, ощутимо начинают проступать отсылки к медитативному джазу — и вновь к Колтрейну как главному символу этого движения. Хотя есть и заметные отличия в лидерских стилях Колтрейна и Шортера. Если Джон по большей части сам упивался сольными партиями, используя группу в качестве помощников, то у Уэйна получается не перетягивать внимание целиком на себя и дать развернуться каждому. Добавлю, что начиная с этих сессий одним из постоянных партнеров Уэйна стал барабанщик Джо Чемберс.

Апофеозом 18-месячного творческого всплеска Шортера стал альбом «The All Seeing Eye», записанный септетом из всех, кто уже упоминался выше, — Чемберс, Хэнкок, Картер, Сполдинг, Хаббард и Монкур III. Как раз в то время набрал обороты спиричуэл-джаз, и Шортер не оказался в стороне от этого пиршества звука. В то время как фри-боп Майлза Дэвиса шел своей дорогой, Шортер пробовал в сольном творчестве воплотить иные идеи. Его развернутые соло и импрессионизм уже будто бы предвещают фьюжн-эру, к которой через пару лет придет и сам Дэвис.


«Adam’s Apple»
(Blue Note, 1967)

«Schizophrenia»
(Blue Note, 1969)

Что оставалось делать после столь мощной работы, как «The All Seeing Eye»? Пробовать немного оглядеться и понять, что творится вокруг, но при этом не снизить свои стандарты качества. В то же время в 1967-м для Шортера началась крайне важная работа с Дэвисом по композиторскому вектору. Альбомы квинтета «Sorcerer» (Columbia, 1967) и «Nefertiti» (Columbia, 1968) записаны именно тогда, и перу Уэйна Шортера принадлежит половина пьес на каждом из них. Именно там пробуются все его самые передовые идеи. Возможно, поэтому собственный «Adam’s Apple» получился не таким ярким. Безусловно, это джаз высочайшего качества, но предыдущими записями Шортер настолько поднял планку, что любой результат на их фоне казался бы недостаточным.

Не самый известный альбом «Schizophrenia» — последний акустический на долгие годы. Пластинка начинается как традиционный соул-джаз с Blue Note, но быстро сворачивает в дебри хард-бопа и дальше — в еще более свободное повествование, в котором хочется отметить необычную краску в виде флейты Джеймса Сполдинга. Звук тут и правда немного сходит с ума, как если бы Шортер замышлял через музыку передать развитие шизофрении.


«Super Nova»
(Blue Note, 1969)

«Moto Grosso Feio»
(Blue Note, 1974)

«Odyssey of Iska»
(Blue Note, 1971)

В 1969-м вышел «In a Silent Way», которым Майлз Дэвис открыл эру фьюжна, а главным альбомом этого направления считается вышедший годом позже «Bitches Brew» (оба издал лейбл Columbia). На обоих, помимо прочих, играют Шортер и его будущий партнер по Weather Report Джо Завинул, композиции которого заняли в это время почти ключевое место в группе Дэвиса. Открытые двери в новый звуковой мир оказались широкими, и практически все участвовавшие в тех сессиях ринулись играть электрический джаз и впоследствии стали большими его звездами. Шортер тоже оказался в числе заинтересованных. В те годы он записал три альбома, каждый из которых представляет собственный взгляд на происходящие с джазом метаморфозы. Как раз в это время он начал играть на сопрано-саксофоне — не в последнюю очередь из-за того, что высокий звук инструмента лучше пробивался в электрическом звуке через гитары, басы и электропиано.

Альбом «Super Nova» записан всего лишь спустя десять дней после первых сессий для «Bitches Brew» — да и музыканты тут почти все те же, хорошо знакомые, явно подогретые тем, что играли у Майлза Дэвиса. Любопытный факт: за второй ударной установкой и вибрафоном оказался Чик Кориа. В итоге группа у Шортера набилась битком: он использовал кучу барабанов и перкуссии, две гитары, бас, и даже голос на «Dindi», переиначенной композиции Антониу Карлоса Жобима. У Шортера, в отличие от Дэвиса, музыка сделана честно: за спиной не стоял великий продюсер Тео Масеро и не редактировал записи, пересобирая звук. Конечно, в плане продакшна Уэйн в этом «споре» проигрывает, и звучание его группы более рыхлое. Однако оно живое; и если мы хотим окунуться в то время и понять, что происходило в джазе вокруг фигуры Майлза Дэвиса, «Super Nova» — чуть ли не лучший для этого способ.

«Moto Grosso Feio», записанный в 1970-м, пролежал на полке целых четыре года. Мы уже знаем, что в случае с Шортером это не рекорд, но теперь речь идет о маститом и успешном музыканте на пике формы. Из сегодняшнего дня отказ лейбла сразу выпустить эту пластинку видится большим упущением, поскольку «Moto Grosso Feio» смело можно причислять к шедеврам (очевидно, недооцененным) в области нестандартного фьюжна. Когда Шортер записывал этот альбом, он, возможно, был первым и единственным музыкантом, исполнявшим фьюжн через призму чуть ли не академической композиции. Подход Шортера тут напоминает Монкура III, у которого Уэйн играл в середине 60-х. Музыканту практически удалось уйти от психоделического флера и найти точки опоры для странного состава с тремя ударниками (Джек Деджонетт, опять Чик Кориа, малоизвестная 19-летняя бельгийская барабанщица Мишлин Прелль), тремя басистами (Дэйв Холланд, Рон Картер, Мирослав Витоуш) и Джоном Маклафлином на 12-струнной гитаре. Сквозь композиторские наброски то и дело пробиваются свободные формы, но равноудаленные что от фри-джаза, что от фьюжна. Это сочетание навевает мысли о первых альбомах Weather Report и показывает, что могло бы на них происходить, если бы Завинул был чуть менее амбициозным и подавляющим прочих участников группы бэндлидером.

«Odyssey of Iska» тоже записан в 1970-м, состав инструментально почти идентичен, однако играют совсем другие люди. Этот альбом можно сравнить с сольником Завинула «Zawinul» (Atlantic, 1971), где сайдменом был в том числе и Шортер. Раньше намеки на Weather Report только витали в воздухе. Два этих альбома прямо показывают, что оба музыканта имели схожие мысли и намерения, и им суждено было начать работать вместе. Остальное, как говорится, история.


Уэйн Шортер и Weather Report

Невозможно говорить о сольном творчестве Уэйна Шортера, не упоминая группу Weather Report, — хотя бы потому, что за период, пока он в ней числился, альбомов под собственным именем он выпустил всего ничего. Да и его последующую дискографию стоит слушать, держа в уме этот коллектив; отголосков встретится предостаточно. Шортер приносил в группу идеи и реализовывал их, но и общий саунд Weather Report, в свою очередь, менял его кругозор и влиял на его сольную музыку.

Weather Report образца 1978–1982 годов. Слева направо: Уэйн Шортер, Питер Эрскин, Джо Завинул и Джако Пасториус

Легендарная фьюжн-группа начала работать в студии над первыми записями в 1971 году. Она просуществовала пятнадцать лет, за которые сменила состав десятки раз. На старте костяк коллектива образовали Джо Завинул, Уэйн Шортер и Мирослав Витоуш; приглашали даже Джона Маклафлина, но тот отказался. Первые несколько альбомов Weather Report продолжали дело, которое все эти люди уже делали с Майлзом Дэвисом и по отдельности. Но музыка, в сравнении с тем же Дэвисом, стала менее раскованной и больше ориентировалась на композиторские изыски.

Изначально Шортер решил больше слушать, чем играть, и его вклад в звучание может показаться даже слишком малым. Но он всегда был рядом и регулярно поставлял группе свои сочинения. Стилистически они могли быть чем угодно — от латинских ритмов к джазовым, от протяжных мелодий («Harlequin», 1977) к чуть ли не академическому камерному саунду («Blackthorn Rose», 1974), от медитативного джаз-рока в духе Джеффа Бека («Freezing Fire», 1975) к почти эмбиентным абстракциям («The Elders», 1978). И это не заглядывая в 80-е, когда из-под пера Шортера выходил и синтезаторный фанк, и легкие пьесы с зачатками смус-джаза, и аранжировки с характерным пластиковым звуком того десятилетия.

После первых альбомов, где царствовало электропиано, Джо Завинул всё больше стал интересоваться синтезаторами и студийной работой, постепенно подмяв фьюжн-корни саунда Weather Report под более конкретные ритмические рисунки. Апофеозом этого процесса стало приглашение в коллектив мастера безладовой бас-гитары Джако Пасториуса, перевернувшего представления об игре на этом инструменте. Именно с Пасториусом группа Weather Report добилась наибольшего успеха, и именно после его ухода в 1982 году дело пошло на спад.

Альбомы выходили регулярно, звук становился всё более синтезаторным, а в саунде всё разрасталось влияние world-музыки. Конечно, всевозможная этника всегда играла большую роль в музыке Weather Report. Но если в 70-х ее использование укладывалось в парадигму фьюжна, поиска некоего сплава культур, то в 80-х, когда направление world-музыки стало в целом более сильным, подход группы начал походить на постмодернистские коллажи. Последний альбом группы вышел в 1986 году. После распада коллектив никогда не воссоединялся, хотя Завинул первое время давал концерты под афишами Weather Update. Вскоре он создал группу The Zawinul Syndicate, где продолжил комбинировать фьюжн и влияния традиционной музыки разных уголков мира.


«Native Dancer»
(Columbia, 1975)

В середине 70-х Шортер записал альбом с латинскими ритмами — к вопросу о влиянии на него и Weather Report world-музыки — и мягкой джазовой музыкой, если не сказать поп-джазом. Атмосфера на «Native Dancer» расслабленная и непринужденная. Уэйн сотрудничал с бразильским вокалистом Милтоном Насименту, который добавил именно традиционные, этнические нотки. Они максимально естественно вписались в музыку — это не неправдоподобная стилизация, а что-то настоящее. Обратите внимание на акустический дуэт саксофона и рояля «Diana» — в этой пьесе Шортер играл сам с собой. Почти во всех прочих композициях за клавишными сидел Херби Хэнкок.

С Хэнкоком Шортер много работал и сразу после выхода этого альбома. Все участники «Второго великого квинтета» Майлза Дэвиса (кроме него самого) пересобрались в The V.S.O.P. Quintet, выпустили вместе несколько альбомов в период с 1977 по 1979 годы и вдоволь поездили с гастролями. Эта группа с упоением играла мейнстримный джаз, без лишних хитростей и задумок — музыка виртуозная, мастеровитая, но слишком специальная, то, что можно назвать «музыкой для музыкантов». Вероятно, для участников квинтета такой саунд стал некоей отдушиной во времена расцвета фьюжна, джаз-рока, фанка и прочих более коммерческих направлений. Конечно, во всех этих новых веяниях они были активно задействованы (Шортер в те годы, например, появлялся на альбомах Steely Dan, Джони Митчелл и Дона Хенли, а еще позже — у The Rolling Stones и Норы Джонс). Но при этом «обычный» джаз поиграть им тоже иногда хотелось.


«Atlantis»
(Columbia 1985)

«Phantom Navigator» (Columbia, 1987)

«Joy Ryder»
(Columbia, 1988)

Спустя десять лет сольного молчания — с 1975 по 1985 год — Уэйн выпустил альбом, а за ним еще два, которые вполне могли бы оказаться альбомами Weather Report, если бы расклад сил в группе был иным. И дело тут не в том, что лидерские амбиции Завинула отодвинули Шортера на второй план, а в том, что он сам выбрал быть несколько в стороне. Так или иначе, но три сольника 80-х демонстрируют, что Шортер мог легко взять правление в свои руки и было бы не хуже. Хотя на этих пластинках и нет чего-то выдающегося (зато проявляется главная проблема джазовой сцены того поколения — пластиковый саунд, который губит не одну перспективную идею на корню), в них легко считывается тот самый шортеровский композиторский почерк, известный еще по квинтету Дэвиса.


«High Life»
(Verve, 1995)

Взяв еще одну паузу, сольный Шортер вернулся в 1995 году с группой, в которой главным оказался трудолюбивый басист-продюсер Маркус Миллер. Многим читателям, наверное, достаточно одного этого имени, чтобы составить первое представление о музыке на «High Life». Интеллигентный джаз-фанк вперемешку с модным на тот момент саунд-дизайном и добавлением оркестровок свое дело сделали — альбом получил премию «Грэмми». Любопытный факт об этой пластинке: на ней можно услышать Уэйна Шортера с альт- и баритон-саксофонами; единственный раз за всю его карьеру.


Herbie Hancock & Wayne Shorter
«1+1»
(Verve, 1997)

1996 год был одним из самых тяжелых для музыканта. В авиакатастрофе погибли его жена Ана Мария Парисио и племянница Далила. Шортер нашел в себе силы пережить трагедию и выразить в музыке переживания. «1+1» — наиболее личный, лиричный и пронзительный альбом во всём наследии саксофониста. Разумеется, такая запись не могла состояться без давнего друга, Хэрби Хэнкока. Былые соратники собрались с подачи гитариста Пэта Мэтини, услышавшего их игру дуэтом на каком-то случайном концерте. В итоге они вдвоем записали десяток собственных пьес и одну — авторства голландского пианиста Михила Борстлапа. Это часовой шедевр опытных музыкантов, которым совсем ничего не надо никому доказывать, но которым есть чем поделиться. Конечно, им дали «Грэмми». Конечно, этот альбом недооценивают до сих пор. Но для нашего повествования важнее то, что альбом открыл для Шортера новую главу в творчестве.


«Footprints Live!»
(Verve, 2002)
Apple Music | Яндекс.Музыка

Эта новая глава стартовала с квартета Footprints, где вместе с Шортером играли Данило Перес на рояле, Джон Патитуччи на контрабасе и Брайан Блэйд на ударных. Квартет собрался в 2000 году и просуществовал 16 лет — даже дольше, чем длилось сотрудничество Шортера и Завинула в Weather Report. Конечно, по уровню творческой активности этот ансамбль не мог переплюнуть легендарную группу, которая в 70-х не вылезала из бесконечных туров. Но, надо отдать должное музыкантам, они всегда находили время для Шортера, хотя каждый из них имел большое число собственных проектов.

Сложно поверить, что «Footprints Live!» стал в дискографии сольного Шортера первым концертником. Он составлен из записей с выступлений в Испании, Франции и Италии в 2001 году. Квартет играет вещи бэндлидера разных эпох — от квинтета Майлза Дэвиса до дуэта с Херби Хэнкоком. Таким образом саксофонист переосмысляет творчество, находя в знакомом материале всё новые и новые средства выражения мыслей. Молодые, но опытнейшие музыканты подгоняют старшего, привнося в музыку необходимый задор, который, впрочем, упорядочен и сдержан в силе. В дуэте с Хэнкоком Шортер уже показал, что находится в прекрасной форме, и с квартетом он это лишь подтверждает. Его звук ни с кем не спутать, фразировка уникальна, креативность зашкаливает. Чего еще желать слушателям? Тем не менее этот «лайв» стал только началом триумфального возвращения Шортера в музыку.


«Alegría»
(Verve, 2003)
Яндекс.Музыка

Дальше — больше. На новом студийнике задействован как свежий квартет Шортера, так и расширенные составы, работа с которыми помогла раскрыть талант не только Шортера-композитора, но и оркестровщика и продюсера. Например, в первой же вещи «Sacajawea», получившей «Грэмми», Шортер делает наложения саксофонов. Он внедряет в звуковую картину и тенор, и сопрано, и выдает под конец почти фри-джаз. Казалось бы, как можно? Такое кощунство — в живом акустическом джазе? Но это Шортер, ему позволено всё. Да и ясно, что время экспериментов Weather Report со звуком в студии даром не прошло.

В пьесах для больших составов (от десяти до пятнадцати человек) Уэйн впервые заходит на территории камерного акустического джаза со множеством изысков в плане аранжировок. И, опять же, переосмысливает себя самого. В этой музыке встречаются латинские ритмы и перкуссия, используются приемы фьюжна в вопросах построения мелодий и последовательностей аккордов (заменить бэнд на клавишные Завинула — и вот он, Weather Report во всей красе!), много лиричных соло, есть даже небольшая и весьма свободная интерлюдия саксофона и ударных. Разнообразие альбома лишь подчеркивает актуальность музыки Шортера в новом тысячелетии. На момент выпуска альбома ему 70 лет, и он выходит на очередной пик творческой карьеры.


«Beyond the Sound Barrier»
(Verve, 2005)

«Without a Net»
(Blue Note, 2013)

Второй концертный альбом квартета записан в 2002–2004 годах в Северной Америке, Европе и Азии, третий — в 2011-м в Европе. Едва ли добавляя в свою музыку что-то кардинально новое, Шортер с группой «просто» доказывают, что статус одного из лучших джазовых составов начала нулевых заслужен не былыми делами лидера. В игре саксофониста становится еще больше свободы, при этом он всё так же придерживается собственного контекста, где нет места фри-джазовому хаосу или же сладким мотивам. Его манера всё такая же сухая, деликатная и интеллектуальная. Партнеры не отстают — Данило Перес играет великолепные соло, Джон Патитуччи и Брайан Блэйд практически идеально сыгрались и цементируют фундамент группы.

Нельзя не отметить монументальную 23-минутную композицию «Pegasus», записанную совместно с квинтетом духовиков Imani Winds и изданную на альбоме «Without a Net», первом релизе для Blue Note после «Odyssey of Iska» (1971). Эта вещь намекает на то, что неспроста Уэйн занимался оркестровками на «Alegría»: его всерьез манит направление сложно устроенного оркестрового джаза. Пьесе, перегруженной многогранными конструкциями, не хватает разве что легкости и изысканности композиций с «Alegría».


«Emanon»
(Blue Note, 2018)
Apple Music | Яндекс.Музыка

«Emanon» — самый амбициозный и мощный проект Шортера, опус магнум, к которому он шел всю свою жизнь. Во-первых, три диска. На первом квартет играет с великолепным нью-йоркским камерным оркестром Orpheus Chamber Orchestra, на двух остальных — концерт в Лондоне, записанный в 2016 году. Но это еще не всё: в бокс-сете имеется 74-страничный графический роман (!), написанный Уэйном при помощи сценаристки Моники Слай и нарисованный художником Рэнди Дюбурком (работал с DC Comics и множеством андеграундных издательств). Пронеся увлечение фантастикой и комиксами через десятилетия, Уэйн Шортер всё-таки исполнил свою детскую мечту о карьере иллюстратора, пусть и с помощью двух профессиональных соавторов.

Оркестровый диск открывается всё той же вещью «Pegasus», которая была записана на предыдущем альбоме. В новом прочтении пьеса звучит значительно увесистее своей «демо-версии» — хотя бы потому, что в Orpheus Chamber Orchestra насчитывается 34 музыканта. Из-за обилия выписанных кусочков в музыке осталось не так много места самому квартету, и он тут оказывается в роли подыгрывающего. Шортеру-композитору важно было осуществить оркестровое высказывание, пусть даже музыка получилась местами излишне грузной. Такая пышность вообще-то не совсем в его духе, но вполне укладывается в американскую традицию композиторской музыки вроде Аарона Коупленда или Леонарда Бернстайна.

Лондонский концерт необходимо слушать хотя бы потому, что это первый полный «живой» материал квартета без купюр. Раньше о его силе можно было судить исключительно по выборке с разных концертов, но такие сборники не дают полноценного представления о том, что происходило на выступлениях. Впервые начинает ощущаться, что Шортер всё-таки не молод: его игра сама по себе чуть менее убедительна, чем раньше. Разумеется, это нисколько не мешает его мыслительному процессу.

Первой вещью, прозвучавшей на концерте в Лондоне, стала «The Three Marias» на 27 с половиной минут. Она обогащает слушателей знанием о том, как именно музыканты работают с авторским материалом — как они разглядывают музыку с разных сторон, словно бы отдаляясь от нее, или как максимально близко к тексту трактуют задачи, поставленные лидером. Следить за собиранием и разбиранием материала крайне любопытно. Именно этого недоставало предыдущим альбомам коллектива. Стремление показать самые сливки на них обычно побеждало демонстрацию реальной работы на концерте.

Первая пьеса плавно перетекает во вторую, «Lots and Orbits Medley» — еще на десять минут. Такая свободная работа с нотным материалом, как здесь, очень радует слух и предлагает поразмышлять о принципах взаимодействия в коллективе. Немаловажно сравнить одни и те же композиции («Prometheus Unbound», «Lotus», «The Three Marias») в трактовках с оркестром и без. Квартет сам по себе иногда чуть ли не разваливает вещи подчистую, но всегда кто-то да вытягивает главную идею или тему, как удочкой, и начинается новый виток переосмыслений. Оркестр же не дает музыке слишком много воздуха, подчиняя своему густому звуку всё происходящее на сцене.


Wayne Shorter, Terri Lyne Carrington, Esperanza Spalding, Leo Genovese
«Live at the Detroit Jazz Festival»
(Candid, 2022)
Apple Music

Последний прижизненный релиз Шортера записан в 2017 году и представляет собою хороший образец мейнстримного джаза нашего времени. Выступление на Джазовом фестивале в Детройте стало одним из последних для Шортера — потом он официально ушел на пенсию как исполнитель. И это был единственный концерт в таком — невероятном — составе. Уэйн Шортер здесь играет не так много, больше слушает и добавляет «мудрости» молодым коллегам.

Кстати, совместно с контрабасисткой и вокалисткой Эсперансей Сполдинг Шортер в пандемийные годы работал над оперой «…(Iphigenia)». Она написала либретто и исполнила главную роль, он сочинял музыку, впервые не приняв участие в исполнении, но, конечно, подключив к работе музыкантов квартета. Премьера состоялась в 2021 году, еще несколько показов прошли в 2022-м. Всё это лишь подтверждает факт, что Шортер — не просто великолепный саксофонист, прекрасный композитор, но и человек, не боявшийся бросать самому себе новые вызовы вплоть до последних дней.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

1 комментарий

  • Блестящий анализ!
    Илья талантлив во всем.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии