Чикагская школа: 10 альбомов лейбла International Anthem | Джазист |

Чикагская школа:
10 альбомов лейбла
International Anthem

Илья Рассказов изучил бэк-каталог звукозаписывающей компании, которую одни превозносят за «переписывание» канонов джаза, а другие считают не более чем «лейблом для хипстеров», в настоящем джазе не разбирающихся. Как бы то ни было, International Anthem — точно лейбл заметный, молодой, полный сил и желания навести шороху в джазовом мире. А значит, к нему и его релизам (о которых руководитель лейбла Скотти Макнис рассказал эксклюзивно «Джазисту») стоит присмотреться повнимательнее.


С момента создания лейбла International Anthem в Чикаго прошло совсем немного — восемь с хвостиком лет. Но за это время, с 2014 года, он успел превратиться в целое явление в новом джазе, причем явление необычное, интригующее и даже знаковое.

Его основатели Скотти Макнис и Дэвид Аллен, правда, на этот счет имеют особое мнение. От термина «новый джаз» они открещиваются, как и вообще от любых попыток поместить их работу в определенные рамки джазового дискурса. Своей целью они ставят именно что стирание всех рамок. «Создать позитивный вклад в меняющееся состояние музыкальной индустрии и оживить спрос на музыку, отрицающую границы, чтобы представить уникальные звуки новой аудитории в привлекательной упаковке», — так IARC (сокращение от International Anthem Recording Company) определяет свою миссию.

Амбициозно? Да. Достижимо? Точно да. За свою недолгую жизнь лейбл уже сумел вывести на мировую авансцену музыкантов, чьи имена сейчас и ассоциируются с джазом у молодой публики, — Макайю Маккрейвена, Дэймона Локса, группу Anteloper, Энджел Бэт Дэвид, Алабастера Деплюма и многих других. При этом нельзя сказать, что в его арсенале сплошь модные и, что называется, хайповые имена. Лейбл поддерживал и экспериментальные проекты чикагских светил джазовой сцены вроде Джеффа Паркера, Роба Мазурека, Бена Ламара Гэя и Джуниуса Пола.

Сооснователи International Anthem Дэвид Аллен и Скотти Макнис (справа). Фото Джулии Дрател

Скотти Макнис и Дэвид Аллен — уроженцы Среднего Запада. Познакомились они еще в 2000-х. Оба играли в не очень известных постпанк-группах (разных, потому что жили в разных штатах); Скотти был ударником, а Аллен — басистом. В 2009-м Макнис перебрался в Чикаго и устроился в бар помощником официанта. Карьера его спорилась: уже через год он открыл собственную компанию Uncanned Music, которая составляет плейлисты для ресторанов и отвечает за музыкальную атмосферу в них. Когда бизнес стал расширяться, к делу присоединился и Аллен. Музыкальные вкусы друзей в Чикаго поменялись — оба увлеклись импровизационной музыкой. Как говорит Скотти Макнис, панка в ней даже больше, чем в самом панк-роке. В свободное время Макнис и Аллен стали устраивать концерты знакомых музыкантов, занялись кураторством и параллельно записывали всё, что происходило на их мероприятиях. Из потребности где-то выпускать эти записи и вырос лейбл International Anthem. Сегодня Скотти отвечает за артистов, репертуар и креативную сторону лейбла, в то время как профессиональный звукоинженер Аллен координирует работу в студии и решает технические вопросы.

Несомненно, в деле о появлении на свет International Anthem легко обнаружить чикагский джазовый след. Огромное влияние на идеологию и политику лейбла оказала знаменитая Ассоциация развития творческих музыкантов — AACM (Association for the Advancement of Creative Musicians), основанная еще в 1965 году и существующая поныне. В 70-е годы она была важнейшей музыкальной и культурной организацией Чикаго и всего США, объединением чернокожих музыкантов, продвигавших идеи афроцентризма и во многом противопоставлявших себя коммерческой музыкальной сцене. Участниками AACM в разные годы были основатель Art Ensemble of Chicago Лестер Боуи, композитор и теоретик музыки Энтони Брэкстон, саксофонист Генри Тредгилл, тромбонист Джордж Льюис, поэт, музыкант и визионер Каиль эль-Забар и десятки других выдающихся артистов с чикагской пропиской. В наши дни в нее, например, входят гитарист Джефф Паркер, виолончелистка Томека Рид и корнетист Бен Ламар Гэй — музыканты, играющие ключевую роль в артистическом сообществе IARC.

Слово «сообщество», которое в случае IARC можно заменить на более сильное слово «семья», также дает ключ к пониманию того, что делает лейбл. Как и в AAMC, музыканты лейбла постоянно играют и записываются друг с другом. Весь каталог подчас читается как список хитросплетенных взаимных коллабораций. И еще одну параллель с AACM можно провести, заметив социально-политическое неравнодушие International Anthem. Записи группы Irreversible Entanglements, Дэймона Локса, дуэта Freddie Douggie и других полыхнули на фоне движения за гражданские права чернокожих Black Lives Matter. Стоит подчеркнуть, что лейбл, созданный двумя представителями белого большинства, был активно вовлечен в это движение задолго до того, как буквы BLM прогремели на весь мир. Так что, как бы ни хотелось иным скептикам упрекнуть IARC в конъюнктурщине, вклад лейбла в культурную составляющую этого движения выглядит искренним — и, что немаловажно, действительно представляет большую ценность в музыкальном и духовном плане. 

Лейбл International Anthem, начинавшийся как посвящение и признание в любви импровизационной музыке и эклектичному авангарду Чикаго, сегодня вышел далеко за пределы одного города — и даже всех Соединенных Штатов. В списке «Джазиста» — десятка самых важных альбомов из его каталога. Эти записи можно назвать наиболее логичными точками входа в сложную и красивую музыкальную вселенную лейбла.


Makaya McCraven
«In the Moment»
(2015)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | Bandcamp

«In the Moment» — без преувеличения знаковая работа как для самого барабанщика Макайи Маккрейвена, утвердившегося в собственном творческом методе, так и для только что запустившегося лейбла International Anthem. Альбом стал вторым релизом в его дискографии после «Alternate Moon Cycles» Роба Мазурека. «In the Moment» обозначил курс лейбла: дать голос музыкантам чикагского околоджазового андерграунда. Помимо Маккрейвена, сыгравшего все партии ударных и взявшего на себя функцию продюсера, в записи приняли участие опытные джазмены города: вибрафонист Джастин Томас, басисты Джуниус Пол и Мэтт Улери, саксофонисты Тони Барба и Дешон Джонс, трубач Маркис Хилл и гитарист Джефф Паркер. 

Сейчас Маккрейвен в первых рядах нового джаза. На его счету несколько альбомов для International Anthem и Blue Note, трибьют Гилу Скотт-Херону «We’re New Again», участие в звездном сборнике «The Chicago Experiment» и прочие заслуги. Но именно «In the Moment» даже спустя восемь лет после выхода представляется идеальным ключом к музыке Маккрейвена, каталогу IARC и чикагской сцене вообще.

Маккрейвен родился в Париже в семье венгерской фолк-певицы и афроамериканского джазового барабанщика. В «городе ветров» он оказался в середине нулевых и быстро стал здесь своим. Знакомство со Скотти Макнисом и Дэвидом Алленом привело к участию в серии концертов, регулярно проходивших в клубе The Bedford. Маккрейвен играл здесь на протяжении года с лишним — приглашал друзей, шлифовал свой метод и искал идеальный бит. В общей сложности состоялось 28 выступлений, которые превратились в 48 часов записей. Выжимка из них и есть «In the Moment» — это 75 минут музыки, превосходно сохраняющих атмосферу живого действа.

В большинство своем это короткие, двух- и трехминутные вещи, но назвать их обезличенным словом «трек» язык не поворачивается. В короткой аннотации к релизу звучание альбома названо «органичной бит-музыкой». Ничего не значащее и ни к чему не обязывающее определение оставляет слушателю возможность решить самому, в какое место головы и сердца поместить эти звуки. Джаз, построк, инструментальный хип-хоп — вот очевидные метки этой музыки. Но, как часто бывает с записями, которые на первый взгляд просты в подборе своих ингредиентов, на выходе рождается какая-то особенная мини-вселенная, красоту которой нельзя обьяснить, просто разложив ее на элементы.

Работа во многом перекликается с сырым и честным клубным джазом 90-х — музыкой, берущей истоки из жирного бита, сэмпладелики и уместной на танцполе джазовой импровизации. Отличный пример — «Lonely». Здесь гитара Джеффа Паркера заставляет вспомнить манеру Ронни Джордана, а труба Маркиса Хилла превращает вещь в эйсид-джазовый гимн. Маккрейвен берет на себя функции живой драм-машины, методично выдающей квадрат за квадратом. Но периодически он выходит за рамки — как, например, на несущейся безумным галопом импровизации «On the Spot». Двенадцатиминутная «First Thing First» звучит как альбом внутри альбома и проделывает путь от дабового даунбита до стремительного шаманского танца. Маккрейвен и компания одновременно обращаются к спиричуэл-тематике и этническим мотивам. Этот же звук мы слышим и на заглавной вещи альбома. В «In the Moment» на первый план выходит драматичная виолончель, а гитара Паркера напоминает манеру Нила Янга в саундтреке к джармушевскому «Мертвецу».

Музыканты преуспевают в своей попытке остановить мгновение: заевшая игла на пластинке упрямо продолжает соскакивать назад, но звучит это настолько красиво и гармонично, что слушатель не замечает подвоха. «In the Moment» во многом руководствовался канонами диджейского микстейпа — короткие бит-зарисовки плавно перетекают из трека в трек в попытке поймать и удержать атмосферу. Неудивительно, что альбом получил продолжение в виде «In the Moment Remix Tape» — альбома-послесловия, на котором в один микс сведены ремиксы от девяти битмейкеров и не вошедшие в первый альбом фрагменты.

Скотти Макнис, сооснователь лейбла International Anthem:

— На самом деле мы начали работать над этим альбомом еще до того, как создали лейбл! Макайя был одним из музыкантов, благодаря которым я вообще захотел свою рекорд-компанию. Мы с ним стали приятелями в конце 2011 года, с тех пор я постоянно прикалывался над ним: мол, вот открою лейбл — заживем. А в 2012-м я позвал его в резиденцию при клубе The Bedford и спросил: «А что, если мы запишем эти концерты и поработаем над альбомом вместе, и, может, я вправду запущу лейбл и издам этот альбом?» — «Да, черт возьми!», — ответил он.  Так что я позвонил своему старому другу, первоклассному звукачу Дэйву Веттраино (он сейчас мой бизнес-партнер в International Anthem), и тот каждую неделю ходил записывать Макайю. Остальное уже история. Самое малое, что я могу сказать про этот альбом: я его обожаю!


Resavoir
«Resavoir»
(2019)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Возглавляемый продюсером, аранжировщиком и трубачом Уиллом Миллером коллектив Resavoir — еще одно имя из мира чикагского околоджазового андерграунда, ставшее усилиями International Anthem известным далеко за пределами города. Resavoir пока существует в формате студийного проекта, а в его дискографии только один альбом, но это мощная заявка на большое и интересное будущее. В музыке Миллера проявляются его консерваторское образование и хип-хоп-бэкграунд (в свое время он успел поработать с рэперами A$AP Rocky и Маком Миллером). Альбом отталкивается от придуманных продюсером скетчей, вырастающих из звуковых петель и сэмплов. Он складывается в теплую мозаику из ретро-попа, спиричуэл-джаза, лоу-фай-эстрады, госпела и психоделических фанк-экспериментов в духе Чарльза Стэпни и Дэвида Аксельрода. Resavoir относится к новой плеяде постджазовых исполнителей — где-то совсем недалеко звучит музыка BadBadNotGood, Тандеркэта и Джона Кэролла Кирби, что-то очень близкое играют молодые европейские джазмены из обоймы лейблов We Jazz и Brownswood.

В записи альбома приняло участие почти два десятка приглашенных музыкантов; среди известных имен, например, мелькает арфистка Брэнди Янгер (превосходное соло на «Taking Flight»). На танцевальном номере «Escalator» звучит приджазованное бормотание Сэна Моримото, вокалиста и рэпера японского происхождения. Впрочем, аплодисментов здесь заслуживает в первую очередь индийский вокализ в исполнении Акеньи Сеймур. В «Plantasy» Миллер предстает как выдающийся мастер аранжировки. Щедрая духовая секция тут взаимодействует с акустическим фортепиано и струнными, превращая композицию в яркий ретро-футуристический калейдоскоп в духе Джона Хасселла. А после лиричной и неторопливой вещи «Illusion» остается только согласиться с критиками, которые называют Resavoir «Radiohead на джазе». Почему бы и нет?

Скотти Макнис:

— Я следил за творчеством Уилла Миллера еще до открытия лейбла, с 2011–2012 годов, когда я составлял музыкальную программу для нескольких баров в Чикаго. Мне всегда нравился его стрэйт-эхедовый джазовый материал. Собственно, больше я ничего у него особо и не слышал вплоть до 2013 года, когда я позвал его поучаствовать в серии концертов в клубе Сonstellation. Серия называлась «Tri-Tone Series», играли исключительно трио. Уилл с трубой вел за собой ритм-секцию — он пропускал звук через MIDI-клавиатуру, так что труба соло звучала как целая духовая группа. Звучание было похоже на гибрид Роя Харгроува и Джона Хасселла, мне оно очень понравилось. Годы спустя, когда дела лейбла завертелись, я начал время от времени закидывать удочку Уиллу: как дела, собираешься ли ты что-нибудь издавать? В конце 2017-го он прислал мне несколько набросков (демо трека «Escalator» мы в итоге издали на флекси-дисках [гибких виниловых пластинках. — Прим. редакции]), а к началу 2019-го альбом был готов. Очень его люблю! Держу пальцы крестиком, чтобы не сглазить, но, кажется, у нас будет что сказать про новый альбом Resavoir в этом году!


Damon Locks & Black Monument Ensemble
«Where Future Unfolds»
(2019)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | Bandcamp

Художник, вокалист, музыкант, диджей и культурный подвижник Дэймон Локс обитает в Чикаго с конца 80-х и стал неотъемлемой частью местного андерграунда. Он начинал как фронтмен в постпанк-коллективе Trenchmouth, в конце 90-х стал одним из основателей проекта The Eternals, сотрудничал с инди-лейблом Thrill Jockey, записывался с Джеффом Паркером в Isotope 217 и Робом Мазуреком в Exploding Star Orchestra. Его деятельность выходит далеко за рамки музыки: он сотрудничает с музеями и культурно-образовательными организациями, помогает хореографам в мультимедийных проектах, как педагог и наставник работает с заключенными в тюрьмах. Кроме того, он помогает International Anthem с оформлением альбомов: на его счету обложки записей Макайи Маккрейвена, ансамблей Here in Now и Irreversible Entanglements. А в 2019 году он дебютировал на лейбле с собственным большим проектом — Black Monument Ensemble.

Альбом «Where Future Unfolds» — это концертная запись. В составе ансамбля Локса на сцену вышли пятнадцать исполнителей, среди которых были кларнетистка и вокалистка Энджел Бэт Дэвид, барабанщица Дана Холл, вокалисты из детского хора Чикаго и танцоры из хореографической труппы Move Me Soul. Эксперимент, который его автор готовил несколько лет, совмещал импровизационный спиричуэл-джаз, исполненный вживую госпел и авангардную электронику, сыгранную при помощи драм-машин с наложенными сверху голосовыми сэмплами.

В смысловом плане альбом стал логическим продолжением классических произведений чернокожих джазовых и соул-исполнителей, последние полвека озвучивавших движение за гражданские права. Для IARC политически и социально мотивированная музыка стала важной частью каталога (об этом мы поговорим дальше). «Where Future Unfolds», по мысли его создателя, продолжает традиции сюиты «We Insist!» Макса Роуча и музыки звезд госпел-сцены The Voices of East Harlem.

Еще в конце 80-х о такой музыке благосклонно писала бы советская музыкальная критика, используя известные штампы и клише. Только представьте: «Творчество Дэймона Локса и его ансамбля доказывает, что джаз — это не чудовищное проявление буржуазной культуры и нэпмановского ширпотреба, а прогрессивное и революционное искусство». А если серьезно, то в плане искусства на альбоме действительно всё прекрасно. Эту музыку легко воспринимать, даже абстрагируясь от политической повестки. В «Rebuild a Nation», используя исключительно детские голоса и простейший ритм, Локс достигает мощнейшего эффекта, который заставляет вспомнить другой классический диско-госпел, «Stand on the Word» группы The Joubert Singers. А если от политики вас не кривит, то здесь целая россыпь интересных отсылок и «пасхалок». Например, в «Power» автор цитирует хит Джона Леннона «Power to the People» композицию, которая была официальным гимном президентской кампании Берни Сандерса, любимца продвинутой демократической публики. А «From a Spark to a Fire» — это положенный на мотив древнего спиричуэла современный афроамериканский вариант революционного послания «Из искры возгорится пламя».

Скотти Макнис:

— Это запись концерта, который я помогал организовать для Дэймона еще до того, как мы вообще стали обсуждать, на каком лейбле ее выпускать. Я был знаком с группой Black Monument Ensemble, по случайности оказавшись аж на двух важных ее выступлениях. Этот проект начался в 2015 году, Дэймон вначале запустил его сольно, а потом пригласил вокалисток на маленький квартирник в своей мастерской. Мы пошли туда с Дэвидом Алленом, моим партнером по лейблу. Всё, что Дэймон делал, было абсолютно невероятным. Когда я узнал, что он хочет расширить свой ансамбль еще больше, то немедленно рекомендовал этот проект для лайнапа фестиваля, который в то время помогал готовить. Увы, на самом концерте мне побывать не удалось: мы как раз поехали в Париж проводить наш первый шоукейс в джаз-клубе New Morning. Но через несколько месяцев Дэймон прислал мне ссылку на запись и спросил, хотим ли мы выпустить этот материал. Что тут скажешь… Если вы слышали альбом, то знаете, какой невероятной, захватывающей дух красоты там музыка и сам звук. Так что мы ответили: «Ну конечно же, да!»


Jeff Parker
«Suite for Max Brown»
(2020)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Безусловно, Джефф Паркер — один из самых именитых артистов, издающихся на International Anthem. Попробовав себя в самых разных плоскостях современной музыки, от экспериментальной электроники и инди-рока до попа, фри-джаза и саундтреков к кино, Паркер еще с конца 90-х заслуженно пользуется репутацией интереснейшего и универсального американского гитариста. Вы могли слышать его на альбомах построкеров Tortoise, в джаз-фьюжн-проекте Isotope 217 или во фри-джазовом коллективе Chicago Underground Orchestra, где он делит сцену с Робом Мазуреком и Чедом Тейлором. На IARC у Паркера вышло три альбома под своим именем; помимо этого он в качестве сайдмена засветился на многих других релизах лейбла — «Pink Dolphins» Anteloper (дуэт ушедшей в этом году трубачки Джейми Брэнч и ударника Джейсона Назари) и «Panama 77» Дэниела Виллареала, альбомах Макайи Маккрейвена и Роба Мазурека. Одним словом, во вселенной IARC фигура Паркера вполне может считаться системообразующей.

Душевнейший альбом «Suite for Max Brown» записан квинтетом Паркера The New Breed, в который, кроме самого гитариста, входят Макайя Маккрейвен на ударных, басист Пол Брайан, электронный экспериментатор Джемайр Уильямс и мультиинструменталист Джош Джонсон. Часто примеряющий на себя роль диджея Паркер на этом альбоме активно использует технику сэмплирования и с удовольствием транслирует сюда свой электронный бэкграунд. Как признается сам музыкант, альбом вырос из идеи, подсказанной именно диджейским опытом — однажды Паркер крайне удачно свел первые такты «A Love Supreme» Колтрейна и трек японского электронщика Нобукадзу Такэмуры, удерживая микс на протяжении десяти минут. Этот момент и лег в основу концепции — свободная джазовая импровизация на основе повторяющегося ритмического паттерна. Нарезая и редактируя сэмплы из собственной же музыки, Паркер пользуется методами битмейкеров и предлагает своим музыкантам уже готовый каркас для импровизации. Помимо гитары он задействует множество других инструментов, на большинстве из которых играет сам: перкуссию, клавиши, бас, сэмплеры и синтезаторы; на альбоме даже звучит экзотическая мбира («Del Rio»).

«Suite for Max Brown» — это посвящение семье Паркера. Макс Браун — девичье имя его матери, и это она, девятнадцатилетняя, изображена на обложке пластинки. А когда музыкант работал над записью, не стало его отца — так что альбом отдает дань и его памяти тоже. Пластинка открывается единственным вокальным номером «Build a Nest», и здесь поет семнадцатилетняя дочка гитариста Руби.

Один из лучших номеров на альбоме — стремительный фьюжн «Go Away». Ритм-секция, соло Паркера в стиле О’Донела Леви, электронные эффекты сообща создают ритмически плотную, почти клубную атмосферу. Десятиминутная композиция «Max Brown» — яркое и в то же время очень грустное размышление. В ней на первый план выходит духовая секция — саксофон Джоша Джонсона и труба Нейта Уолкотта. Проходятся тут и по стандартам: на альбоме есть пропитанная солнцем и глубокими басами версия колтрейновской «After the Rain» и «Gnarciss», новое прочтение «Black Narcissus» Джо Хендерсона.

Хотя 55-летний Паркер далеко не юн, его музыка близка и понятна именно что молодому поколению. Поэтому он так хорошо вписывается в логический ряд гитаристов лет на двадцать моложе: вспоминаются Мэри Халворсон, Блэйк Миллз, лондонский самородок Мансур Браун или уроженец Чикаго Исайя Шарки, сыгравший на альбоме Ди Энджело «Black Messiah». Конечно, джаз по-прежнему — краеугольный камень творчества Паркера. Но абстрактные ритмические игры, звучащие в композициях вроде «Executive Life» или «Jrifted», скорее придутся по вкусу публике более открытой к современным кросс-жанровым экспериментам, чем джазовым пуристам.

Скотти Макнис:

— Этот альбом очень особенный — хотя бы потому, что с него началось наше партнерство с Nonesuch Records, мы издали его вместе. Все, кто следит за творчеством Джеффа Паркера, знают, что он настоящая легенда! И его заслуги явно недооценены. На самом деле его заслуги оценят по достоинству только тогда, когда президент США передаст ему ключи от страны в ходе торжественного парада, где военный оркестр будет исполнять треки Паркера, аранжированные как марши в стиле Джона Филипа Сузы! И происходить это всё должно на Пенсильвания-авеню [«главной улице Америки» для проведения парадов и официальных процессий. Пенсильвания-авеню соединяет Белый дом и Капитолий в столице США Вашингтоне. — Прим. редакции]. В общем, было очень здорово объединить усилия с Nonesuch, потому что в итоге Джефф стал чуть ближе к мейнстриму и получил более широкое признание своей музыки. У альбома есть расширенная версия, и трек «Max Brown» там звучит чуть иначе; на мой взгляд, это одна из лучших композиций Джеффа — и одна из лучших композиций, изданных на International Anthem. Обожаю эту запись!


Rob Mazurek & Exploding Star Orchestra
«Dimensional Stardust»
(2020)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Мультиинструменталиста (но прежде всего корнетиста) и композитора Роба Мазурека можно назвать еще одной глыбой в основании IARC: сейчас ветерану уже под шестьдесят, и на его фоне большинство артистов лейбла выглядят детьми — по возрасту уж точно. Как и его давний друг и партнер по сцене Джефф Паркер, Роб с начала 90-х играет ключевую роль на экспериментальной джазовой сцене Чикаго. За спиной Мазурека — многолетние авангардные изыскания с проектом Chicago Underground, коллаборации с джазовыми легендами вроде Гила Эванса, Роско Митчелла или Фэроу Сандерса, бразильские приключения с Наной Васконселусом и Mamelo Soundsystem. Помимо музыки Мазурек занимается еще и искусством — скульптурой, живописью (почти все обложки своих альбомов он рисует сам) и мультимедиа. Символично, что International Anthem в свое время пустился в плавание именно с его записанной вживую дроун-джазовой импровизации «Alternate Moon Cycles».

Exploding Star Orchestra — любимый проект Мазурека, в котором он традиционно собирает и режиссирует оркестр приглашенных музыкантов. Cостав участников варьируется от записи к записи и от выступления и к выступлению. «Dimensional Stardust» — седьмой по счету альбом проекта, а в 2023 году выйдет восьмой. Этот альбом стал студийным продолжением концерта Мазурека и его оркестра в Берлине в 2018 году. Тогда на сцене собралось полтора десятка музыкантов, а выступление стало своеобразным «подведением итогов» жизни проекта за десять с лишним лет. Берлинские наработки позже были применены в записи, которая состоялась в Чикаго под эгидой IARC.

Мазурек задействует звездную команду друзей: Джефф Паркер на гитаре, Чед Тейлор за ударными, Джейми Брэнч на труде, Джоэл Росс на вибрафоне, Томека Рид на виолончели, Николь Митчелл на флейте. За электронику и голосовые сэмплы отвечает Дэймон Локс, долгожитель Exploding Star Orchestra, попавший в оркестр c самого начала. Поэтические радиофрагменты и «межгалактические трансляции» в его исполнении добавляют еще большей эпичности происходяшему на альбоме.

«Dimensional Stardust» выходит далеко за рамки джаза, и музыка тут существует сразу в нескольких измерениях. Новая классика, вычурная инди-электроника, этнические и фолк-элементы, кинематографичные звуковые пейзажи, нойз, импровизациия — всё это составляет уникальную вселенную, которую конструируют Мазурек и его партнеры. Альбом заслуживает глубокого и длительного погружения, но пытаться определить его жанрово — занятие довольно бессмысленное. Среди удивительных моментов — хаотичная вещь «Dimensional Stardust (Parable 33)» и обжигающий экзотический спиричуэл «Parable 3000 (We All Come from Somewhere Else)», название которого отсылает к самому первому альбому Exploding Star Orchestra. Завершается альбом на светлой ноте: в «Autumn Pleiades» успокаивающий ритм, космические струнные и флейта подводят к красивейшему финалу с многоточием в виде речитатива Дэймона Локса.

Скотти Макнис:

— Мы с Дэвидом Алленом едва успели приземлиться в Берлине и примчаться к началу того выступления Роба Мазурека и его долгоиграющего проекта. Может, мы галлюцинировали от бессонницы и смены часового пояса, но, скорее всего, дело в невероятном безумстве, с которым Роб и его огромный оркестр играли в тот вечер. В общем, нам просто бесповоротно сорвало крышу! И именно эта музыка в итоге оказалась на «Dimensional Stardust». Мы рассказали Робу, как нас унесло от его музыки и что мы все — я, Дэвид, Дэйв Веттраино — хотели бы попробовать поработать с ним над студийной версией этого материала, тщательно спродюсированной, с классным звуком. Роб согласился, и всё случилось. Это один из самых моих любимых проектов среди тех, в которых мне повезло быть вовлеченным с момента запуска лейбла.


Aquiles Navarro & Tcheser Holmes
«Heritage of the Invisible II»
(2020)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Трубач Акилес Наварро и ударник Чезер Холмс известны прежде всего своим участием в коллективе Irreversible Entanglements, но дружат и играют вместе они уже очень давно. Тем не менее эта работа — их первый большой релиз как дуэта (самый-самый первый альбом был записан еще в 2014 году и выпущен музыкантами самостоятельно, в открытом доступе найти запись сейчас невозможно). «Heritage of the Invisible II» получился захватывающим и удивительно эклектичным. Он лишен той политизированности, революционного и религиозного пафоса, которыми переполнена музыка Irreversible Entanglements. Именно поэтому на альбоме легче рассмотреть талант Наварро и Холмса именно как самостоятельных музыкантов и сочинителей.

Наварро по максимуму привносит в запись свои латинские корни. Его семья родом из Панамы, а среди учителей были знаменитые соотечественники — трубач Виктор Пас, игравший в Fania All-Stars и у Диззи Гиллеспи, и саксофонист Карлос Гарнетт, записывавшийся с Фредди Хаббардом, Чарльзом Мингусом и Майлзом Дэвисом. А выходец из нью-йоркского афроцентричного культурного сообщества Чезер Холмс удерживает происходящее на альбоме в контексте «черного» джаза. Хорошо их взаимодействие видно, например, по проникнутому карибским хаосом номеру «Plantains». Пропущенная сквозь электронные эффекты труба Наварро на фоне голосовых сэмплов и галопирующих барабанных дробей Холмса производит серьезный психоделический эффект.

На альбоме присутствует порядочная порция электроники. Поверх импровизационных отрывков звучат сэмплы и синтезаторы Juno 106 и Moog Grandmother, музыканты вставляют в композиции вокальные и разговорные фрагменты и собственные полевые записи. С синтезаторами дуэту помог клавишник Ник Сандерс, известный своими записями на лейбле Sunnyside. В «M.O.N.K (Most Only Never Knew)» он выдает старомодное соло на фортепиано — и довольно неожиданно остается в одиночестве, Наварро и Холмс просто уходят со сцены перекурить. Но только чтобы вернуться во всеоружии на «Navarroholmes» — дымном абстрактном номере, который, пожалуй, становится главным украшением всего альбома. Пластинка завершается мощным электронным вмешательством от филадельфийской панк-электронщицы Ады Адхиятмы (Madam Data): трек «Remix» с ее участием звучит как первостатейное ломаное техно.

Скотти Макнис:

— Акилес и Чезер прислали нам эту музыку весной 2020 года. Пандемия была в самом разгаре, и мы управляли лейблом, исходя из общего настроения «что ж, видимо, настал конец света, так что к черту всё, почему бы нам не выпустить столько альбомов, сколько мы можем, пока нам всем не пришел трындец». Конечно, материал тут очень жаркий, так что мы бы его всё равно издали, но я просто хочу, чтобы вы поняли, как нам удалось всего за полгода превратить его из сырого микса в готовый винил. Ответ простой: в самом начале пандемии практически каждый лейбл в США прекратил печатать винил… кроме нас. Мы воспользовались этим шансом на полную и выпустили, наверное, четыре или пять альбомов между весной и осенью 2020-го. Это всё были релизы, которые в апреле мы даже еще не планировали, и сейчас такое провернуть просто невозможно. Храни господь Акилеса и Чезера за то, что они сами спродюсировали эту великолепную запись. Этот альбом — просто чума, и я часто думаю, что он, увы, так и не получил всей славы, которую заслуживает.


Irreversible Entanglements
«Open the Gates»
(2021)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Irreversible Entanglements — еще один коллектив, который невозможно упустить из виду в разговоре о главных артистах International Anthem. Название переводится на русский язык примерно как «необратимая запутанность» и несет в себе отсылку не столько к квантовой физике, сколько к сложным политическим и историческим процессам, о которых этот квинтет постоянно говорит в своем творчестве. Группа образовалась в 2015 году, а ее участники познакомились на сцене фестиваля «Музыканты против полицейского произвола». Активная общественная позиция, как оказалось позже, подкрепилась общим музыкальным видением.

Каждый из участников этого формирования по отдельности представляет собой весомую творческую единицу. У одной только фронтвумен, автора текстов и голоса проекта Камаэ Айевы десять сольных альбомов под ее сценическим псевдонимом Moor Mother, а еще многочисленные коллаборации и сайд-проекты. То же самое можно сказать и про басиста Люка Стюарта и саксофониста Кира Нерингера, работающих на стыке свободной импровизации, фри-джаза и авангарда. А про трубача Акилеса Наварро и барабанщика Чезера Холмса мы уже рассказали чуть выше.

Идеологически Irreversible Entanglements — рупор афроцентризма в американском джазе. Музыканты эти, конечно, не устанавливают традиции, а продолжают их, заимствуя идеи Сан Ра, Дона Черри и Орнетта Коулмана, Элис Колтрейн и Майлза Дэвиса. Творчество группы бескомпромиссно и полно злой энергии. Вот и третий ее альбом «Open the Gates» звучит то как манифест, то как молитва. В стартовом заглавном треке центральный мотив жизнеутверждающий и светлый, но оптимизм длится всего две с половиной минуты. Дальше на протяжении целого часа участники Irreversible Entanglements играют гипнотический импровизационный спиричуэл, в котором пугающе смешивают мистику и почти апокалиптический пафос. Двадцатиминутная «Water Meditation» — положенное на музыку заклинание духов; древний ритуал, перенесенный в асфальтовые джунгли; коллективный молебен, одновременно напоминающий шаманскую церемонию и баптистскую проповедь с присущими им театральностью и пафосом. Белый стих черной молитвы в исполнении Moor Mother звучит как «тяжелый барабан тишины», придавая музыке драматизма. Такую музыку сложно представить в буржуазном джазовом салоне, но она будет идеально звучать на баррикадах.

Музыканты помогают проповедовать Айеве — именно ее голос служит связующим звеном, вокруг которого крутится планета Irreversible Entanglements. Термину «фри-джаз», которым зачастую пробуют объяснить то, что играет группа, сами музыканты предпочитают словосочетание «creative music». Группа не разделяет духовную практику, политическую активность и артистическое творчество — их записи одновременно стоят на трех этих столпах. Да, временами такой саундтрек к окружающей реальности звучит тяжеловато, но у музыкантов получается с его помощью оставаться свободными, путешествовать во времени и пространстве.

Скотти Макнис:

— Был январь 2021 года, один из самых паршивых месяцев в моей жизни, когда Irreversible Entanglements совершенно неожиданно прислали мне этот материал. Мы с коллегами понятия не имели, что они планируют записать новый альбом, и уж тем более что они сделали это на первой январской неделе. Вот это момент они выбрали… Мы только что узнали, что Энджел Бэт Дэвид угодила в больницу с ковидом, а потом, 6 января, случился захват Капитолия. В то же время Irreversible Entanglements за один-единственный день записались в студии Rittenhouse Soundworks в Филадельфии, а «Open the Gates» стал результатом этой работы. Очень мощное сочинение. На мой взгляд, это определяющий альбом в дискографии Irreversible Entanglements.


Charles Stepney
«Step on Step»

(2022)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

В череде свежих релизов IARC сложно пройти мимо выдающегося альбома музыки легенды чикагской и американской музыки Чарльза Степни, который удивительным образом стал дебютом его сольного творчества. Степни ушел из жизни в 1976 году в возрасте 45 лет — и еще почти столько же времени понадобилось, чтобы его собственную музыку выпустили в форме сольного альбома. «Step on Step» — это сборник демо-записей Степни, созданных им в конце 60-х и первой половине 70-х.

Степни писал песни и аранжировал их, играл на вибрафоне, клавишных, гитаре и барабане, продюсировал музыку. Он плотно сотрудничал с важнейшим для блюз-, фанк-, соул-, госпел- и фьюжн-сцены лейблом Chess. «California Soul» и «Woman of the Ghetto» Марлины Шоу, «I’m the Black Gold of the Sun» Rotary Connection, «Les Fleurs» Минни Рипертон или «Dancing Girl» Терри Калье — все эти и другие суперхиты психоделического соула и джаза продюсировал и аранжировал Чарльз Степни. Список музыки, имеющий следы его «золотого» прикосновения, огромен и в большинстве случаев не нуждается в представлении. Но вот сольные эксперименты Степни того периода публикуются впервые.

Композиции, вошедшие в альбом, были записаны в домашней студии Степни в Чикаго, в них звучат синтезаторы, драм-машины, эффекты и вокал музыканта. Записи были сохранены и выпущены благодаря дочерям Чарльза, многие годы хранившим архивные пленки отца. Лейбл International Anthem не мог упустить уникальную возможность увековечить память своего великого земляка. В альбом вошло 23 трека. Большей частью композиции звучат как болванки для будущих шедевров: Степни ограничивается клавишными и простейшим ритмом, исполненном на драм-машине. Но даже в таком сыром виде «Step on Step» представляется неограненным алмазом и удивительным путешествием в музыкальный мир одного из величайших музыкантов эпохи.

Скотти Макнис:

— Мы вышли на семью Чарльза Степни через одного из наших артистов, басиста и композитора Джуниуса Пола. Джуниус работал с тремя дочерьми Степни над идеей перезапуска группы Rotary Connection [чикагская группа, существовавшая с 1966 по 1974 годы и игравшая психоделический соул. Чарльз Степни был ее ключевым участником. — Прим. редакции]. Когда он мне об этом рассказал, у меня челюсть упала на пол от удивления! Я немедленно выразил желание поддержать эту идею, и Джуниус свел меня с семьей Чарльза. У нас сразу завязался контакт, а через несколько месяцев обсуждения всяких вопросов по новой группе они прислали мне ссылку на Dropbox, где хранились вот эти волшебные записи из коллекции их отца, и спросили, не хочу ли я их издать. Мы просто офигели! Конечно, мы тут же согласились — и начали работать над восстановлением, подготовкой и упаковкой этого материала в альбом. Особенно круто, что во время промокампании этого альбома прошлым летом нам удалось организовать выступление той самой группы, которую придумал Джуниус. Она называется Rotary Connection 222, в ней 25 музыкантов, многие с нашего лейбла — например, Макайя Маккрейвен и Джефф Паркер. Концерт прошел на гигантской сцене в Миллениум-парке в Чикаго. Круг замкнулся! Так что следите за афишей выступлений Rotary Connection 222 — и, возможно, будет даже альбом! — в ближайшее время.


Photay with Carlos Niño
«An Offering»
(2022)
Yandex Music | Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

А вот релиз, который стоит в каталоге International Anthem особняком. Его сложно отнести к числу джазовых; впрочем, напомним, создатели IARC всегда подчеркивали, что не являются именно джазовым — по крайней мере, в традиционном понимании жанра — лейблом. «An Offering» ярко иллюстрирует, почему это так. Перед нами захватывающая коллаборация двух талантливых продюсеров с противоположных побережий Америки — молодого нью-йоркца Фотея (настоящее имя — Эван Шорнстейн) и маститого калифорнийского визионера Карлоса Ниньо. Познакомились они на концерте Ларааджи, легендарного исполнителя эмбиента и нью-эйджа. Ниньо принимал в том выступлении участие, а Фотей пришел послушать. Музыканты быстро нашли общий язык и попробовали поработать вместе.

«An Offering» (что можно перевести как «приношение» или «жертва») вдохновлен темой и образом текущей воды как основы человеческого существования, главной живой силы и энергии природы и бытия. Воспринимать работу можно и нужно скорее как философское высказывание, нежели просто музыкальную запись. Дуэт Ниньо и Фотея выкладывает мистическую мозаику, которую в отдельные моменты даже сложно назвать музыкой. Так, композиция «Change» практически лишена мелодии и звучит как нездоровый звуковой пейзаж, создаваемый многочисленными эффектами, переборами на арфе и теряющимся в пространстве вокальными пассажами. А на «Exist» синтезатор Фотея, перкуссия Ниньо и труба в исполнении Нэта Рэнсона выстраивают плотный и монументальный звук. Весь альбом держится на подобных контрастах — он то растворяет слушателя в лишенном осознанности потоке звуков и звучков, то возвращается к нему с четко сформулированным посланием, которое сложно пропустить мимо ушей. «Existence», заключительная вещь на альбоме, стала единственным треком, где звучат слова, — пятиминутную речь о философии существования человека произносит Ясос, еще один ветеран и пионер нью-эйджа.

Стоит внимания и продолжение альбома. Буквально через два месяца после выхода «An Offering» лейбл выпустил релиз «More Offerings» — в него вошли новые композиции, танцевальные версии, концертные импровизации и другие «би-сайды», не уместившиеся в первую пластинку. Тут гораздо больше бита (например, Photay сделал отличный хаус-ремикс на «Existence»), а еще есть превосходная сдвоенная вещь «Feeling, Now / Now, Feeling», тизер следующего совместного проекта Фотея и Ниньо под названием Sagegreenfloors.

Скотти Макнис:

— Фотей и Карлос Ниньо выпустили этот альбом своими силами в цифре и на кассетах через Bandcamp в 2021 году. Для меня он быстро стал очень особенным, о чем я однажды и рассказал Карлосу. А он меня спросил — может, International Anthem хотел бы издать его по-человечески, на виниле, с широким продвижением в цифровом пространстве? Все в нашей команде чувствовали, что это наша музыка, поэтому мы согласились. Вот так релиз и случился. Пламенный привет Ясосу за его слова на последнем треке… Слова, в соответствии с которыми хочется жить. Люблю эту запись!


Tom Skinner
«Voices of Bishara»
(2022)
Apple Music | VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

И еще один редкий зверь в каталоге International Anthem — сольный альбом не чикагского, а лондонского барабанщика и продюсера Тома Скиннера, знакомого широкой публике по группам Sons of Kemet и Smile (новому проекту Тома Йорка и Джонни Гринвуда из Radiohead). Вообще, с начала нулевых Скиннер успел поработать с внушительным количеством знаменитостей в джазе и не только. Вы только посмотрите на этот послужной список: Мэттью Херберт, Джарвис Кокер, Александр Хокинс, Мулату Астатке, Грейс Джонс — вот лишь несколько имен, в чьих проектах барабанил Скиннер. Неудивительно, что при такой востребованности в роли сайдмена он к своим 42 годам лишь единожды выпускал сольную работу, да и ту — под псевдонимом (Hello Skinny).

Альбом Скиннера аудитория ждала с любопытством. Его название — «Voices of Bishara» — отсылает к редкой пластинке виолончелиста Абдула Вадуда «By Myself», изданной в 1978 году. Словом Bishara Вадуд назвал свой лейбл, где и выпустил эту запись. В переводе с арабского оно означает «человек, приносящий добрые вести». Этот альбом Скиннер слушал на повторе во время ковидного локдауна, а после смерти Вадуда в августе 2022-го посвятил ему свою новую работу.

Правда, изначально музыка, вошедшая в «Voices of Bishara», была вдохновлена совсем другим музыкантом. В 2018 году Скиннер поучаствовал вместе с друзьями в любопытном проекте лондонского клуба Brilliant Corners. Его концепция заключается в том, что публика слушает на аудиофильской звуковой системе классический джазовый альбом, а после этого приглашенные музыканты играют его собственный вариант. Скиннер с коллегами переигрывал запись гениального барабанщика Тони Уильямса «Life Time», которую тот сделал в возрасте 18 лет. Пластинка увидела свет на Blue Note в 1964 году; незадолго до этого Уильямс успел сыграть на «Seven Steps to Heaven» Майлза Дэвиса.

Сессия в Brilliant Corners оказалась настолько удачной, что музыкант решил дать этому материалу продолжение. Он перезаписал его в студии и… отставил в сторону. Вновь руки Скиннера дошли до него, только когда в Великобритании объявили локдаун. Результат превзошел любые ожидания. В тридцать с небольшим минут Скиннер уложил красивую и полную саспенса историю, которую хочется слушать снова и снова. Среди приглашенных им музыкантов сплошь знакомые лица для тех, кто следит за новым британским джазом. На тенор-саксофоне и бас-кларнете играет Шабака Хатчингс, на флейте и втором саксофоне — Нубайа Гарсиа. На контрабас Скиннер позвал друга детства и верного сценического партнера Тома Херберта, а за виолончелью стоит Карим Дэйес, известный по записям с проектами Emanative, Yussef Kamaal и Roots Manuva.

Открывающий альбом номер «Bishara» начинает свой маршрут на спиричуэл-территории, очерченной огнями Джона Колтрейна и Фэроу Сандерса. За ним следует двухминутный скетч «Red 2», полный кинематографического хоррора. Здесь решающее слово имеют виолончель и контрабас, а барабаны делают несколько шагов назад, продолжая уверенным тихим голосом режиссировать происходящее. На фанковом номере «The Journey» ярко проявляется Карим Дэйес: он играет на виолончели без смычка, отчего вещь приобретает острый африканский привкус. «Voices (Of the Past)» берет на вооружение щелкающий электронный бит. Но главный сюрприз Скиннер приберегает на финал. Он изящно скрещивает свинг и спиричуэл на трибьюте великому Максу Роучу «Quiet as It’s Kept» — не без помощи энергичной подачи Шабаки Хатчингса.

Скотти Макнис:

— С Томом Скиннером нас связывают давние отношения. Впервые мы встретились в 2018 году, когда Sons of Kemet приехали отыграть в Чикаго. Мы организовали специальный концерт с участием Макайи Маккрейвена, а потом той же ночью продолжили тусить чуть ли не до рассвета — у нас случилась такая спонтанная джем-сессия в старой студии Энджел Бэт Дэвид в районе Бронзевиль. С тех пор мы подружились и регулярно находили время, чтобы пересечься, когда Том бывал в Чикаго или мы — в Лондоне. Любопытно, что при всех этих вводных «Voices of Bishara» нам предложил издать не сам Том, а наши приятели с лейбла Brownswood. Они собирались его выпускать и спросили нас, не хотим ли мы стать партнерами издания в США. Музыка на альбоме очень кайфовая, так что мы согласились. Ну и нам показалось уместным предложить нашему партнеру Nonesuch, так сказать, присоединиться к вечеринке — так что в итоге альбом вышел аж на трех лейблах. Обожаю эту запись!


Послушайте микс с музыкантами International Anthem, который Илья Рассказов составил специально для «Джазиста»:

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии