Как «Щелкунчик» стал джазовым стандартом | Джазист | Дайджест

Как «Щелкунчик» стал
джазовым стандартом

В 1892 году Пётр Ильич Чайковский создал одно из самых известных своих произведений — балет «Щелкунчик» по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». По замыслу Чайковского, балет должен был отразить революционные настроения эпохи, но на выходе получилась красивая рождественская сказка, которая полюбилась всему миру и практически стала символом зимних праздников. Ее обаянию поддались и многие джазовые музыканты.

Duke Ellington 
«The Nutcracker Suite» 
(Columbia, 1960)

Пока молодые авангардисты рвали ткань пространства-времени неистовыми импровизациями, Дюк Эллингтон и его соратник — аранжировщик, композитор и пианист Билли Стрэйхорн — обратились к эпохе романтизма. Результатом стали джазовые обработки «Щелкунчика» П. И. Чайковского и «Пера Гюнта» Эдварда Грига. В «Щелкунчике» Эллингтон и Стрэйхорн полностью избавились от гофмановского хоррора, оставив увертюру, «Марш», несколько фрагментов дивертисмента — «народные» танцы и «Танец пастушков», «Вальс цветов» и «Танец Феи Драже». Оркестр и его звездные солисты (среди которых саксофонисты Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес и Гарри Карни, трубачи Рэй Нэнс и Кларк Терри, тромбонисты Хуан Тизол и Лоуренс Браун) на пике формы, а пропитанные свингом аранжировки сохранили верность оригиналу и обошлись без развесистой клюквы. Фея Драже здесь похожа скорее на темнокожую танцовщицу в «Коттон-Клабе», чем на повелительницу Конфитюренбурга. Сюита Эллингтона и Стрэйхорна прочно укоренилась в джазовом каноне, и сегодня к ней регулярно обращаются — например, студенческий оркестр Roosevelt Jazz Band и Большой Джазовый Оркестр под управлением Петра Востокова.

The Classical Jazz Quartet 
«Tchaikovsky’s The Nutcracker» 
(Vertical Jazz, 2001)

Ведущие джазовые музыканты разных поколений — Кенни Бэррон (фортепиано), Рон Картер (контрабас), Стифон Харрис (вибрафон, маримба) и Льюис Нэш (ударные) — используют музыку Чайковского как повод для пространных импровизаций на стыке вскормленного блюзом хард-бопа и постбоповых головоломок. Ни они, ни аранжировщик Боб Белден особого благоговения перед «Щелкунчиком» не испытывают и кое-где меняют его до неузнаваемости. Но ровно в те моменты, когда начинаешь недоумевать, при чем здесь, собственно, Чайковский, музыканты внезапно возвращаются к теме — и пазл складывается. Квартет крепко сшит, пластинка получилась отличная, но приготовьтесь слушать: здесь нужно много внимания. 

The People’s Liberation Big Band of Greater Kansas City 
«The Nutcracker and the Mouse King» 
(Tzigane, 2011)

На странице «Народно-освободительного биг-бэнда Канзас-Сити» в соцсетях написано, что ансамбль борется за социальную справедливость, пытается сделать мир лучше и просто задает жару. Насчет социальной справедливости и мироустройства сказать трудно, но жара биг-бэнду не занимать. В отличие от респектабельной интерпретации Эллингтона и Стрэйхорна, эта версия может шокировать любителей оригинала. Канзасский коллектив под руководством пианиста Брэда Кокса выводит слушателей из зоны комфорта и жонглирует жанрами: одна композиция может пройти непростой путь от фри-джаза до мамбо и клезмера, а другая — скрестить свинг с глэм-металом. Свежо, местами немного избыточно, где-то поверхностно, но в целом очень находчиво.

Конечно же, это не всё. Фрагменты «Щелкунчика» время от времени появляются и на других джазовых альбомах, а особые знаки внимания музыканты оказывают Фее Драже.

Doc Severinsen «Merry Christmas from Doc Severinsen and The Tonight Show Orchestra» (Amherst, 1991)
Интерпретируя «Танец Феи Драже», Док Северинсен, трубач и лидер оркестра популярной телепрограммы The Tonight Show, заискивает и перед джазфэнами, и перед любителями классики, зато делает это молодцевато и стильно.

Béla Fleck & the Flecktones «Jingle All the Way» (Rounder, 2008)
Фее Драже такое даже не снилось: Бела Флек (банджо), Джефф Коффин (бас-кларнет), Виктор Вутен (бас-гитара) и его брат Рой «Фьючер Мэн» Вутен (перкуссия) поместили ее в неожиданный блюграсс- и регги-антураж, густо замешанный на джазе.

Take 6 «The Most Wonderful Time of the Year» (Heads Up, 2010)
«Танец Феи Драже» как сладенький, но мастеровитый поп-джаз в исполнении именитого вокального секстета. А капелла.

Kruglov – Sooäär Quartet «Tchaikovsky» (ArtBeat, 2020)
«Вальс цветов» у российского саксофониста Алексея Круглова и эстонского гитариста Яака Соояара становится чуть ли не фьюжн-боевиком. «Танец Феи Драже» начинается вроде бы как шутка, а под конец срывается на крик. Круглов и Соояар рискуют и ходят по краю — но иконоборчества в их музыке нет.

Все эти разные «Щелкунчики» — неплохая альтернатива остальным альбомам рождественского и новогоднего джаза, которые, прямо скажем, не сильно отличаются друг от друга репертуаром.

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Читать комментарии

  • Отлично! Есть теперь, что послушать в праздники

  • The People’s Liberation Big Band of Greater Kansas City – это какой-то улетный кайф! Отвал башки. Реальный способ поднятия настроения.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии