Джаз перед Рождеством: духовые | Джазист | Дайджест

Джаз перед Рождеством:
духовые

Рождественская серия:
— Как «Щелкунчик» стал джазовым стандартом
Почему «A Charlie Brown Christmas» Винса Гуаральди — лучший рождественский альбом всех времен
— Джаз перед Рождеством: клавишные
— Джаз перед Рождеством: струнные
Джаз перед Рождеством: вокал
Джаз перед Рождеством: биг-бэнды
Джаз перед Рождеством: группы
Джаз перед Рождеством: эксперименты

В этом выпуске, посвященном рождественскому джазу, расскажем об альбомах, записанных трубачами, саксофонистами и одним очень плодовитым тромбонистом. 

Chet Baker & Christopher Mason
«Silent Nights»
(GSR, 1986)

Трубач Чет Бейкер ярко сверкал на джазовой сцене в 50-х и середине 60-х, а затем последовал вынужденный перерыв: Чету сломали зуб (обстоятельства до сих пор окончательно не ясны) и тем самым повредили амбушюр, лишив Бейкера возможности играть. Спустя некоторое время он восстановил навыки и вернулся в музыку. Альбом «Silent Nights», выпущенный совместно с саксофонистом Кристофером Мэйсоном, Чет записал на закате карьеры. Не пускаясь в рискованные импровизации, музыканты устроили слушателю сеанс комфортного кул-джаза без изысков и находок. Пусть даже Бейкер здесь далеко не в расцвете сил, а его партнеры — музыканты далеко не первого эшелона, его чистый, хрупкий тон обезоруживает. Как и всегда.

Wynton Marsalis
«Crescent City Christmas Card»
(Sony Music Entertainment, 1989)

В юности трубача Уинтона Марсалиса считали за своего и в джазе, и в классической музыке, которой он собирался посвятить жизнь. Но когда в 1980 году барабанщик Арт Блэйки пригласил его, тинейджера, в ансамбль The Jazz Messengers, Уинтон понял: главное для него — джаз. Уже в начале карьеры «молодой лев» Марсалис видел свое предназначение в сохранении джазовых традиций, но если тогда он был не чужд смелых музыкальных жестов, то к концу 80-х начал настоящий правоконсервативный поворот. «Crescent City Christmas Card» записан как раз в то время. У этого остроумно аранжированного, блестяще сыгранного и непредсказуемого альбома только один недостаток: местами он излишне театрален, и грим немного подтекает.

Houston Person & Etta Jones
«Together at Christmas»
(HighNote, 2000)

Тенор-саксофонист Хьюстон Пёрсон выпустил больше 75 сольных альбомов, и чисто статистически среди них должен был оказаться хотя бы один рождественский. Впрочем, это не только его альбом: лидерство он делит с певицей Эттой Джонс, которая сотрудничала с ним больше тридцати лет. «Together at Christmas» — добротная соул-джазовая пластинка, наполненная спокойным оптимизмом. И даже если вокал Этты потерял значительную часть былой пластичности, ее огромный шарм никуда не делся, а сильный голос здорово сочетается с плотным, уверенным тембром саксофона. И всё же лучшее здесь — это инструменталы, где Пёрсон расслабленно свингует под аккомпанемент крепкой ритм-секции.

Кого еще слушать

Grover Washington, Jr. «Breath of Heaven» (Columbia, 1997)
Легкий, непритязательный, практически смус-джазовый альбом знаменитого саксофониста с талантливыми сайдменами, среди которых пианист Билли Чайлдс, гитарист Хайрам Буллок, басист Уилл Ли и вибрафонист Джо Лок. Всё качественно, профессионально и однообразно.

Anton Schwartz «Holiday Time» (Antonjazz, 2004)
Саксофонист Антон Шварц остроумно и неожиданно расставляет гармонические, ритмические и мелодические акценты в давно знакомых композициях. Жаль, что его EP длится менее получаса.

Nils Landgren «Christmas with My Friends», Vol. I–VII (ACT, 2007–2020)
Шведский тромбонист Нильс Ландгрен выпустил аж семь рождественских альбомов. Чего здесь только нет: и американские эвергрины, и средневековые гимны, и даже Стиви Уандер. В гостях у Лангдрена — звезды европейского джаза (Ульф Вакениус, Ларс Даниэльссон, Бюгге Вессельтофт и другие) и оперы (Жанетт Кён).

Richie Cole «Have Yourself an Alto Madness Christmas» (self-released, 2017)
Страстный альбом альт-саксофониста Ричи Коула с легким пародийным налетом. Коул бойко сдувает с привычного репертуара налет пафоса и по-доброму над ними глумится — но делает это очень музыкально.

Mars Williams «An Ayler Xmas», Vol. I–V (2017–2021)
Саксофонист Марс Уильямс смешивает рождественские песни с фри-джазом в духе Альберта Айлера. Музыка не без сарказма проходит путь от покоя до религиозного экстаза и обратно, и за ее метаморфозами очень интересно следить.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии