Музыка снова сделала это. Помогла нам пройти через еще один год. Отражала эхом наши переживания, успокаивала нас, дарила нам надежду, рассказывала о новом. Мы подводим итоги еще и для того, чтобы поблагодарить музыкантов, промоутеров, лейблы, концертных агентов — ведь их силами в 2021 году джазовой музыки не стало меньше. Многие из них ради этой цели преодолевали колоссальные сложности. Спасибо и нашим читателям — вас за этот год стало больше, и мы бесконечно ценим, что вы с нами. А теперь — 15 лучших джазовых альбомов 2021 года по версии Льва Боровкова, Натальи Югриновой и Александра Аношина.
Выбор Льва Боровкова:
Miho Hazama
«Imaginary Visions»
(Edition)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
35-летняя японка Михо Хадзама уже два года служит главным дирижером Биг-бэнда Датского радио. Этот альбом стал ее первой сольной работой, записанной на престижном посту. Музыка Михо подобна дисперсии света: она вбирает в себя влияния столпов джазовой композиции — Гила Эванса и Марии Шнайдер, Тэда Джонса, Боба Брукмайера, Джима Макнили — и преломляет их, раскладывая в спектр, полный новых красок и выразительных средств.
Ilugdin Trio
«My Story»
(Jazzist)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Tidal
«My Story» — первый релиз лейбла Jazzist, и это выдающийся альбом, который не только задал высокую планку работе лейбла, но и стал настоящим явлением. Пианист Дмитрий Илугдин, контрабасист Виктор Шестак и барабанщик Пётр Ившин не пытаются вести слушателя дремучими тропами, не обрушивают на него горы звуков и не сжигают в пламенных импровизациях — вместо этого они искренне и прямо рассказывают свои истории, наполненные лирикой и скрытым огнем.
Николай Ольшанский
«New Places»
(Lanote)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Контрабасист Николай Ольшанский — главный романтик российского джаза. Его музыка глубоко эмоциональна, но лишена напускной сентиментальности. Мужественна, но далека от стероидной игры мускулами. И хотя в ней слышны влияния Ларса Даниэльссона, Пэта Метини и Лайла Мэйза, Ольшанский уверенно набирает вторую космическую скорость, покидает замкнутую орбиту чужих влияний и создает полноценное авторское высказывание. «New Places» — дебютный альбом Николая. И сразу шедевр.
Pat Metheny
«Side-Eye NYC V1.IV»
(Modern)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Проект Side-Eye Trio гитарист Пэт Метини придумал, чтобы свежим взором окинуть традиционный формат органного трио (название «side-eye» переводится как «взгляд искоса»). С помощью музыкантов нового поколения он копается в джазовом наследии и уснащает его нетривиальными идеями. Пристегните ремни: альбом «Side-Eye NYC V1.IV» — головокружительный вояж между жанрами и эпохами. Фьюжн-боевики, свингующий хард-боп, роковый драйв — Метини до сих пор сохраняет юношеский задор и способность удивлять.
Skúli Sverrisson & Bill Frisell
«Strata»
(Newvelle)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Выбор Натальи Югриновой:
Amir ElSaffar Rivers of Sound
«The Other Shore»
(Outhere)
Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Семнадцать человек под руководством трубача Амира эль-Саффара ткут масштабное полотно, где туго сплетаются нити джаза, академической музыки, свободной импровизации и иракского макама. Мелодии, сыгранные на европейский и восточный лад, рождаются в разных уголках оркестра одновременно и исполняются как бы под углом друг к другу. Можно считать эту запись манифестом нового фьюжна, а можно — триумфом дружбы народов; и то, и другое заслуживает всяческого внимания.
Natural Information Society
with Evan Parker
«descension (Out of Our Constrictions)»
(Eremite)
Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка
В этой записи, запечатлевшей концерт 2019 года в лондонском Cafe OTO, ансамбль Natural Information Society и патриарх авангарда Эван Паркер будто бы исследуют пределы того, как сильно можно «раскачать» свинг. Ответ — довольно сильно: до шаманского транса, вакханалии и коллективного ликования. Удивительно гипнотическая музыка, которая придется ко двору и поклонникам дуэта Колтрейн — Долфи, и ценителям творчества James Holden & The Animal Spirits.
Naïssam Jalal & Rhythms of Resistance
«Un autre monde»
(Les couleurs du son)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Для франко-сирийской флейтистки Найссам Джалал активизм (прежде всего экологический) едва ли не важнее творчества. Но ее альбом «Un Atre Monde» доказывает, что хорошему композитору идеология не помеха. Джалал разворачивает драматическое — от умиротворения к буре эмоций — повествование оркестрового размаха; сначала с помощью квартета, а на втором диске и правда силами полноценного симфонического оркестра. Жаль, что эта работа прошла мимо радаров почти всех больших джазовых изданий.
أحمد [Ahmed]
«Nights on Saturn (communication)»
(Astral Spirits)
Квартет أحمد [Ahmed] превращает вещицу «Nights on Saturn» легендарного басиста Ахмеда-Абдула Малика в остросюжетный фри-джазовый триллер с саспенсом в первые минуты и последующими сюжетными кульбитами на высоких скоростях. Пианист Пэт Томас и саксофонист Сеймур Райт играют резко, жестко — и так увлекательно, что оторваться от их ураганных риффов решительно невозможно.
Archie Shepp & Jason Moran
«Let My People Go»
(Archieball)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Обычная вроде бы ситуация: встречаются два музыканта, которым уже давно никому ничего не надо доказывать, и играют просто так, в удовольствие. Но в случае с пианистом Джейсоном Мораном и саксофонистом Арчи Шеппом (почти вдвое старше) вышло по-другому. Не очень понятно, к какому такому источнику настоящести и вечности подключился Шепп, но играет он здесь так глубоко и веско, словно каждая нота для него последняя. Дай-то бог, чтобы это было не так.
Выбор Александра Аношина:
Nicholas Payton
«Smoke Sessions»
(Smoke Sessions)
Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Николас Пэйтон — гений. За час с небольшим на «Smoke Sessions» он с легкостью успевает сделать так много сложных вещей, что умом не понять — остается только почувствовать сердцем. Например, лихо проводит линию придуманной им же самим концепции Black American Music от постбопа 60-х к фанку, соулу и хип-хопу. Предстает одновременно в амплуа неординарного пианиста и трубача-виртуоза. Отмачивает хулиганские гэги и пишет пронзительные баллады. И, самое главное, уводит свою музыку в безграничное пространство свободы.
Анна Королёва
«Antigravity»
(Jazzist)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Композиторов и импровизаторов такого уровня, как Анна Королёва (а она с одинаковой виртуозностью владеет техникой игры на фортепиано и саксофоне), в мире не так много, а в России и вовсе не найти. Не только перфекционистка, но и смелый экспериментатор, на «Antigravity» она открывается с новых сторон и играет со своей сильнейшей командой извилистый акустический постбоп.
Esperanza Spalding
«Songwrights Apothecary Lab»
(Concord)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Снаружи этот альбом-обманка покрыт оболочкой концепций о музыкальной терапии; неслучайно самый подробный рассказ о нем появился в американском Vogue в разделе «Здоровье». Хотя в первую очередь эта пластинка уникальна по своим амбициям. Эсперанса Сполдинг объединяет тут множество традиций и влияний, тянет нити и к Дюку Эллингтону, и к Брайану Уилсону — и пишет по-настоящему большую музыку.
Оксана Григорьева
«Ever After»
(ТОПОТ)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Дебютный альбом московской барабанщицы Оксаны Григорьевой может не сразу «поддаться» слушателю. Вначале кажется, что «Ever After» — это поиски и метания из стороны в сторону, от сложных ритмов к шумовым абстракциям. Но после нескольких прослушиваний возникает ощущение его силы именно как цельного высказывания. Цельность «Ever After» не в форме, а в содержании. В том, как Оксана свою музыку понимает и чувствует — и дает ей развиваться, меняя формы, настроения и состояния.
Marcin Wasilewski Trio
«En Attendant»
(ECM)
Сильнейший альбом трио Марцина Василевского, который легко принять за проходной. Радикальное высказывание, которое выдает себя за конформизм. На «En Attendant» Василевский берет самый банальный материал (Гольдберг-вариация Баха, «Vashkar» Карлы Блей, «Riders on the Storm» The Doors), с которым, казалось бы, вообще ничего больше нельзя сделать, и достигает вершины своего творческого метода.