Джаз перед Рождеством: биг-бэнды | Джазист | Дайджест

Джаз перед Рождеством:
биг-бэнды

Рождественская серия:
— Как «Щелкунчик» стал джазовым стандартом
Почему «A Charlie Brown Christmas» Винса Гуаральди — лучший рождественский альбом всех времен
— Джаз перед Рождеством: клавишные
— Джаз перед Рождеством: струнные
Джаз перед Рождеством: вокал
Джаз перед Рождеством: духовые
Джаз перед Рождеством: группы
Джаз перед Рождеством: эксперименты

В очередном выпуске «Джаза перед Рождеством» — биг-бэнды.

Stan Kenton Orchestra
«A Merry Christmas!»
(Capitol, 1961)

Среди аранжировщиков и лидеров биг-бэндов Стэн Кентон по праву считается новатором. Свой первый большой состав он собрал в 1940 году, и к моменту записи рождественского альбома твердо закрепил за собой репутацию прогрессивного музыканта с тягой к смелым экспериментам на стыке свинга и симфонической оркестровки. Хотя работы Кентона высоко ценились широкой аудиторией и профессионалами, к концу 50-х ему стало нелегко тягаться с молодыми рок-н-ролльщиками, занимавшими всё больше медийного пространства. Однако реформа оркестра — введение в его состав группы мелофонов — добавила звучанию необычных красок, была тепло принята критиками и позволила Кентону восстановить былую славу. Его рождественский альбом относится именно к этому времени. Кентон здесь отмахнулся от северных оленей и прочих примет праздника и остался верен сложности аранжировок. Тем не менее сложность эта не бросается в глаза, и пластинка «A Merry Christmas!» оказалась одной из самых известных записей Кентона.

Doc Severinsen
«Merry Christmas from Doc Severinsen and The Tonight Show Orchestra»
(Amherst, 1991)

В 1949 году трубач Док Северинсен поступил на работу в оркестр телекомпании NBC, а 1967-м возглавил биг-бэнд, обеспечивавший музыкальное сопровождение для одной из самых популярных телепрограмм той эпохи — вечернего шоу Джонни Карсона. Эта деятельность требовала от Северинсена навыков не только гибкого бэндлидера, способного охватить широкий спектр современной музыки, но и шоумена. И то, и другое отразилось в рождественском альбоме оркестра: Северинсен приветливо кивает и нашим, и вашим, подкидывая косточку и джаз-фэнам, и любителям классической музыки, и всем тем, кто не ищет в музыке каких-то открытий, а слушает ее во время мытья посуды или в автомобиле. Равновесие соблюдено, поэтому результат совершенно не похож на лоскутное одеяло — звучит всё органично и стройно, а местами даже щегольски. 

Jazz at Lincoln Center Orchestra
«Big Band Holidays»
(Jazz at Lincoln Center, 2015)

В 1987 году трубач Уинтон Марсалис дал в нью-йоркском Линкольн-центре серию концертов, посвященных классическому джазу. На волне их успеха возникла организация Jazz at Lincoln Center (с ежегодным бюджетом более 50 миллионов долларов), и Уинтон стал ее арт-директором, а заодно и лидером одноименного биг-бэнда. Репертуар оркестра консервативен: джаз для Марсалиса закончился где-то на Джоне Колтрейне, и всему, что было дальше, в его парадигме места нет. Эта позиция, конечно, спорна, но свой сад Марсалис возделывает последовательно и коммерчески успешно. Без художественных удач не обходится: пусть даже оркестр нередко звучит чересчур формально, ему многое можно простить за «Have Yourself a Merry Little Christmas» с изумительным вокалом Сесиль Маклорин Сальван или смелую аранжировку «We Three Kings», где сопрано-саксофон подбирается к фри-джазу настолько близко, насколько Марсалис готов отпустить поводок. У этого альбома есть продолжение — «Big Band Holidays II» (2019). В обоих случаях звучание украшено лучшими вокалистами современности: Грегори Портером, Аретой Франклин, Кэтрин Расселл и той же Маклорин Сальван.

Кого еще слушать

The Chris McDonald Orchestra «Big Band Christmas» (Green Hill Productions, 1996)
Откровенно развлекательный альбом, записанный сыгранным оркестром. Он вряд ли увлечет взыскательного слушателя, а вот для фона сгодится идеально, хотя ухо то и дело будет выхватывать профессионально исполненные динамические повороты.

Rob McConnell & The Boss Brass «Big Band Christmas» (Concord, 1998)
Канадский тромбонист Роб Макконнелл написал довольно непредсказуемые аранжировки, освежающие зимние эвергрины. Его биг-бэнд звучит очень слаженно и сочно, а солисты импровизируют с искренней самоотдачей. 

Gordon Goodwin’s Big Phat Band «Wrap This!» (Wingood Music, 2015)
Качественный альбом грэмминосного оркестра под руководством пианиста, саксофониста и аранжировщика Гордона Гудвина с выходом в легкий фанк и латину. Среди гостей — вокальная группа Take 6 и саксофонист Эрик Мариенталь, которого практически каждый россиянин в возрасте за тридцать слышал в заставке к сериалу «Санта-Барбара».

Count Basie Orchestra «A Very Swingin’ Basie Christmas!» (Concord Jazz, 2015)
Каунт Бэйси умер в 1984 году, но его легендарный оркестр не расформировали. Конечно, от Бэйси осталось только имя, позволяющее собирать полные залы, но биг-бэнд, которым сейчас руководит трубач Скотти Барнхарт, продолжает держать марку, и название альбома не обманывает.


Слушать на Apple Music | YouTube | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии