Итоги года от редакции «Джазиста»: Александр Аношин, Лев Боровков и Наталья Югринова выбрали 30 альбомов, которые больше других запомнились им в 2020-м.
Max Andrzejewski & Elias Stemeseder «light / tied» (WhyPlayJazz)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
«light / tied» — первый совместный альбом барабанщика Макса Анджеевски, в прошлом году запомнившегося прочтением песен Роберта Уайатта с ансамблем «Hütte», и пианиста Элиаса Штемеседера, известного по участию в трио Джима Блэка. Работа над пластинкой шла в два этапа: вначале Анджеевски и Штемеседер с одним и тем же составом музыкантов записывали собственные композиции, а после пересобирали их заново, меняя местами отдельные части и дополняя звучание электронными эффектами и посторонними шумами. Окончательная степень деконструкции исходного материала понятна только самим музыкантам, но звучит «light / tied» цельно и не оставляет ощущения коллажности. Это тихая музыка с отсылками к джазовой традиции (вспоминаются Пол Блей и Кит Джарретт) и легким креном в сторону электроакустики, в которой каждый звук, шум или шорох записан так, словно боится потревожить окружающую тишину.
А. А.
Bab L’Bluz «Nayda!» (Real World Records)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Заводной франко-марокканский квартет Bab L’Bluz, соединяя элементы психоделического джаза с традиционной африканской музыкой, записал самый драйвовый околоджазовый альбом года. В отличие от приевшихся психоджазовых поделок тех же The Heliocentrics, Bab L’Bluz звучат аутентично, свежо и предъявляют сразу два козыря, которым нечего возразить: блистательную вокалистку Юсру Мансур и великую без всяких «но» песню «Gnawa Beat».
А. А.
Aaron Burnett & Big Machine «Jupiter Conjunct» (Fresh Sound New Talent)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Имя нью-йоркского тенор-саксофониста Аарона Барнетта пока не вышло за пределы узкого круга джазовых фанатов, но это скорее вопрос времени. Талантом Барнетта уже восхищаются Курт Розенвинкель, Виджай Айер и Уинтон Марсалис, а критики прочат ему большое будущее. Второй альбом Барнетта и проекта The Big Machine высокие ожидания оправдывает: тут налицо и отчетливая концепция (посвящение Юпитеру), и с размахом подобранный состав (самое громкое имя, наверное, Эсперанса Сполдинг), и стильно придуманный звук на стыке спейс-джаза и «новой школы» с заходами в хип-хоп и электронику. Главное волшебство исходит от связки Барнетта с молодым вибрафонистом Джоэлом Россом, который подхватывает и дополняет идеи лидера, тонко обыгрывает композиционные переходы и импровизирует с выдумкой и драйвом. Если вы хотите понять, как звучит новый джазовый мейнстрим, то не упускайте «Jupiter Conjunct» из виду.
А. А.
Avishai Cohen & Big Vicious «Big Vicious» (ECM)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Получив от главы лейбла ECM Манфреда Айхера карт-бланш, израильский трубач Авишай Коэн выдал на-гора блестящую пластинку, где нет характерной для ECM холодной тишины. Это раскаленный котел, в который Авишай бросил джаз, трип-хоп, электронику, фанк, прямолинейный рок и даже «Лунную сонату». Аранжировки — согласованная система сдержек и противовесов: два барабанщика и два гитариста (все израильтяне) не устраивают гвалт, но и не оставляют пустот. А на общей орбите их удерживает центростремительная сила — мужественная, лаконичная труба Коэна.
Л. Б.
Оксана Григорьева, Пётр Отоцкий, Сергей Болотин, Андрей Ким «Drumazhur» (ТОПОТ)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Альбом «Drumazhur» был записан в 2018 году в Ажурной беседке парка Горького во время полуторачасового импровизационного сета четырех непохожих по стилю ударников: Оксаны Григорьевой, Петра Отоцкого, Андрея Кима и Сергея Болотина. Вопреки опасениям — исполинный хронометраж, нестандартный формат, отсутствие сюжетной линии — альбом оказывается дружелюбным по отношению к слушателю: в «Drumazhur» на первый план выходит не техника, а живые эмоции. К середине пластинки, когда к квартету ударников присоединяются Сергей Храмцевич (альт-саксофон), Александр Сереченко (баритон-саксофон) и Ирина Качан (альт-саксофон), накал страстей достигает пикового уровня. В последующие полчаса (на альбоме отрезок получил название «Zh») музыканты, меняя ураганный импров на ухабистый джаз-фанк, раскачивают амплитуду звучания до предельных величин — едва ли в этом году найдутся записи, которые звучат так же искренне и по-хорошему безумно.
А. А.
Endless Field «Alive in Wilderness» (Biophilia)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Медленный акустический эмбиент-джаз, записанный в полевых условиях посреди южных пустынь штата Юта. Несмотря на то, что запись вроде бы носит протестный характер (дуэт таким образом выступил против решения Дональда Трампа разрешить на территории заповедника добычу нефти), музыка «Alive in Wilderness» наполнена природной безмятежностью. Звуки гитары и контрабаса плавными бессюжетными линиями разносятся по ветру и улетают за горизонт, изредка увеличивая резкость. Местами кажется, что вот-вот — и в эти струнощипательные элегии рассеянным эхом ворвется голос Марка Козелека, который споет нам о понятном и вечном. Но коль уж альбом описывает природу, то порывы ветра и шум воды будут звучать на нем естественнее человеческого голоса. Endless Field это понимают и не пытаются преувеличить красоту окружающего пространства, а играют ровно ту музыку, которую оно заслуживает.
А. А.
Christian Euman «Allemong» (Drums & Symbols)
Apple Music | Spotify | Deezer
Дебютный альбом барабанщика Крисчена Юмана открывается песней о смерти, но всё в порядке: Юман далек от обреченности. Он мастерски строит динамику и занимательно аранжирует (чего стоят одни только переплетения вокала с духовыми), а в игре предпочитает сдержанное умолчание. Состав его группы — отдельная удача. Бас идеально синхронизирован с ударными. Фортепиано ведет изощренный диалог с солистами. Импровизации саксофона и тромбона создают конфликт, не разбивая общую хрустальность звучания. А чистейший вокал окутывает эмпатией. Деликатная и совершенно неотразимая музыка.
Л. Б.
Jakub Gucik «In Silva» (IPT rec.)
Apple Music | Spotify | Deezer
Семь легких пьес, записанных при помощи виолончели и лупера. Своего рода «Conversations with Myself» Билла Эванса на новый лад и с поправкой на инструментарий. Завораживающе красивая пластинка. Слушая ее, хочется замереть и, затаив дыхание, следить за колебаниями воздуха.
А. А.
JZ Replacement «Disrespectful» (Rainy Days)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
JZ Replacement — это подвижный, как ртуть, саксофонист Женя Стригалев и внешне флегматичный (на деле — вышибающий искры) барабанщик Джейми Мюррей. На дебютной пластинке «Disrespectful» дуэт производит реактивный джаз, который набирает сверхзвуковую скорость уже в первой композиции «Displacement» и далее несется во весь опор с элегантными передышками на нуар-блюз «Guilty Look 3» и расслабленный боп «Marmalade for Radhike». За исключением двух спокойных композиций, Женя и Джейми без устали «гоняют» друг друга, меняя ритм и темп и закладывая немыслимые виражи в виртуозных соло. «Disrespectful» — это захватывающая дуэль равных, секундатом на которой выступает маститый басист Тим Лефевр, придающий резкому, отрывистому саунду небходимую фактуру.
А. А.
Daniel Herskedal «Call for Winter» (Edition)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Норвежский тубист Даниэль Херскедаль так уверен в себе, что выпустил зимний альбом в разгар лета, да еще и в одиночку соорудил его. Пластинка открывается теми же гармоническими переходами, которые завершали альбом «Voyage» 2019 года, но на этот раз Даниэль сходит с просоленной морем яхты и уединяется в норвежской глуши. Его музыка по-прежнему образна, а туба легко развеивает мифы о своей неповоротливости. Она ведет слушателя по ледникам и рысьим тропам, беркутом взмывает в небо, пронизывает, как северный ветер, и греет у очага. Если кто-то думает, что туба способна только нелепо урчать, вот опровержение.
Л. Б.
Anna Högberg Attack «Lena» (Omlott Records)
Bandcamp
Шведская саксофонистка и композиторка из обоймы Fire! Orchestra играет полифоничный авант-джаз, соединяя головоломные композиционные части с дерзкими импровизациями. В создании плотного саунда с ревущими соло чувствуется школа Густафссона, но Хегберг не в пример разнообразнее и умеет тонко чередовать экспрессивные выплески с проникновенными переходами.
А. А.
Lionel Loueke «HH» (Edition)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
«HH» — дань уважения бенинского гитариста Лионеля Луэке своему учителю и наставнику, пианисту Херби Хэнкоку. Гитарист решил пройтись по основным вехам разномастной дискографии Хэнкока — от первых соул-джазовых опытов и модальных красот 60-х до джаз-фанка 70-х и уличного хип-хопа 80-х. Луэке не просто осилил весь этот материал, а поднял его на новый уровень. Дело тут даже не в технике, хотя Луэке — сам себе оркестр. Важнее другое: музыка Хэнкока, кажется, еще никогда не звучала так сердечно.
Л. Б.
LRK Trio «Memory Moments» (Losen / Butman Music)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Остроумно придуманная и блистательно исполненная летопись будней городского жителя — и пусть музыка эта может быть уместна хоть в Стокгольме, хоть в Дубае, кажется, замыслили ее всё-таки про Москву. Трио Евгения Лебедева, Антона Ревнюка и Игната Кравцова невзначай вплетает в нью-кул-канву обрывки фраз дикторов метро, сквозь брызги фортепиано проглядывает девичий хор как будто с фестиваля «Московские сезоны A Capella» (даром что сэмпл принадлежит уральскому ансамблю «Аленушка»), откуда ни возьмись пробивается минималистичный техно-бит — привет посетителям клуба «Мутабор». Эффект всё это создает потрясающий: кажется, что эта пластинка написана про тебя, для тебя и останется вместе с тобой надолго.
Н. Ю.
Rob Mazurek & Exploding Star Orchestra «Dimensional Stardust» (International Anthem)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Проекту чикагского композитора и корнетиста Роба Мазурека Exploding Star Orchestra в этом году исполнилось уже 15 лет: первый альбом был записан в 2007-м, и с тех пор вышло еще пять пластинок — одна лучше другой. Над вышедшим в ноябре этого года релизом «Dimensional Stardust» Мазурек работал полтора года — сначала в Берлине, потом в Чикаго. Среди ориентиров для своей музыки Мазурек называет Белу Бартока, Мортона Фельдмана, Гила Эванса и Сан Ра, но при этом «Dimensional Stardust» в последнюю очередь хочется назвать пластинкой, записанной под чужим влиянием. Это, прежде всего, сильное высказывание самого Мазурека, умеющего даже в самых сложных композиционных конструкциях оставлять место для теплых человеческих эмоций.
А. А.
Masala Quartet «Stories from Masala» (FANCYMUSIC)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
C момента образования в 2013 году у Masala Quartet выработался узнаваемый стиль — эклектичный, но не перегруженный концептуальностью, в основе которого лежит пружинистый акустический фанк, расцвеченный элементами фолка и world music. Группа осознанно делает упор на «коллективизм»: каждый из участников, кроме не так давно примкнувшего к квартету барабанщика Петра Ившина, добавляет в репертуар собственные композиции. Но, несмотря на условное равенство участников, у Masala Quartet всё же есть главный козырь — это Анна Беме, одинаково лихо управляющаяся с акустическим фортепиано, «Фендером» и «Хаммондом» и придающая саунду нужной остроты. Дебютный альбом коллектива «Stories from Masala», несмотря на размах (десять композиций и час двадцать чистого времени) и осознанную эклектику, звучит цельно и зрело: чувствуется, что материал для альбома группа отбирала и прорабатывала тщательно. У «Stories from Masala» есть всё, чтобы претендовать на неофициальный титул главного отечественного мейнстрим-альбома: цепкий грув, запоминающиеся мелодии, лихие ритмические переходы, как, например, в заседающем на повторе номере «Nine».
А. А.
John McLaughlin, Shankar Mahadevan, Zakir Hussain «Is That So?» (Abstract Logix)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Очередной виток идей британского гитариста Джона Маклафлина о соединении индийской мелодической традиции с западной гармонией и джазовыми элементами. Основное внимание уделено самому процессу гармонизации, то есть нанизыванию последовательности аккордов на традиционный индийский вокал. Маклафлин обеспечивает гитарно-синтезаторную подложку и вольготно импровизирует, изредка перебрасываясь фразами с Закиром Хуссейном (табла), а вокалист Шанкар Махадеван проникновенно опевает гармонию. И хотя с годами его голос теряет гибкость, он всё еще задевает в душе такие струны, о которых даже не подозреваешь.
Л. Б.
Siti Muharam «Siti of Unguja (Romance Revolution on Zanzibar)» (On The Corner)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
В 30-х годах прошлого века занзибарская певица Сити бинти Саад стала первой женщиной-исполнительницей традиционно мужского жанра тарааб. Сити вывела тарааб из роскошных покоев султана на бедные улицы и пела о нищете и нелегкой женской доле. Спустя почти век настал черед ее внучки, Сити Мухарам, вспоминать пронзительное наследие и, причитая навзрыд на суахили, растравлять душу и ранить сердце. Непритворный порыв Мухарам пропитан сырым землистым грувом и окружен тонкими линиями перкуссий и деликатным пощипыванием струн. Аутентичный саунд традиционных для тарааба инструментов уместно усилен электронными эффектами, и здесь стоит сказать спасибо студийным умельцам бирмингемского лейбла On The Corner, которые сохранили на пластинке загадочное сочетание народного размаха с дворцовой церемониальностью и уберегли альбом от клише world music. «Siti of Unguja» — штучный товар, конечно, но полюбить его можно, только не впав в эстетскую прелесть.
А. А.
Marius Neset, Danish Radio Big Band, Miho Hazama «Tributes» (ACT)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
В конце 2019 года норвежский саксофонист Мариус Несет вернулся домой после 17 лет жизни в Копенгагене. Перед отъездом он собрал в студии Биг-бэнд Датского радио и записал альбом-прощание с Данией. Пластинку открывает двухчастная сюита «Bicycle Town» — развеселый джаз-фанковый велопарад, который задает тон всему альбому. Но благостным однообразием Несет не страдает. Всего за 50 минут он успевает заглянуть в академизм, признаться в любви к мудрой внежанровой музыке Уэйна Шортера и окропить солнечный калипсо-джаз абстрактным постбопом. Здесь столько мужественного оптимизма, что «Tributes» можно рекомендовать как биологически активную добавку для борьбы с унынием.
Л. Б.
Steph Richards «Supersence» (Nothern Spy)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
На новом, третьем по счету альбоме «Supersence» канадская композиторка и трубачка Стеф Ричардс решила пойти по пути чувственного восприятия музыки. Участникам квартета — пианисту Джейсону Морану, барабанщику Кенни Воллесену и контрабасисту Стому Такеши — перед началом записи каждой композиции выдавали карточки с специально созданными ароматами, которые музыканты вначале обсуждали, а уже после начинали импровизировать. Результат и впрямь обостряет чувства до предела: «Supersence» поражает ритмической мощью, смелыми диссонансами, ярким использованием элементов джазовой традиции и необычным звучанием привычных в джазе инструментов.
А. А.
Akosh S. «Nakama Terek (Nakama Spaces)» (Self-released)
Bandcamp
Биография венгерского духовика Акоша Севиньи слабо похожа на жизнеописание типичного джазмена. Когда-то он вынужденно эмигрировал в Париж после стычек с полицией, сколотил там ансамбль с вечно плавающим составом, начал записывать пластинки, не чуждые фолковых сантиментов о родине, а между делом еще и спродюсировал пару альбомов мегапопулярных французских рокеров Noir Désir. Тем более удивительное впечатление производит его последняя работа. Это монументальный этно-джаз поистине прог-рокового размаха, в котором смелость мысли не уступает Лигети, а степень эмоционального раздрая — Матсу Густафссону.
Н. Ю.
Maria Schneider Orchestra «Data Lords» (ArtistShare)
Официальный сайт | Сингл «Sputnik» в Spotify
Композитор и бэндлидер Мария Шнайдер обеспокоена тотальной цифровизацией, которая сажает человечество на виртуальную иглу, а музыкантов лишает достойного вознаграждения. «Data Lords» — кульминация ее крестового похода против IT-гигантов. Альбом разделен на две части: неуютный, темный «The Digital World» полон зловещих диссонансов и многозначительных электронных эффектов, а «Our Natural World» должен, по замыслу Шнайдер, напомнить о красоте земли и неба, лазурных птиц и японских садов. Несмотря на некоторую карикатурность первой половины, пройти мимо «Data Lords» никак нельзя. Это выдающаяся работа, а оркестру Марии Шнайдер равных мало.
Л. Б.
Neptunian Maximalism «Éons» (I, Voidhanger)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Про бельгийскую коммуну экспериментаторов, заправляет которой мультиинструменталист Гийом Казалет, уже придумали идеальный каламбур: так мог бы выглядеть и звучать Sunn Ra A)))rkestra — плод любви Сан Ра и ветеранов дроун-метала Sunn O))). Можно только диву даться, сколько точек пересечения оказалось у спиричуэл-джаза, психоделии с оккультным душком, нойза, стоунер-рока, и как яростно Neptunian Maximalism все их разработали. По силе воздействия эта трехчастная космологическая сюита сравнима разве что с «Розой мира» Даниила Андреева. Пожалуй, самый оглушительный дебют года — причем оглушает буквально.
Н. Ю.
John Scofield, Steve Swallow & Bill Stewart «Swallow Tales» (ECM)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Музыка басиста Стива Своллоу каллиграфически совершенна. Она полна лирики и не терпит напора. Даже заносчиво небрежный Джон Скофилд, играя ее, становится кроток и осторожен. Своллоу подстилает ему соломку: пока гитара Скофилда нащупывает ту самую ноту, бас деликатно сплетает в аккомпанементе мелодию, расцветающую в соло. Между тем барабанщик Билл Стюарт чутко улавливает динамику их взаимодействия и приводит трио к общему знаменателю. Кажется, тепло «Ласточкиных сказок» (swallow — ласточка) растопило даже ледяное сердце лейбла ECM. И вышел маленький шедевр.
Л. Б.
Shackleton & Zimpel «Primal Forms» (Cosmo Rhythmatic)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
В отличие от промелькнувших в этом списке бельгийцев Neptunian Maximalism, британский электронщик Сэм Шеклтон и польский кларнетист Вацлав Зимпель интересуются не макро-, а микрокосмосом — в том смысле, что с помощью музыки исследуют процесс зарождения жизни. Альбом «Primal Forms» полностью оправдывает свое название: он скроен из крохотных частиц — звуков, тонов, ритмических рисунков, — которые хаотически пристраиваются друг к другу и вдруг расцветают невероятной красоты мелодиями. За плечами Шеклтона — несколько ярких попыток скрестить постдабстеп, фри-джаз и танцевальную трайбал-электронику; авангардист Зимпель среди прочего играл в составе оркестра The Animal Spirits с другим известным электронщиком Джеймсом Холденом. Неудивительно, что понимают два музыканта друг друга с полуслова. Но результат всё равно поражает: узорчатый, хитро устроенный, при этом интуитивно понятный постджаз как он есть.
Н. Ю.
Patrick Shiroishi «descension» (Self-released)
Bandcamp
На альбоме «descencion» (своеобразная перекличка с «Ascension» Джона Колтрейна) лос-анджелесский музыкант Патрик Широиши при помощи саксофона, голоса и эффектов сотворил неумолимый и сильнодействующий дроун-джаз. Вначале Широиши медленно нагнетает тревогу ползучей композицией «once there was only dark», затем бередит душу пронзительной «grandchildren of the camp», пробирает до костей хаотичной «tomorrow is almost over» и, наконец, усмиряет чувства медитативной «above the black heavens is endless». Музыка одновременно пугающая и красивая — до жути.
А. А.
Stirrup + 6 «The Avondale Addition» (Cuneiform Records)
Apple Music | Bandcamp
В этом году вашингтонский лейбл Cuneiform выпускал пластинки, которые так и хочется назвать мгновенной классикой: «The Anthony Braxton Project» квартета Thumbscrew, «Bashing Mushrooms» скандинавского супергруппы I.P.A., «A Love Supreme Electric: A Love Supreme and Meditations», записанную с участием Генри Кайзера и Майка Уотта. Каждый из этих альбомов способен украсить любой джазовый альбомный список, однако в случае с «Джазистом» выбор пал на альбом «The Avondale Addiction» великого чикагского выдумщика Фреда Лонберга-Холма. Пластинка впечатляет не только стилистическим охватом (фри-джазовые отрезки чередуются на «The Avondale Addiction» с вполне себе конвенциональными постбопом и спиричуэл-джазом), но и подходом к созданию музыки, где процесс находится в гармонии с результатом, а коллективное взаимодействие не противоречит индивидуальной воле. О том, что «The Avondale Addiction» записан на запредельном техническом уровне, даже и говорить не стоит.
А. А.
Luke Stewart «Luke Stewart Exposure Quintet» (Astral Spirits)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Как и прочие участники фри-джазовой группировки Irreversible Entanglements, контрабасист Люк Стюарт не сидит без дела. Он играет в группе саксофониста Джеймса Брэндона Льюиса, участвует в проектах Blacks’ Myths и Heart Of The Ghost, записывается сольно, диджеит на радио, организует концерты — словом, выступает за любой движ. А теперь, как выясняется, еще и становится его зачинателем — причем крайне успешно. После спонтанной джем-сессии с Кеном Вандермарком, Эдвардом Уилкерсоном, Джимом Бейкером и Авриэйлом Ра в Чикаго в 2018 году Стюарт собрал квинтет еще раз и записал образцовый импровизационный альбом с реверансами Коулману, Мингусу и Колтрейну. Особое внимание, понятно, на ритм-секцию: барабанщик Ра заводится с пол-оборота и задает сокрушительного жару, который тотчас подхватывают коллеги.
Н. Ю.
David Tranchina Large-ish Ensemble «The Ogre» (BIG EGO)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Контрабасист и композитор Дэвид Трэнчина с порога давит маскулинностью. Не оставляя в своей музыке места для спокойствия и тишины, он занимает всё пространство, как полководец, взявший вражеский город. «Крупноватый ансамбль» Дэвида Трэнчины сколочен из видных солистов, но всё-таки главный герой здесь — контрабас. И хотя в этой ворчливой музыке ощущается внутренняя неустроенность и ненасытное эго автора (см. название лейбла), к ней хочется возвращаться снова и снова.
Л. Б.
Ellen Andrea Wang «Closeness» (Ropeadope)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Норвежская контрабасистка и певица Эллен Андреа Ванг записала один из самых эмоционально заряженных альбомов года. Надрывную «Lonely Woman» Орнетта Коулмана она превращает в тихую исповедь невероятной скрытой силы. Начало «Erasmus» с аскетичной перкуссией Йона Фэльта, незамысловатыми арпеджио гитариста Роба Лафта (запомните это имя!) и контрабасом, скупо обозначающим гармонию, поначалу кажется грустной фолк-балладой, но вектор постепенно меняется, и вот мы уже слышим наэлектризованный джаз-фьюжн. В «Waiting for Ellinor» Ванг несколькими легкими штрихами рассказывает об осознании предстоящего материнства. Работа необыкновенной красоты и глубины.
Л. Б.
Webber/Morris Big Band «Both Are True» (Greenleaf Music)
Bandcamp
В 2020-м, несмотря на кажущуюся экономическую неэффективность, джазовые биг-бэнды оказались едва ли не самым успешным форматом. Неслучайно оркестровые работы Марии Шнайдер, Мариуса Несета или Гарда Нильссена присутствуют в каждом втором альбомном топ-листе за год («Джазист» тоже не стал исключением). На фоне медийно более успешных коллег дебютный альбом Анны Веббер и Ангелы Моррис рискует потеряться, а зря: с точки зрения музыкальной драматургии, композиционного устойства и уровня испольнения «Both Are True» — пластинка экстра-класса. Любопытная деталь: помимо управления биг-бэндом из девятнадцати человек, Веббер и Моррис поочередно солируют в композициях друг друга, а также устраивают две искрометные саксофонные переклички.
А. А.