Мы начинаем подводить музыкальные итоги 2022 года. Перед вами альбомы джазовой и импровизационной сцены, которые авторы «Джазиста» посчитали самыми заметными. И сразу оговорка: когда мы попросили наших авторов выбрать значимые для них записи, то сразу несколько человек предупредили, что музыку в 2022 году слушали заметно реже, чем раньше, да и следили за событиями на джазовой сцене куда менее пристально. Так что вряд ли по получившемуся списку можно сделать выводы об общем состоянии нынешних дел в джазе. На объективность он не претендует, зато в этом списке вы точно найдете музыку, которая помогла нашим авторам пройти через непростой год. Мы надеемся, что и для вас, дорогие читатели, она сможет сделать что-то похожее.
Выбор Леонида Аускерна:
Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Последние шесть лет Мэри Халворсон попеременно с Биллом Фризеллом удостаивается титула «гитариста года» — что в опросах Ассоциации джазовых журналистов, что у критиков из журнала DownBeat. Скромненькая на вид девушка из Бруклина отличается изощренной техникой игры, любовью к импровизации и фантастической креативностью в своих сочинениях, а также великолепным пренебрежением любыми стилистическими рамками. На двойном альбоме — две сюиты; особенно хороша вторая из них, «Belladonna». Гитара и струнные разыгрывают действо такой красоты и необычности, которой мне до сих пор слышать не приходилось.
(Читать рецензию)
John Scofield
«John Scofield»
(ECM Records)
Apple Music
Первый полностью сольный альбом во всей более чем полувековой творческой биографии гитариста. В звуковом пространстве пластинки живет только его электрогитара, а в некоторых композициях Скофилд весьма дозированно и аккуратно использует лупер, вступая в диалог с самим собой. Саму же программу из тринадцати треков, подготовленную Скофилдом, можно назвать музыкальными мемуарами. Что называется, о времени и о себе.
(Читать рецензию)
Sasha Berliner
«Onyx»
(JMI Recordings)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Восходящая звезда джазового вибрафона, молодая американка Саша Берлинер (ученица Стифона Харриса) уже в 21 год (в 2020-м) стала победительницей в опросе критиков журнала DownВeat в категории «Восходящая звезда» по своему инструменту. У «Onyx» всего сорок минут звучания, но этого хватает, чтобы оценить и технику игры Берлинер, и ее мастерство композитора и аранжировщика. Из собственных пьес Саши сильное впечатление оставила «Jade» — развернутое полотно со сложным темпоритмом и мрачноватыми гармониями. Еще один интереснейший момент — это сразу две версии известнейшего джазового стандарта «My Funny Valentine». Как и весь альбом в целом, это очень современный, умный и интересный джаз от исполнительницы, которая будет среди тех, кто направляет пути его развития на ближайшие десятилетия.
(Читайте рецензию в «Jazz-квадрате»)
Выбор Ильи Белорукова:
Derek Bailey
«Domestic Jungle»
(Scatter)
Bandcamp
Издание домашних драм-н-бейсовых записей Дерека Бейли — важнейший документ этого года для импровизационной сцены. У слушателя наконец-то появилась возможность оценить всю музыкальность симбиоза неидиоматики Бейли и джангла 90-х. Это случилось спустя «всего лишь» 26 лет после выхода крайне невнятного студийника на ту же тему.
Mats Gustafsson
«Contra Songs»
(Smalltown Supersound)
Bandcamp
Следом еще один настоявшийся, как вино, документ. Контрабас-саксофоновое соло демонстрирует корневой интерес Матса Густафссона к перкуссивной игре на духовых. Альбом хоть и вышел только сейчас, но записан был холодной октябрьской ночью 2003 года. Инструмент безудержного шведа роскошно звучит в акустике церкви.
Slow Bell Trio
«When The Circle Was Closed»
(Dinzu Artefacts)
Bandcamp
Наконец, запись современная, где чикагское трио саксофониста Кифа Джексона и двух перкуссионистов, Стивена Хесса и Майка Уайса, занимательно балансирует между медленными джазовыми мотивами, электроакустикой, эмбиентом и акустическим импровом. Музыканты вроде бы и не погружают слушателя в слишком заумные дебри, но и не скатываются в клише.
Выбор Сергея Мезенова:
Nduduzo Makhathini
«In the Spirit of Ntu»
(Blue Note)
Apple Music | Spotify | YouTube Music
Девятый альбом южноафриканского мастера спиричуэл-джаза — пожалуй, самый решительный его шаг в сторону расширения своего звучания. Музыка вышла одновременно более абстрактной и более африканской, она сильнее опирается на ритм, но в то же время и становится эмоционально выразительнее, чем прежде.
(Читать рецензию)
Cheick Tidiane Seck
«Kelena Fôly»
(Komos Jazz)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Первый за полвека музыкальной карьеры полностью сольный альбом маэстро малийской музыки, записанный в режиме «сам за роялем». Альбом-путешествие во времени; думается, примерно так звучали первые всходы, которые дали джаз и блюз, попав на африканскую почву.
Shane Cooper & Mabuta
«Finish the Sun»
(Dox)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Солнечный панафриканский вояж коллектива современного джаза из ЮАР. Группа бас-гитариста Шейна Купера черпает вдохновение в бездонном колодце музыкальных культур континента — в упругий, модерновый, грувовый звук тут ловко упакованы отголоски не только домашних, но и малийских, сенегальских, марокканских и нигерийских традиций.
Выбор Евгения Галочкина:
One Small Step
«Gol Variations»
(Clean Feed)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Удивительный даже по меркам лейбла Clean Feed постмодернистский опус, презентующий фри-джаз невероятным способом. Дебютный альбом норвежского трио состоит из четырех импровизационных пьес, в которых голос в точности имитирует звуки духовых, ударными инструментами служат топот и чечетка, ну а контрабас склеивает весь этот фривольный угар глубоким резонансом.
Marc Cohen [Copland] / John Abercrombie /
Clint Houston / Jeff Williams
«Friends»
(Oblivion)
Bandcamp
Переиздание невероятного и, кажется, всеми позабытого остросюжетного боевика 1973 года от квартета Марка Коэна (ныне Коупланда). Невероятно скоростной электрофьюжн в духе оставшихся за бортом сессий к «On the Corner» Майлза Дэвиса. Квартет, который порой называют просто Friends, своей страстной истерикой уделывает и Дэвиса, и Маклафлина — квакает тут не только гитара, но и пропущенный через фильтры альт-саксофон. К сожалению, изначально альбом был издан в ужасном качестве, которое так и не удалось улучшить при переиздании. Однако к оригинальному трек-листу добавлено три сумасшедших бонус-трека тех лет хронометражем в 40 минут, где все детали слышны отчетливо.
The RIG
«Trisagion»
(Stas)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp
Приятно в этом году удивил ансамбль под руководством саксофониста Сергея Храмцевича, записавший самый неконьюнктурный альбом своих свободных импровизаций. «Trisagion» — это не шабака-джаз и не киматик-импров, а довольно зрелая, подвижная, развивающаяся в моменте музыка. Может быть, так получилось из-за того, что вместо Алины Петровой в ансамбле появился чуткий трубач Тимур Мизинов. Он, как и вся группа, наконец-то играет музыку, а не играется ей.
Выбор Ника Завриева:
Szun Waves
«Earth Patterns»
(Leaf)
VK Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp
Трио возглавляет электронщик Люк Эббот, резидент лейбла Border Community, а помогают ему Лоуренс Пайк (ударные, перкуссия) и Джек Уайли (духовые). Стилистически «Earth Patterns» располагается где-то между джазом, пост-минимализмом, эмбиентом и построком. Это несколько хаотичная, но плотная музыка, где вся драматургия строится вокруг игры с интенсивностью — то вскипит, то застынет.
Flock
«Flock»
(Strut)
Apple Music | Bandcamp | YouTube
Квинтет из лондонского джаз-подполья под руководством барабанщика Бекса Берча (Vila Viel), клавишника Дэна «Даналога» Ливерса (The Comet Is Coming) и перкуссиониста Сарати Корвара играет экспрессивный и сложный джаз эпохи мультикультурности и постмодерна: с опорой то на рок, то на минимализм, то на позднего Колтрейна, но без слишком уж явных сходств с предшественниками.
(Читать рецензию)
Константин Сухан
«Плюсы»
(OnTheAir)
Bandcamp
Константина Сухана чаще слышишь в разного рода дуэтах, трио и квартетах, но и в качестве one-man band он ничуть не хуже. Лаконичный и разреженный джаз-эмбиент — щедро сдобренная эхом труба плюс такие же скуповатые по форме и чуточку лоуфайные по звучанию, но выразительные по содержанию электронные текстуры.
Выбор Леонида Кравченко:
Ellen Arkbro & Johan Graden
«I get along without you very well»
(Thrill Jockey)
Yandex Music | Apple Music | Bandcamp | YouTube
Ключевая фигура шведской дроун-сцены Эллен Аркбро объединяет усилия с мастером импровизации Йонасом Граденом, чтобы зайти на территорию северного джаза. Результатом этого сотрудничества стал альбом, объединивший лучшие черты ECM-эстетики с инди-поп-элементами и опытом музыкантов в современном академическом минимализме. Всё это звучит ожидаемо прекрасно.
(Читать рецензию)
Igor Yakovenko & Alik Khristoforidi
«The Process»
(Fancymusic)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Bandcamp | YouTube
Электроакустические импровизации пианиста Игоря Яковенко и электронщика Алика Христофориди — это музыка без начала и конца, прекрасный звуковой поток, бросающий вызов физическому времени. Единственный недостаток этого альбома в том, что он длится всего полтора часа; как бы странно такое утверждение ни звучало.
(Читать рецензию)
Liun + The Science Fiction Orchestra
«Lily of the Nile»
(Heartcore)
YouTube
Первый альбом дуэта вокалистки Люсии Кадоч и инструменталиста Ваньи Славина под вывеской Liun + The Science Fiction Band был выполнен в стиле крепкого арт-попа скандинавского образца. Теперь музыканты записали эти композиции с большим джаз-бэндом, и оказалось, что именно в таком виде — с длинными импровизациями и кинематографическим размахом — они раскрываются по-настоящему.
Выбор Ильи Рассказова:
Alabê KetuJazz
«Kan»
(Poeira Music)
Bandcamp
Дуэт бразильского саксофониста Глаукуса Линкша и французского перкуссиониста Антуана Оливье стал первым релизом для нового лейбла диджея Тахиры. Вот уже много лет он с энтузиазмом занимается популяризацией новой бразильской музыки. Альбом «Kan» отлично показывает, что этот предмет исследования может быть удивительно ярким и захватывающим — ритмы древних ритуалов кандомбле и первобытной самбы встречаются тут с возвышенным спиричуэлом.
Jimetta Rose & The Voices of Creation
«How Good It Is»
(Day Dreamer)
Apple Music | Spotify | Bandcamp
Жизнеутверждающий калифорнийский госпел-джаз от прекрасной Джиметты Роуз и сформированного ею по объявлению любительского хора Voices of Creation оказался чуть ли не лучшим музыкальным успокоительным в 2022 году. Это искренняя и захватывающая музыка на стыке лирического соула, качающего фанка и корневого негритянского джаза. На альбоме звучат как оригинальные композиции, вроде написанной Роуз «How Good It Is», так и превосходные версии госпел-классики вроде «Spirits Up Above» и «Operation Feed Yourself».
Various Artists
«Pierre Barouh and The Saravah Sound»
(WeWantSounds)
Yandex Music | Apple Music | Spotify | Bandcamp | YouTube Music
Парижский лейбл WeWantSounds в уходящем году почтил память французского актера, продюсера, музыканта Пьера Баруха — компиляция стала первой официальной ретроспективой созданного им джазового лейбла Sarаvah Sound. Барух заработал культовый статус после того, как написал и исполнил знаменитую тему из фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина». На Saravah Sound он выпускал гораздо более сложную и удивительно разнообразную музыку — фри-джаз, кинематографические абстракции, эстетский авант-поп, нуаровый свинг, фьюжн с экзотическими мотивами Индии, Аравии, Африки, Бразилии. На альбоме выделю психоделический соул «Mystifying Mama» в исполнении Марвы Брум и Art Ensemble of Chicago, коллаборацию самого Баруха с легендарным бразильским гитаристом Баденом Пауэллом «Saudade (Un Manque Habite)» и потрясающий электро-рагга-джаз «Delhi Daily» от Baroque Jazz Trio.
Выбор Алексея Алеева:
Valeriy Stepanov Fusion Project
«Album No. 2»
(self-released)
VK Музыка | Apple Music | Spotify
Выпадающий из времени и привычного звукового ландшафта, нечеловечески техничный смус-джаз-фьюжн, который можно было бы представить записанным где-нибудь в Японии, в середине 80-х. Исполнение, грув и музыкальное мышление клавишника Валерия Степанова просто недосягаемы.
Sam Gendel
«blueblue»
(Leaving)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Сплав из сонного полуночного джаза, фьюжна, эмбиента и нью-эйджа — пластинка на каждый (хмурый) день. Альбом, в который можно закутаться; в карьере гиперактивного саксофониста, вероятно, поворотный.
Наташа Блинова и Priot Ensemble
«Легенда о…»
(Fancymusic)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Bandcamp
Маленький джаз-роковый шедевр: не то альбом-опера о счастье во Вселенной, не то прямодушный эксперимент по скрещиванию вокального джаза с дабом. Так или иначе, пластинка редкого обаяния, в природе такие почти не встречаются.
(Читать рецензию)
Выбор Артёма Абрамова:
Faust & Keiji Haino
«This Is the Right Path»
(Old Heaven Books)
Bandcamp
Запись шестилетней давности «живяка» пионеров краут-рока совместно с титаном японского импрова и гитарного нойза. По субъективным ощущениям: если бы у ангелов была ирония, их глас звучал бы как-то так.
M. Takara & Carla Boregas
«Grande Massa D’Agua»
(Hive Mind)
VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Вторая совместная запись не последних фигур экспериментальной сцены Сан-Пауло с панк-корнями. Итог — невообразимо легковесный, почти приближенный к ASMR-контенту фри-джаз.
Oxbow & Peter Brötzmann
«An Eternal Reminder of Not Today / Live at Moers»
(Trost)
Bandcamp
Чтобы Брётцманн-старший угомонился и прилюдно заявил, что ему нравится (играть) рок-н-ролл, даже с чужой помощью потребовалось 60 лет.
Выбор Кристины Сарханянц:
Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Композиторский бенефис главной джазовой гитаристки планеты, представленный сюитой для секстета со струнным квартетом и названный в честь редкого и прекрасного, но ядовитого цветка.
Anteloper
«Pink Dolphins»
(International Anthem)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Альбом-прощание с великой трубачкой Джейми Брэнч — последняя ее прижизненная полноформатная работа, для которой Брэнч не только сочинила практически всю музыку и исполнила партию трубы, но еще записала вокал и нарисовала пронзительную обложку.
СОЮЗ
«Сила ветра»
(Mr Bongo)
Yandex Music | Apple Music | Spotify | Bandcamp
Плывущая и дрожащая в воздухе, распускающаяся пламенным цветком ретро-фантазия дуэта из Беларуси и еще нескольких музыкантов, вдохновленная прежде всего бразильской тропикалией. Идеальный сплав джаза, босса-новы и эстрадной песни.
Выбор Егора Игнатенкова:
Paal Nilssen-Love Circus
«Pairs of Three»
(PNL)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Главный норвежский (если не мировой) барабанщик-импровизатор условно молодого поколения собрал септет с гитарой, аккордеоном и вокалисткой и то играет давно любимую им бразильскую музыку, то разрывает ее в клочья. Цирк, карнавал, сумасшедший дом — называйте как хотите.
Oxbow & Peter Brötzmann
«An Eternal Reminder of Not Today / Live at Moers»
(Trost)
Bandcamp
Запись совместного выступления важной нойз-рок-группы и основоположника европейского фри-джаза на фестивале в Мёрсе в 2018 году. Брётцманну тогда уже было 77, но на выходе получился такой шквал, что невольно закрадывается мысль о том, что предыдущие 29 лет существования группы Oxbow были лишь прелюдией к этому концерту.
Jessica Pavone, Lukas Koenig, Matt Mottel
«Spam Likely»
(577)
Bandcamp
Весьма вероятно, что это единственная в мире запись состава альт — клавитара — ударные. Под непрекращающийся стрекот палочек Кёнига Павон и Моттель бодро играют в пострайховский минимализм, постепенно уводя несложный стартовый рисунок очень далеко от начальной точки.
Выбор Даниила Виленского:
Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Из двух выпущенных Мэри Халворсон альбомов-побратимов «Amaryllis» и «Belladonna» мне понравился именно первый, более джазовый по сути. И как гитаристка, и как композитор Мэри обладает моментально узнаваемым почерком, который никуда не делся и здесь, хотя порой (особенно в моменты, когда к привычному секстету джазовых инструментов добавляется струнный квартет) кажется, что мы слышим какую-то новую Халворсон. Многие великие джазовые композиторы прошлого «спотыкались» о струнные, используя их либо как висящую где-то на заднем плане «перину», либо как отдельную, почти не взаимодействующую с солистами секцию. Халворсон же успешно применяет струнные в качестве еще одного голоса, по-новому раскрывающего ее уникальный ломаный мелодизм и придающего новые оттенки тщательно продуманным ансамблевым диссонансам.
Charles Lloyd
«Trios: Chapel»
(Blue Note)
Apple Music
Разменяв девятый десяток, саксофонист Чарльз Ллойд не лишился былого энтузиазма и не прекращает постоянный творческий поиск: в одном только 2022 году он выпустил три очень разных трио-альбома. Тот, что еще в далекие доковидные времена был записан с Биллом Фризеллом и Томасом Морганом (кажется, лучших партнеров для Ллойда не найти), выделяется искренностью, нежностью и теплотой звучания. Если и есть музыка, которая в самые темные минуты этого года помогала мне не потерять рассудок и не утратить веру в человечество, то вот она.
Alex Sipiagin
«Ascent to the Blues»
(Posi-Tone)
Apple Music | Bandcamp
Мы зачастую склонны игнорировать консерватизм в искусстве, и в итоговые списки обычно попадают артисты, открывающие новые музыкальные территории. Но иногда нужно отдать должное и музыкантам, которые, оставаясь внутри традиции, достигают в ней высокого уровня. Нью-йоркский трубач Алекс Сипягин как раз из тех, кто умеет, действуя строго в рамках постбоп-мейнстрима и не отвлекаясь не внемузыкальные концепции, создать высококлассный материал. На своем новом альбоме в окружении таких же заслуженных и признанных профи, как и он сам, Алекс выдает 70 минут живой, концентрированной и удивительно красивой музыки, по большей части еще и написанной им самим.