Quantic & Nidia Góngora
«Almas Conectadas»
(Tru Thoughts, 2021)

Творческая плодовитость британского музыканта, продюсера и диджея Уилла Холланда, известного как Quantic, — факт давно уже привычный. С момента своего появления на музыкальной сцене он стабильно выпускает по альбому раз в два года или чаще, параллельно придумывая побочные проекты и сотрудничая с самыми разными людьми. С одной стороны, подобная активность не может не радовать поклонников Холланда. С другой стороны, неизбежен и определенный скепсис, вызванный уровнем его производительности. Надо признать, что в какой-то момент многое из того, что британец выпускал в своих разных ипостасях, воспринималось с откровенной зевотой: релизов было много, вокалистки и инструменталисты варьировались, но это не делало музыку талантливее. С новым же альбомом, который стал продолжением сотрудничества Холланда с колумбийской вокалисткой Нидией Гонгорой, всё по-другому. 

Начав двадцать лет назад с трип-хопа, электронного джаза и урбанистических бит-экспериментов, Quantic постепенно эволюционировал в сторону более «органического» звучания, и далеко не последнюю роль здесь сыграл его переезд в Латинскую Америку: с 2007-го и до недавнего времени он обитал в колумбийском Кали, где развил удивительную музыкальную активность. За это время на его счету — полтора десятка долгоиграющих работ под разными псевдонимами: как Flowering Inferno Холланд экспериментировал с регги и тропическим дабом; как Combo Barbaro играл афро-латинский фанк вместе с ударником Майком Катто из The Heliocentrics и английской соул-дивой Элис Расселл; как Western Transient выпускал легкий, немного кислотный семидесятнический джаз-фанк. Собрав под свое продюсерское крыло колумбийских музыкантов, он придумал коллектив Los Miticos del Ritmo, который переигрывал на местный лад мировую поп-классику, не забывая и о традиционных мелодиях. Холланд смело взял на вооружение кумбию — синкретический музыкальный стиль, родившийся из переплетения местной музыки, африканской ритмики и европейских элементов (от пиренейского фанданго до немецких аккордеонов). Под именем Ondatropico он сотрудничает с еще одним колумбийским музыкантом, Марио Галеано. Но, пожалуй, именно записи с Нидией Гонгорой — самое интересное, что получилось у Холланда за годы, проведенные в Латинской Америке.

Их первый альбом «Curao» (2017) был определенно хорош, но на «Almas Conectadas» Quantic и Гонгора, кажется, вышли на новый уровень. И здесь, конечно, нужно отдать должное продюсерскому таланту Холланда, который отказался от сырого DIY-звучания, а вместо этого придумал, разложил и записал всю музыку очень основательно — с непростыми аранжировками, струнным оркестром и множеством приглашенных музыкантов. Голос Гонгоры звучит не как еще один инструмент в его руках, а самостоятельно и полноценно. Для Quantic вокал и сама личность Гонгоры становятся воплощением музыкальной культуры, которой он, гринго, восхищается и к которой приобщается с должным уважением и любовью. Не владея местным диалектом испанского, сложно по достоинству оценить лирику альбома, но понятно, что Гонгора поет о том, что видит вокруг. Это и незамысловатые песни об обитателях ее родного городка Тимбики, и положенные на музыку молитвы, и религиозно-трудовые песни, и проникновенные кабацкие напевы, и ностальгические напевы о прошедшей любви. Всё это — неограненные бриллианты народного творчества, которые в руках Холланда превращаются в произведения искусства, понятные слушателям далеко за пределами Колумбии.

На «Almas Conectadas» немало места занимает кумбия, но в целом запись звучит более глобально: здесь есть и сальса в лучших традициях пуэрто-риканских и кубинских звезд лейбла Fania, есть и танго, и североамериканский блюз, а при желании можно услышать и многое другое. Уже в открывающем альбом треке «El Chiclan» Холланд умело балансирует между драматичной минорной балладой в лучших традициях латиноамериканского и афро-карибского саунда и удивительно органичным джаз-фанковым фьюжном. «Balada Borracha» («Пьяная баллада») — один из самых ярких моментов альбома, пронзительный «алкогольный гимн» с заплетающимся ритмом и великолепной работой Гонгоры. Эта вещь одинаково выигрышно прозвучит как в придорожном баре где-то между Кали и Медельином, так и в эстетской радиоселекции модной лондонской радиостанции, препарирующей экзотическое звучание стран третьего мира. «El Avion» и «Adios Chacon» представляют интересную версию современного латино-звучания — такая музыка вполне могла выйти из-под пера Джони Пачеко или Джо Батаана, сотрясая гарлемские танцполы в 70-х. В «Adorar la Sangre» музыканты берут на вооружение грязный гитарный блюз, и тягучий, пропитанный пóтом звук этого трека переносит действие уже куда-то в Луизиану. «Macumba de Marea» — отличный пример того звучания, которое хотел получить Холланд на этом альбоме: аранжировки струнных подчеркивают проникнутое первобытной мистикой настроение лирического хита. А заканчивается пластинка на пафосной ноте: «Vuelve» — это, конечно, самая «коммерческая» композиция на альбоме, но после предыдущих десяти треков дуэту Холланда и Гонгоры можно простить многое. 

Благодаря «Almas Conectadas» ты оказываешься на каком-то ярком празднике: хлебосольные хозяева спешат накормить лучшими местными яствами, которые на самом деле довольно незамысловаты в приготовлении. Но то ли хозяева симпатичные, то ли местные продукты, из которых всё это приготовлено, вне всяких похвал, — и происходящее превращается в роскошный карнавал из ритмов, настроений, вкусов, запахов и красок.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии