Украино-эстонский лейбл Shukai занимается поиском и изданием на виниле забытых записей советской эпохи (преимущественно украинского происхождения). Их релизы выходят нечасто, но практически каждый раз становятся знаковыми событиями, заставляющими вновь и вновь удивляться: оказывается, в СССР играли и такое! В каталоге лейбла есть футуристические электронные саундтреки от Владимира Быстрякова и Виктора Власова, психоделический фьюжн от секстета Александра Шаповала, но чуть ли не главным открытием стали архивы скрипачки и композитора Валентины Гончаровой. Она родилась в Киеве, получила музыкальное образование в Ленинграде, где влилась в местную импровизационную тусовку, издавалась на Leo Records (ее записи можно найти в монументальном бокс-сете «Document: New Music from Russia», давшем западной аудитории масштабную репрезентацию советской экспериментальной сцены), а в конце восьмидесятых перебралась в Таллин и через какое-то время надолго исчезла с радаров.
Однако музыкальная деятельность Гончаровой на этом не закончилась: с помощью мужа она начала создавать электроакустические записи в своей домашней студии, используя самодельные электроскрипки. Те записи делались «в стол», и обнародовали их только в 2020 году на изданном Shukai релизе «Recordings 1987-1991, Vol. 1». Тогда прогрессивная общественность обнаружила, какие сокровища были от нее спрятаны на протяжении тридцати лет. Музыка, записанная Гончаровой, не похожа ни на что: электроакустические дроуны, многослойные партии препарированных скрипок, имитация голоса и природных звуков, осторожные заходы на территорию ориентального нью-эйджа. И всё это с моментально узнаваемым, буквально вручную, «на коленке» собранным саундом. Слушатели оценили такой подарок и быстро раскупили виниловый тираж, а продолжение было анонсировано сразу. И вот оно перед нами.
Если первая часть релиза посвящена домашним соло-записям, раскрывающим Гончарову как композитора, то вторая концентрируется на ее импровизаторской деятельности. За годы, проведенные в Ленинграде, скрипачка успела поиграть со множеством крупных представителей советского андеграунда, включая Сергея Курёхина, Валентину Пономарёву, Сергея Летова и других. На новой же пластинке собраны записи некоторых дуэтов, сделанные в прибалтийские годы в различных заведениях Таллина и Риги.
Релиз открывает композиция «Reincarnation II», записанная с саксофонистом Сергеем Аксеновым. Стиль Гончаровой узнается сразу: музыканты играют тягучие дроуны, дополняемые вокализами Валентины. Вдвоем они создают многослойный саунд с неспешным развитием событий и очень красивыми гармониями. Эта медитативная вещь близка к домашним композиторским работам Гончаровой: захватывающая полифония из голосов, тянущих монотонные звуки, но постоянно переплетающихся в различных вариациях, — такая музыка может звучать сколь угодно долго и не надоедать (на альбоме всё ограничивается двенадцатью минутами). Следом идут три небольшие импровизации с Сергеем Летовым, и здесь мы уже слышим более-менее привычную свободную импровизацию. Саксофонист играет шумовые соло с использованием различных техник звукоизвлечения или просто тянет одну ноту, скрипачка дергает струны пальцами и издает всевозможные резкие звуки. За дроун здесь отвечает в основном Летов, а Валентина позволяет себе как следует пошуметь. Это вещи полностью свободной формы, исследующие неочевидные возможности инструментов. Из дня сегодняшнего они уже не кажутся чем-то радикальным, но для своего времени и места, должно быть, звучали по-настоящему прогрессивно.
Завершают пластинку три дуэта с финским пионером-электронщиком Пеккой Айраксиненом — еще одним визионером, державшим руку на пульсе современных звуковых достижений до последних лет жизни. Соло Гончаровой здесь пробиваются к слушателю из-под слоя минималистичных партий синтезаторов, вдохновленных Терри Райли и Ла Монте Янгом. Ее импровизации взаимодействуют с репетитивными партиями Айраксинена и добавляют в медитативную музыку фри-джазовую динамику. Расширенные техники звукоизвлечения также применяются: например, во вступлении к «Temble Woman» звуки воды, похоже, имитирует именно скрипка, а не синтезатор. В последней вещи мы снова слышим многослойный дроун, а название «Cosmic Love» очень подходит ее футуристическому звучанию. Айраксинен и Гончарова будто возвращаются к корням американского минимализма (как известно, вышедшего из импровизационной музыки) и ведут его в альтернативном направлении — как если бы этот жанр продолжал свое развитие в джазовых клубах, а не в филармонических залах. И такую музыку, опять же, можно слушать сколько угодно.
Вторая часть «Записей» оказалась компактнее первой и уместилась на одну пластинку, но прекрасных открытий на ней не меньше. Каждый из звучащих здесь дуэтов раскрывает уникальную исполнительницу с новых сторон, и каждая из них прекрасна. А нам очень повезло, что Валентина Гончарова наконец-то может быть услышана.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube | Яндекс.Музыка