Одиннадцатый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала десять ноябрьских релизов, достойных вашего внимания.
Louis Hayes
«Crisis»
(Savant)
Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Альбом был записан в январе этого года, и в определенном смысле его можно считать творческим подвигом Луиса Хейза. В разгар пандемии, когда ковидом в Нью-Йорке заболевало по несколько тысяч человек ежедневно, 83-летний барабанщик, несмотря на смертельно опасный для себя риск, продолжил играть и записывать музыку. Название пластинки, которое так сильно резонирует с происходящим вокруг, тоже, наверное, было выбрано неслучайно, но всё-таки считать «Crisis» высказыванием на злобу дня было бы сильным преувеличением. В гораздо большей степени этот альбом получился о жизни Луиса Хейза, его судьбе и биографии. В конце концов, тот же «Crisis» — это в первую и главную очередь композиция Фредди Хаббарда с альбома «Ready For Freddie» 1962 года. Это привет из времени, когда 25-летний Хейз уже полностью освоился в Нью-Йорке, играл и дружил со всеми — от Декстера Гордона до Джона Колтрейна — и был не просто свидетелем, а полноправным участником великой эпохи. Хейзу действительно есть что вспомнить и есть о чем поиграть. Помимо заглавной композиции секстет под его управлением исполняет «Roses Poses» Бобби Хатчерсона, «Desert Moonlight» Ли Моргана, «Arab Arab» Джо Фаррелла и даже довольно смело берется за «Where Are You?» из репертуара Фрэнка Синатры. Как и положено человеку его возраста, Хейз смотрит в прошлое, но делает это ясным взглядом и без ностальгии, а наоборот, с готовностью вдыхать в композиции его молодости новую жизнь. На собственном примере Хейз показывает, что в джазе нужно жить долго — и тогда, если повезет сохранить физическую форму, за счет опыта и мастерства можно будет играть лучшую музыку в своей жизни. Кризис — это другие, а Хейз с музыкантами, которые годятся ему в сыновья, по-прежнему выпускает альбомы, которые нельзя пропускать.
Александр Аношин
Charlie Rumback
«Seven Bridges»
(Astral Spirits)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Noiseboys
«Pinball Inferno»
(Картаскважин)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Петербургский мультиинструменталист Максим Позин изначально занимался шумовой импровизацией в таких группах, как Bimka, Dadazu, Kruzr Ken, «Тоталитарная Музыкальная Секта» и других. И хотя сегодня он предпочитает работать с тихой электроникой и тонкими звуковыми текстурами, но время от времени устраивает добротный разнос — с такой целью и было создано трио Noiseboys. Компанию Позину составили Владимир Лучанский (здесь он играет на саксофоне) и барабанщик и электронщик Алексей Иванов. Сам Макс взял на себя функции басиста. Заявленная направленность команды на фри-нойз-рок и иронично-злободневные названия композиций («Социальная дистанция», «Новичок» и так далее) будто бы обещают веселый, шумный припанкованный материал в духе групп Dogs Bite Back и «Изразец». Отчасти так и есть, но в то же время заметно влияние и других вещей, которыми Позин и Лучанский занимались в последние годы. И уже в открывающей пьесе «Power Machines» вместо забоя мы слышим тонкую работу со звуком и пространством. Позин создает басовый дроун, Лучанский играет отрывочные соло, Иванов нагнетает саспенс непрерывной работой с тарелками, а затем ко всему этому подключаются электронные эффекты. Постепенно напряжение нарастает, и звук уплотняется в мощный дроун-поток. Звуковая картина постоянно меняется: в каждой следующей вещи группа играет немного иначе, использует новые эффекты и музыкальные ходы, хотя в целом запись получилась вполне монолитной.
Леонид Кравченко (рецензия)
Ill Considered
«Liminal Space»
(New Soil)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
По формальным признакам группа Ill Considered вполне укладывается в прокрустово ложе новой лондонской джазовой сцены (Шабака Хатчингс, Моузес Бойд, Нубайя Гарсиа и другие). Она, как и все перечисленные в скобках, играет прыткий танцевальный фьюжн, замешанный на этнических дрожжах. Но в парадигме лейбла Brownswood ей явно застревать не хочется, и потому группа делает всё, чтобы выглядеть и звучать иначе. Например, выпускает за три года аж девять альбомов — сырые импровизационные записи, которые принципиально не подвергаются постпродакшну. Вместо афро-карибских ритмов отталкивается в своей музыке от транса и грува Северной Африки, Эфиопии и Ближнего Востока и куда больше ориентируется на Сан Ра и Мулату Астатке, чем коллеги по сцене. Да и музыканты в ней играют более взрослые и маститые, чем типичный «лондонский молодняк». Один из основателей группы, барабанщик Эмре Рамазаноглу, поработал как звукоинженер и продюсер с огромным числом рок-, поп- и джазовых звезд, от Бобби Гиллеспи до Кайли Миноуг. Эти его умения до поры до времени в Ill Considered были не слишком востребованы, но на «Liminal Space» концепция поменялась. Размашистые куски джем-сессий здесь впервые получили студийную полировку и дополнительные украшательства в виде партий приглашенных музыкантов — свои аккуратные виньетки оставили гости, среди которых саксофонистка Тамар Осборн, тубист Теон Кросс и перкуссионист Сарати Корвар. Результат получился ярким, но неоднозначным. «Liminal Space» стал альбомом-рекордсменом в нескромной дискографии группы по количеству привязчивых мелодий. Но в нем куда меньше плотского, даже панковского задора, сбивающего с ног, из-за которого хотелось слушать и переслушивать предыдущие записи группы. Один из редких сгустков былой энергии на альбоме — задиристая джаз-роковая «Dervish», как будто специальная созданная, чтобы дразнить Шабаку Хатчингса за неповоротливость.
Н. Ю.
Abdullah Ibrahim
«Solotude»
(Gearbox)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Возможно, те, кто не слишком пристально следит за перипетиями жизненного пути Абдуллы Ибрагима, удивятся, но факт остается фактом: вот уже много лет прославленный южноафриканский пианист большую часть времени проводит не в родном Кейптауне, в южнобаварском регионе Кимгау. Каждый год в свой день рождения Ибрагим дает сольный концерт в небольшом местном зале, который, как утверждают, славится своей акустикой. В прошлом году из-за пандемии выступление решили отменить, но только вот Ибрахим отказался менять свой жизненный уклад, пришел в зал и отыграл без зрителей в присутствии звукоинженера и технического персонала. Год спустя этот одинокий концерт вышел в записи под названием «Solotude». Двадцать пьес, каждая из которых длится не более двух минут и плавно перетекает одна в другую, сыграны с какой-то непостижимой мудрой легкостью и пониманием уникальности собственного пути. Неслучайно Ибрагим сделал к альбому подпись «My Journey. My Vision». В ситуации, когда, наверное, даже он сам не может с уверенностью сказать, выйдет ли у него еще один альбом, такие личные высказывания как «Solotude» приобретают большую ценность. Биография Ибрахима сложна и запутанна, и если честно, не так уж и важно, как именно выступавший на инаугурации Нельсона Манделы пианист оказался живущим где-то на юге консервативной Баварии. Важно, что он самого начала понимал свою ни с чем не сравнимую музыкальную идентичность и сумел сохранить ее, что бы с ним ни происходило.
А. А.
Milton Man Gogh
«The Great Reset»
(Art As Catharsis)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer
Саксофонист Эндрю Сарагосси, басист Зак Закревски и барабанщик Бенджамин Шэннон создали трио Milton Man Gogh, чтобы, по их словам, сыграть композиции, которые больше никто не хотел играть. Своими творческими ориентирами три австралийских музыканта называют композитора Белу Бартока, главного IDM-фрика Афекса Твина, джазового саксофониста Донни Маккаслина и первопроходцев мат-метала Meshuggah. Отсюда уже понятно, что Milton Man Gogh играют довольно жестко. Перегруженная ритм-секция с тяжелым «жирным» звуком (при прослушивании рекомендуется от души прибавить басов) выдает риффы, под которые вполне можно послэмиться, как на метал-концерте, и головоломные мат-роковые ритмы, а саксофонные завывания только добавляют происходящему брутальности. Однако при таком технично-математическом подходе в музыке остается очень большой простор для импровизации. Например, в композиции «Youth Is Wasted on the Young» музыканты задают основную тему, затем разрабатывают ее, периодически вворачивая мощный рифф, и постепенно переходят к фри-джазовому забою, который в кульминационных моментах прерывается брейкдауном с тем самым риффом, каждый раз слегка видоизмененным. И хотя местами музыканты уходят практически в нойз, романтика им тоже не чужда: после удалого рубилова они играют две красивые баллады без особых ухищрений — просто цепкие мелодии, сыгранные грустным саксофоном под грустную ритм-секцию. Всё это звучит по-рокерски эффектно и по-джазовому изобретательно.
Л. К. (рецензия)
Ilario Ferrari Trio
«Childhood Memories»
(Gearbox Music)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Молодой итальянский пианист и композитор Иларио Феррари уже несколько лет живет в Лондоне, но еще дома успел заявить о себе. У него на счету изрядное количество композиторских работ для коллективов всех мыслимых стилистических полярностей — джазовых, академических, рокерских, эстрадных. В 2011 году он даже получил приз зрительских симпатий на проводившемся в Москве конкурсе поп-исполнителей «Пироговский Рассвет». В Великобритании, где Иларио оказался в 2016 году, его деятельность качнулась всё-таки в сторону джаза. Дебютный диск с говорящим названием «Воспоминания из детства» выпускает его трио классического состава: компанию композитору и пианисту Феррари составляют контрабасистка Чарли Пайн и барабанщица Кэти Паттерсон. Звучит оно вполне традиционно: чуть-чуть игры смычком на контрабасе, чуть-чуть контролируемого, осмысленного хаоса, свободной гармонии и неявного ритма. В остальном — тщательно продуманная, точная, лаконичная и функциональная композиторская мысль, бережно доносимая до слушателя эмоция, которая явно очень дорога самому Иларио.
Юрий Льноградский (рецензия)
Mediterranean Deconstruction Ensemble
«Ay Senyora Novia»
(Fancymusic)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
«Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» — московский проект, разрабатывающий довольно необычную для наших краев нишу. Его творчество посвящено культурному наследию сефардов — евреев, исторически населявших территорию Испании до изгнания в конце XV века. Традиции их были во многом утрачены, а язык сегодня находится на грани вымирания. Ансамбль основал пианист Григорий Сандомирский, который уже давно занимается переосмыслением сефардской культуры в ключе современной импровизационной музыки. Его предыдущим проектом, посвященным этой теме, была группа Lampa Ladino, в работах которой фольклорные мелодии вступали в симбиоз с постбопом и фьюжном. «Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» — следующий шаг в этом направлении: здесь сефардское наследие сталкивается еще и с фри-джазом. Светлые и красивые танцевальные номера перетекают то в томный салонный джаз, то в шумную свободную импровизацию. «Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» пересобирает фольклорный материал, открывая его в новом качестве, но сохраняя при этом изначальную суть. Такого рода «апроприацию» можно только приветствовать.
Л. К. (рецензия)
Sylvie Courvoisier & Mary Halvorson
«Searching for the Disappeared Hour»
(Pyroclastic)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
Чистый дуэт фортепиано и акустической гитары. Никакой поддержки — ни ритм-секции для создания музыкального пульса, ни солирующего инструмента в виде духовых или голоса. Нестандартное решение, в том числе для джаза; даже скепсис некоторый напирает. Чуть понятнее выбор такого формата становится, если вглядеться в профили музыкантов. За фортепиано отвечает американка швейцарского происхождения Сильви Курвуазье, в прошлом много игравшая с Джоном Зорном, а в последние годы заметная по записям своего собственного трио. Ее подход как бэндлидера отличается частым отказом от солирующей мелодической роли: она превращает фортепиано в перкуссионный инструмент, чтобы внимание слушателей концентрировалось на партиях компаньонов по трио. Творчество авангардной гитаристки Мэри Халворсон тоже проще всего описать словом «нестандарт». Три композиции для нового альбома Сильви и Мэри написали сообща. А в остальных трудно сходу назвать, кто именно автор — видимо, сказалось перекрестное влияние друг на друга. Полное взаимопонимание слышно и в том, как всё это исполнено. Нигде и никогда не злоупотребляет кто-то один, ни на секунду не возникает ощущение чьей-то ненужности, а совместное звучание не позволяет усомниться, что можно сыграть иначе. Эффект безукоризненного баланса достигается с помощью контрапункта, который один из инструментов (чаще гитара Халворсон) играет к солирующей теме другого. Удивительный альбом, который хочется долго изучать и разгадывать.
Руслан Рафиков (рецензия)
Adam O’Farrill
«Visions of Your Other»
(Biophilia)
Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка
А. А.