В этом году на фестивале «Триумф джаза» выступит известный американский гитарист Марк Уитфилд. Незадолго до приезда он ответил на вопросы «Джазиста».
Как вы полюбили джаз? Это была любовь с первого звука?
Любовь к джазу родилась у меня, что называется, из опыта. Мои родители были фанатами джаза и, когда я был ребенком, брали меня на концерты. Дома мы тоже слушали джаз, и эта музыка нравилась мне всегда, с самого детства.
Но всё-таки магия появляется в основном на концертах?
Да, при личном взаимодействии. Даже когда мне было восемь лет, меня поражала легкость, с которой играли великолепные музыканты, на чьи концерты я ходил. Я завороженно наблюдал за тем, как они увлечены и какое огромное удовольствие получают от игры. Магия джаза — именно в этом.
Если вспомнить ваших наставников, чье влияние вы считаете самым важным?
Мне очень повезло с наставниками. Самый важный из них — Джордж Бенсон, он сыграл в моей карьере решающую роль. Когда я начинал профессионально заниматься музыкой, Джордж уже был поп-звездой. К 1987 году он выпустил череду золотых и платиновых альбомов, его знали во всём мире не только как отличного джазового гитариста, но и как певца. Джордж не уговаривал меня стать поп-звездой. Мне это было неинтересно, я не хотел быть певцом или играть в поп-группе. Джордж знал, что я просто люблю играть на гитаре и мечтаю стать одним из лучших в этом деле. Он учил меня премудростям того, как оставаться верным себе и любимой музыке, но делать это разумно с точки зрения бизнеса. Знаете, я так благодарен ему за вдохновение и за то, что он всегда рядом… Это ведь он помог мне подписать контракт с Warner Brothers. Он помогал мне с работой, посоветовал меня органисту Джеку Макдаффу и приглашал играть на своих концертах. Есть отличная видеозапись концерта, где я играю с Куинси Джонсом и Джорджем, и он специально проследил за тем, чтобы у меня там было соло. Джордж всегда обо мне заботился и он до сих пор в моем углу ринга. Джордж — один из моих самых близких друзей, он мне как старший брат.
Как, на ваш взгляд, цифровая эпоха повлияла на индустрию джаза?
Пытаюсь правильно сформулировать… Индустрия звукозаписи никогда не была прибыльной для джазовых музыкантов. В 1990 году я заключил отличный контракт с Warner Brothers, они предоставили мне все ресурсы, чтобы я смог сделать карьеру, и я очень благодарен им за это. На Warner Brothers я выпустил три альбома, а потом перешел к PolyGram, позже — к Sony. Нам давали деньги, чтобы записать альбом, но прибыль всегда получал исключительно лейбл, который был чем-то вроде банка. Лейбл продвигал проекты, обеспечивал освещение в прессе, и это позволяло нам добиваться успеха. Но мы не зарабатывали на записях, а всегда жили за счет концертов. И до сих пор так живем. Сегодня у музыкантов больше контроля над продажами, финансированием и производством музыки, но давайте начистоту: запись музыки прибыльна, только если артист получает деньги от прослушиваний. Я бы предпочел, чтобы люди не включали мои альбомы, а приходили на концерт. Если результат моего творчества нужен вам в виде долговечной записи, прекрасно! Признание тешит самолюбие… Но для меня важнее другое: выходя на сцену — неважно, в большом зале или маленьком клубе, — я всегда надеюсь, что люди этому рады.
Круг ваших музыкальных интересов очень широк. Есть ли среди записей с вашим участием те, которые вы любите больше других?
«Brown Sugar» Ди Энджело — это, пожалуй, мой любимый альбом из всех, на которых я играл за рамками джаза. Знаете, это вообще один из моих самых любимых альбомов, и я горжусь, что участвовал в его создании. Он открыл дорогу для всего вдохновленного госпелом неосоула, который до сих пор интересно развивается. В этом жанре появляются отличные новые артисты, потому что там есть место импровизации и индивидуальности. Абсолютно любой жанр, даже R&B и госпел, может застопориться, если в нем появится слишком много правил и ограничений. Очень здорово, когда рождается музыка, которая расширяет жанровые границы. Именно это и сделал «Brown Sugar».
Какое оборудование вы выбираете, чтобы всегда сохранять свой фирменный саунд? Ведь технологии не стоят на месте!
Знаете, я не из тех, кто бросается пробовать новое оборудование, и всё же сейчас делают много отличных вещей, особенно музыкальных инструментов. Я разработал свою именную гитару для компании D’Angelico — Excel SS Soho, и она просто потрясающая. В ней полностью воплотилось всё, что я люблю, и она чудесно звучит в любых жанрах, будь то джазовый мейнстрим или современный джаз, фьюжн, R&B или даже рок. С этой гитарой можно делать всё, что угодно, она легкая и удобная. А еще мне очень помогает устройство под названием Quad Cortex, где я могу запрограммировать свое звучание на разных усилителях и с разными микрофонами. Благодаря этой штуке мне уже не нужны микрофоны, поэтому я гастролирую только с гитарой и Quad Cortex. Сегодня я не только звучу лучше, чем прежде, но и путешествую налегке.
Есть ли какая-то определенная цель, которую вы преследуете как музыкант?
Я всегда стремлюсь играть еще лучше. Говоря «лучше», я имею в виду возможность играть и выражать себя так, чтобы я был полностью уверен в своих силах и мог гордиться тем, что мне удалось внести достойный вклад в любую музыкальную ситуацию, где я аккомпанировал или солировал. Мой путь как музыканта — дорога длиною в жизнь. Хотя я рано начал карьеру, я не был так одарен, как, например, мои друзья Рой Харгроув, Крисчен Макбрайд и Николас Пэйтон, которые здорово играли уже с ранних лет. Прошло много времени, прежде чем я почувствовал уверенность в себе, играя вместе с ними и на их уровне. И я всегда стараюсь выйти на следующий, еще более высокий уровень.
Оглядываясь назад, вы хотели бы что-то поменять в своей карьере?
Я не раз принимал решения, влиявшие на мой профессиональный путь. Это были не музыкальные, а жизненные решения, и сейчас, наверное, кое-что я сделал бы по-другому. Но я не хочу об этом говорить. Я всегда занимался музыкой и старался хорошо играть, всегда любил музыку, музыкантов и слушателей. Всегда был увлечен и полон энтузиазма, избегал зависимости от денег или бизнеса, боролся за свою свободу, индивидуальность и право на самовыражение. Знаете, я в целом доволен тем, как сложились моя жизнь, карьера и музыка. И я продолжаю двигаться дальше.
В интервью использованы фотографии с официального сайта артиста.