Марк Уитфилд:
«Я всегда стремлюсь
играть еще лучше»

В этом году на фестивале «Триумф джаза» выступит известный американский гитарист Марк Уитфилд. Незадолго до приезда он ответил на вопросы «Джазиста».

Как вы полюбили джаз? Это была любовь с первого звука?

Любовь к джазу родилась у меня, что называется, из опыта. Мои родители были фанатами джаза и, когда я был ребенком, брали меня на концерты. Дома мы тоже слушали джаз, и эта музыка нравилась мне всегда, с самого детства.

Но всё-таки магия появляется в основном на концертах?

Да, при личном взаимодействии. Даже когда мне было восемь лет, меня поражала легкость, с которой играли великолепные музыканты, на чьи концерты я ходил. Я завороженно наблюдал за тем, как они увлечены и какое огромное удовольствие получают от игры. Магия джаза — именно в этом.

Марк Уитфилд и Джордж Бенсон

Если вспомнить ваших наставников, чье влияние вы считаете самым важным?

Мне очень повезло с наставниками. Самый важный из них — Джордж Бенсон, он сыграл в моей карьере решающую роль. Когда я начинал профессионально заниматься музыкой, Джордж уже был поп-звездой. К 1987 году он выпустил череду золотых и платиновых альбомов, его знали во всём мире не только как отличного джазового гитариста, но и как певца. Джордж не уговаривал меня стать поп-звездой. Мне это было неинтересно, я не хотел быть певцом или играть в поп-группе. Джордж знал, что я просто люблю играть на гитаре и мечтаю стать одним из лучших в этом деле. Он учил меня премудростям того, как оставаться верным себе и любимой музыке, но делать это разумно с точки зрения бизнеса. Знаете, я так благодарен ему за вдохновение и за то, что он всегда рядом… Это ведь он помог мне подписать контракт с Warner Brothers. Он помогал мне с работой, посоветовал меня органисту Джеку Макдаффу и приглашал играть на своих концертах. Есть отличная видеозапись концерта, где я играю с Куинси Джонсом и Джорджем, и он специально проследил за тем, чтобы у меня там было соло. Джордж всегда обо мне заботился и он до сих пор в моем углу ринга. Джордж — один из моих самых близких друзей, он мне как старший брат.

Марк Уитфилд и Джек Макдафф

Как, на ваш взгляд, цифровая эпоха повлияла на индустрию джаза?

Пытаюсь правильно сформулировать… Индустрия звукозаписи никогда не была прибыльной для джазовых музыкантов. В 1990 году я заключил отличный контракт с Warner Brothers, они предоставили мне все ресурсы, чтобы я смог сделать карьеру, и я очень благодарен им за это. На Warner Brothers я выпустил три альбома, а потом перешел к PolyGram, позже — к Sony. Нам давали деньги, чтобы записать альбом, но прибыль всегда получал исключительно лейбл, который был чем-то вроде банка. Лейбл продвигал проекты, обеспечивал освещение в прессе, и это позволяло нам добиваться успеха. Но мы не зарабатывали на записях, а всегда жили за счет концертов. И до сих пор так живем. Сегодня у музыкантов больше контроля над продажами, финансированием и производством музыки, но давайте начистоту: запись музыки прибыльна, только если артист получает деньги от прослушиваний. Я бы предпочел, чтобы люди не включали мои альбомы, а приходили на концерт. Если результат моего творчества нужен вам в виде долговечной записи, прекрасно! Признание тешит самолюбие… Но для меня важнее другое: выходя на сцену — неважно, в большом зале или маленьком клубе, — я всегда надеюсь, что люди этому рады.

Круг ваших музыкальных интересов очень широк. Есть ли среди записей с вашим участием те, которые вы любите больше других?

«Brown Sugar» Ди Энджело — это, пожалуй, мой любимый альбом из всех, на которых я играл за рамками джаза. Знаете, это вообще один из моих самых любимых альбомов, и я горжусь, что участвовал в его создании. Он открыл дорогу для всего вдохновленного госпелом неосоула, который до сих пор интересно развивается. В этом жанре появляются отличные новые артисты, потому что там есть место импровизации и индивидуальности. Абсолютно любой жанр, даже R&B и госпел, может застопориться, если в нем появится слишком много правил и ограничений. Очень здорово, когда рождается музыка, которая расширяет жанровые границы. Именно это и сделал «Brown Sugar».

Какое оборудование вы выбираете, чтобы всегда сохранять свой фирменный саунд? Ведь технологии не стоят на месте!

Знаете, я не из тех, кто бросается пробовать новое оборудование, и всё же сейчас делают много отличных вещей, особенно музыкальных инструментов. Я разработал свою именную гитару для компании D’Angelico — Excel SS Soho, и она просто потрясающая. В ней полностью воплотилось всё, что я люблю, и она чудесно звучит в любых жанрах, будь то джазовый мейнстрим или современный джаз, фьюжн, R&B или даже рок. С этой гитарой можно делать всё, что угодно, она легкая и удобная. А еще мне очень помогает устройство под названием Quad Cortex, где я могу запрограммировать свое звучание на разных усилителях и с разными микрофонами. Благодаря этой штуке мне уже не нужны микрофоны, поэтому я гастролирую только с гитарой и Quad Cortex. Сегодня я не только звучу лучше, чем прежде, но и путешествую налегке.

Есть ли какая-то определенная цель, которую вы преследуете как музыкант?

Я всегда стремлюсь играть еще лучше. Говоря «лучше», я имею в виду возможность играть и выражать себя так, чтобы я был полностью уверен в своих силах и мог гордиться тем, что мне удалось внести достойный вклад в любую музыкальную ситуацию, где я аккомпанировал или солировал. Мой путь как музыканта — дорога длиною в жизнь. Хотя я рано начал карьеру, я не был так одарен, как, например, мои друзья Рой Харгроув, Крисчен Макбрайд и Николас Пэйтон, которые здорово играли уже с ранних лет. Прошло много времени, прежде чем я почувствовал уверенность в себе, играя вместе с ними и на их уровне. И я всегда стараюсь выйти на следующий, еще более высокий уровень.

Оглядываясь назад, вы хотели бы что-то поменять в своей карьере?

Я не раз принимал решения, влиявшие на мой профессиональный путь. Это были не музыкальные, а жизненные решения, и сейчас, наверное, кое-что я сделал бы по-другому. Но я не хочу об этом говорить. Я всегда занимался музыкой и старался хорошо играть, всегда любил музыку, музыкантов и слушателей. Всегда был увлечен и полон энтузиазма, избегал зависимости от денег или бизнеса, боролся за свою свободу, индивидуальность и право на самовыражение. Знаете, я в целом доволен тем, как сложились моя жизнь, карьера и музыка. И я продолжаю двигаться дальше.

В интервью использованы фотографии с официального сайта артиста.


 

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии