Квинтет Сергея Долженкова «Rebirth» (Butman Music, 2020) | Джазист | Рецензии

Квинтет Сергея Долженкова
«Rebirth»
(Butman Music, 2020)

Выдающийся тромбонист Сергей Долженков, солист Московского джазового оркестра Игоря Бутмана и руководитель оркестра Московского государственного института культуры, выпустил новый альбом. Об этой яркой работе рассказывают сооснователи «Джазиста» — Лев Боровков и Александр Аношин.

Лев Боровков:

Новый альбом Сергея Долженкова можно смело отправить в Палату мер и весов как эталон фьюжна. Пластинка получилась не только богатой по содержанию, но и очень цельной. Здесь идеально соблюден баланс между зубодробительным джаз-роком («Fatso»), скоростными боевиками («Keep Moving»), оригинальным подходом к джазовым 60-м («Witch Hunt» и «Speak No Evil» Уэйна Шортера, «Little Sunflower» Фредди Хаббарда), мужественными балладами («The Image of You») и лоском кроссовер-джаза («T-Bone Sound»).

То, что альбом слушается на одном дыхании и не тонет в жанровых клише, — общая заслуга квинтета. Тут, можно сказать, все звезды сошлись: басист Антон Давидянц и барабанщик Александр Кульков обеспечивают мощный грув, а клавишные Вячеслава Быстрова удерживают Долженкова и гитариста Евгения Побожего от окончательного вылета в стратосферу. Сам же лидер — музыкант, каких поискать. Он одинаково убедителен и в напористых номерах, и в балладах, а местами его тромбон звучит и вовсе как целая духовая секция.

Пожалуй, единственная (и совсем неожиданная) шероховатость пластинки — импровизации Евгения Побожего. Его техника и знание гармонии просто ошеломляют, а вот драматургия иногда не поспевает за фантастической беглостью пальцев, и стремительный поток нот превращается в олимпийский вид спорта. Впрочем, общее впечатление от роскошного альбома это не портит, а гитаристов такого масштаба, прямо скажем, нужно ценить на вес золота. Так что закончу-ка я ворчать и с удовольствием переслушаю пластинку. Кажется, уже в пятый раз за сегодня.

Александр Аношин:

Начну с личного воспоминания. Два года назад, оказавшись в Питере по рабочим делам, я бесцельно шел по Невскому проспекту, и вдруг мне позвонил близкий друг, который потребовал срочно бежать в «Дом 7‎» — смотреть «сумасшедшего Долженкова‎». К моменту моего прихода забитый под завязку клуб (люди толпились даже на лестнице) ходил ходуном под поймавших кураж и не знавших границ музыкантов: с Долженковым тогда играли постоянные партнеры — гитарист Евгений Побожий, басист Антон Давидянц, пианист Вячеслав Быстров — и примкнувший к ним в тот вечер барабанщик Петр Михеев. С того безумного ночного джем-сешна на «Джебе‎» (так в народе называют форум Jazz Across Borders), память о котором хранит только снятое на мобильный видео, я не то чтобы ждал, но тихо надеялся, что великий тромбонист Сергей Долженков наконец запишет новый альбом.

Как известно, обещанного три года ждут, поэтому Долженков, выпустив альбом «Rebirth‎» в октябре 2020-го, сыграл на опережение. Костяк пластинки составили номера, которые квинтет Долженкова играл на концертах последние несколько лет, а потому не только отполировал до блеска, но и придумал неожиданные импровизационные ходы. Так что «Rebirth‎» звучит солидно, свежо и способен удивить даже преданных фанатов Долженкова и компании. Тем более что заходит Сергей сразу с козырей — забойного джаз-рока «Fatso» и танцевальной фанки-фьюжн композиции «Keep Moving», которую открывает соло Долженкова на тромбоне с использованием экспериментальных техник. Тут надо сразу сказать, что Сергей — редкий для российского джаза музыкант, который работает со звуком, задействуя блок эффектов, позволяющий не только рисовать мелодию и раскачивать грув, но и раздавать стиль: его тромбон может звучать, как перегруженная гитара, имитировать аналоговый синтезатор или обыгрывать диджейские скретчи.

При этом насколько Долженков любит концертую вольницу, настолько же он строг в выстраивании композиционных структур и тонок в придумывании аранжировок. «Rebirth‎» записан с тщанием перфекциониста: чувствуется, что здесь каждому звуку и каждому соло будто отведено заранее отмеренное время. Баланс между грувоносной ритм-секцией  (Антон Давидянц — бас, Александр Кульков — барабаны) и мягкими клавишами Вячеслава Быстрова выдержан безупречно. Евгений Побожий солирует на гитаре размашисто и, кажется, нарочито «олдскульно», но только потому, что того требует авторская задумка. 

Возвращаясь к содержанию альбома, хочется отменить остроумную «стандартную» серию («Little Sunflower» Фредди Хаббарда, а также «Witch Hunt» и «Speak No Evil» Уэйна Шортера), которую Долженков, двигаясь от мягкого ритм-энд-блюза к драйвовому фанки-фьюжну, превращает в песенную трилогию. Заканчивается альбом любопытным переходом лихо закрученной композиции «Persecution Mania», которая сочетает ломанные ритмы в духе британского «клубного джаза» и жаркий грув «нового West Coast», в томительную балладу «Forgiving Eyes» с отчетливым флером семидесятых. 

На концертах Сергей Долженков любит вспоминать, как во время первого исполнения композиции «Fatso» в Сочи на сцену обрушилась крыша, и музыканты только чудом остались живы. Не знаю, связано название альбома с этим событием или нет, но, так или иначе, «Rebirth» — это чудо, которому я радуюсь от души. Ведь Сергей Долженков не только предвосхитил мои ожидания, но и оправдал надежды. А это дорогого стоит.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии