Премьера:
квартет Сухан — Храмцевич — Орлов — Ким представляет новый альбом “Sober Head”
(OTA Records, 2020)

Сегодня квартет под управлением авангардного трубача Константина Сухана выпустил альбом “Sober Head”, на котором неожиданно и блистательно переигрывает джазовые стандарты.

Сначала предыстория. В январе Михаил Сапожников (переводы на русский язык книг “Kind of Blue: The Making of the Miles Davis Masterpiece” Эшли Кана и “John Coltrane: His Life and Music” Льюиса Портера — его работа) пригласил Сухана выступить на еженедельной серии концертов Trane Zen Art в московском Клубе Алексея Козлова. Сухан согласился, собрал состав (Сергей Храмцевич — саксофон, Павел Орлов — контрабас, Андрей Ким — барабаны) и начал репетировать программу джазовой классики. Каждый из участников предложил любимые композиции Чарльза Мингуса, Альберта Айлера, Джона Колтрейна, Дона Черри и Сан Ра — так оформилась концепция квартета и сложился репертуар. Через полгода после Trane Zen Art музыканты хотели снова выступить там же, но концерт отменился, и вместо него они решили сделать студийную запись, получившую название “Sober Head”.

Для авангардистов, привыкших к свободной импровизации, исполнение заданных тем с жестким ритмическим и мелодическим каркасом — такой же радикальный шаг, как для мейнстримера игра без предварительной подготовки: ощущения теряются, появляется скованность пополам с неуместной тягой к самовыражению. Но квартет Сухана с задачей справляется без осечек. Тут сразу вспоминается период игры Сухана и Храмцевича в «ТОПОТ Аркестра», которые тоже не стеснялись «пройтись по классике».

Главной находкой квартета оказывается Павел Орлов. Контрабасист мингусовского толка с упругим «наваристым» грувом, Орлов цементирует звучание уже в первой композиции “Wednesday Night Prayer Meeting” (авторства Мингуса). Увесистый саунд орловского контрабаса дополняет тонкую ритмическую вязь, создаваемую Андреем Кимом, и входит в резонанс с раскатистым саксофоном Храмцевича. Такая слаженность действий трех участников квартета высвобождает пространство для Сухана, воздушная труба которого балансирует фактурное и приземистое звучание коллектива.

Название альбома “Sober Head” тоже неслучайно: запись была сделана 11 сентября в День Иоанна Предтечи, и квартет под управлением Сухана, для которого музыка теперь неотделима от духовного опыта, исполняет спиричуэлы с искренним и ясным чувством. Даже касаясь таких сложных тем, как “Ghosts” или “Our Prayer”, музыканты естественным образом остаются на светлой стороне и не срываются в айлеровский экстатический хаос.

Интерпретируя на “Sober Head” темы своих кумиров, Сухан создает предельно личное высказывание, и оно намного больше говорит о нем самом, чем наводит новую оптику на хорошо знакомые стандарты. Цельность музыки, которой даже к лицу легкая небрежность звучания, дополняется визуальным образом, созданным для обложки женой Константина, Милой Сухан.

“Sober Head” — это уже третий в этом году альбом (после “Free At Three” The RIG и “The Assembled” братьев Петяевых), на которым авангардисты идут навстречу классическому джазовому звучанию. Пока получается так здорово, что хочется продолжения серии.

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии