Альбом «Сила ветра» белорусского трио «СОЮЗ» удивительным образом стал чуть ли не главным экспортным продуктом русскоязычной сцены в 2022 году. Бразильский фьюжн и фанк-соул в этой работе пересеклись с восточнославянской вязью — и неожиданный жанровый, простите за каламбур, союз очаровал как локальных ценителей кросс-культурных сочетаний, так и западную публику.
Трио образовалось в Минске в 2018 году. Сегодня в него входят композитор и клавишник Алексей Чумак (ему же принадлежит вокал на большинстве композиций), басист Никита Орлов и барабанщик Антон Немахай. «Сила ветра» — уже третий долгоиграющий альбом в дискографии группы. В сторону Бразилии музыканты поворачиваются не в первый раз: на альбоме «II», вышедшем в 2019-м, звучали два посвящения великих бразильцам — Артуру Верокаю и Милтону Насименту. Но в этот раз их погружение в музыкальную традицию этой страны оказалось настолько полным и всеобъемлющим, что не обошлось даже без привлечения к записи ее представителей.
«Сила ветра» создавалась в течение 2021 года в студии лейбла Masterskaya в Киеве, а в работе над альбомом принимала участие целая международная команда. С аранжировками и записью небольшого струнного оркестра помогал нью-йоркский продюсер и композитор Саймон Хейнс, на перкуссии играет турок Джем Мысырлыоглу, на флейтах — бразилец Габриэль Милле. Вокал на одном из треков принадлежит певцу Сессе — восходящей звезде нового бразильского фолка, чей прошлогодний альбом «Estrela Acesa» также был обласкан прессой. На огонек заглянула и россиянка Екатерина Шилоносова, больше известная как Kate NV — ее вокал удивительно гармонично вписывается в композицию «I Knew It», сияющую всеми цветами классической бразильской тропикалии. В написании текстов поучаствовал Евгений Горбунов (группы «Интурист», «ГШ»): ему, в частности, принадлежит западающая в душу строчка «Утром по радио слышали новости, что мы — герои бессмысленной повести». Удивительно, конечно, как столь разношерстной компании удалось точно и вдохновенно передать нюансы бразильского звука. Тема тропикалии, например, развивается в стремительном фьюжн-номере «Beige Days». Вокал Чумака в сочетании с грязным гитарным соло и насыщенной ритм-секцией заставляют вспомнить имена всех тех, кто прославил это направление в 60-е и 70-е, — Гал Косты, Жоржи Бена, Os Mutantes.
Попытка трио реализоваться на бразильском направлении увенчалась оглушительным успехом. «Силу ветра» выпустил лондонский лейбл Mr Bongo — один из главных независимых специалистов в области афро-бразильских и латиноамериканских записей последних тридцати лет. Лейбл этот никогда раньше не был замечен в сотрудничестве с музыкантами из России или Белоруссии. Для белорусского трио этот релиз, безусловно, стал огромной удачей и открыл кратчайший путь к большой аудитории по всему свету. Весной прошлого года трио переехало в Варшаву, но тем не менее продолжает исполнять большинство композиций на русском. Замечательный материал и, по всей видимости, нотка экзотики помогли ему завоевать симпатии западных критиков и влиятельных в сфере музыки персон — композиции группы «СОЮЗ» ставили в своих шоу Эндрю Джервис из Bandcamp Weekly, а также лондонские диджеи Патрик Форж и Джайлс Питерсон.
Конечно, «СОЮЗ» — далеко не первые музыканты постсоветского пространства, пробующие себя в бразильской тематике. Если копнуть глубже, то на ум приходит целый пласт произведений, вдохновленных босса-новой, самбой и популярной бразильской музыкой. Раймонд Паулс и Игорь Бриль записывали эстрадные версии латиноамериканских мелодий и ритмов. Лейбл «Мелодия» уже в нулевых выпустил серию «Самая красивая музыка в СССР» — компиляции композиций советских артистов, вдохновленных босса-новой. А если поднапрячь память и расширить ассоциации более изощренными примерами, то этот ряд можно пополнить эстонским ансамблем «Коллаж», ташкентским трио Виктора Мисаилова или даже дуэтом валторны Аркадия Шилклопера и контрабаса Михаила Каретникова, исполняющих «A Felicidade» Антонио Карлоса Жобима. В постсоветскую эпоху кросс-жанровые эксперименты с солнечным латинским звучанием продолжили музыканты вроде Игоря Вдовина, дуэта «Нож для Frau Müller» и многие другие.
Можно сказать, что вся эта музыка буквально записана на подкорке у тех, кто родился в СССР. Она играла в популярных фильмах, звучала в заставках теле- и радиопередач — она сама собой всплывает откуда-то из области подсознательного. Тем не менее музыкальный подход в данном конкретном случае заметно отличается от простой ностальгической рефлексии. Музыка группы действительно звучит так, будто была сделана в Бразилии в золотые 70-е, — но каким-то невероятным образом ей удается обходить расхожие штампы. «СОЮЗ» во многом продолжает соул-фанковую волну последних лет из нашей части света: его звук в чем-то близок к Mekbuda, Tru Flavas Band, Soul Surfers, The Diasonics, «Пирамидам Урала». Но настолько уверенно и с таким знанием дела ступить на бразильскую территорию, пожалуй, не удавалось никому из них.
Слушать на Apple Music | Spotify | Bandcamp