Сольвычегодск
«Танец с СВЧ»
(ТОПОТ, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Московская команда «Сольвычегодск» исповедует панковский подход к фри-джазу и свободной импровизации. В их дискографии можно найти грязный джазкор об отопительном сезоне, посвящение телепрограмме «Играй, гармонь!», выполненное методом свободной импровизации, харш-нойз о вознесении героев сериала «Улицы разбитых фонарей» Ларина и Дукалиса, записи пения в душе, альбом «#СТОМЕСТГДЕНАДОПОБЫВАТЬ» с телефонами СИЗО в разных городах России — и всё это разнообразие группа описывает термином «пост-гоп». На альбоме «Танец с СВЧ» бригада снова пробует себя в новых областях: музыканты отобрали несколько своих старых вещей и радикально трансформировали их, превратив в электронные боевики для танцполов.

«Танец с СВЧ» — это хоть и пародия на рэйв-культуру, но пародия добрая. Композиции на альбоме хороши без всяких оговорок. Начинается пластинка с ориентальной темы: открывающая альбом «Размотка» совмещает мотивы шааби с тяжелым ломаным грувом, постепенно переходя в джангл-забой. Кислотную электронику сопровождают речитативы местного MC Рамана Гринджева (он же Директор Джаза), которые задают тон всему альбому. «Мы рома из Чемодановки» продолжает восточную тему, но здесь уже появляются и гитарные запилы, и саксофонные соло Антона Пономарёва (устроившего в последнее время настоящую ковровую бомбардировку сильными релизами): даже на танцполе «Сольвычегодск» не забывает о своей импров-сущности. 

Дальше альбом уходит в сторону олдскульного хардкора из лихих британских девяностых. В случае с «Палкой сверху бей» и «Будкой гласности» не обойтись без ассоциаций с ранними The Prodigy, оптимистичные мотивы «Солдатской» и «Фотофиниша» отсылают к хэппи-хардкору, в «Подъеме с переворотом» музыканты дают джангла, а в «Бистро» — даба (группа во многом ориентируется на Atari Teenage Riot, но до настоящего диджитал-хардкор-экстремизма дело всё же не доходит). От «теплого лампового» звука буквально сводит скулы, но одной лишь ностальгией дело не ограничивается: композиции наполнены всевозможными хуками, а импровизационные элементы делают картину по-настоящему интригующей. Характерная для группы атмосфера трэша и угара, кстати, тоже на месте. 

Кульминация ждет слушателя в закрывающем альбом треке «Смотка». Здесь группа собрала самые «жирные» брейкбиты, самые кислотные синты и самый хитовый рефрен (в виде повторения названия группы), приправила всё это саксофонными девиациями и устроила разнос, под который на концертах должен разгораться убийственный слэм. Такие моменты показывают очевидное: на самом деле это вовсе не рэйв — используемые «Сольвычегодском» приемы характерны скорее для панк-рока. Вряд ли что-то из «Танца с СВЧ» сможет попасть в диджей-сет на техно-вечеринке — эта музыка определенно предназначена для живого исполнения. 

Еще один момент, отдаляющий альбом от эстетики рэйва, — текстовая составляющая. Она выполняет здесь отнюдь не декоративную функцию, хотя рефрен «Размотка — это круто, размотка — это классно» и упоминание Пупы и Лупы (прославленных героев анекдотов категории «Б») как будто пытаются убедить нас в обратном. Само название «Танец с СВЧ» вызывает ассоциации с «Tanz mit Laibach» — главным хитом словенской группы Laibach, которая любит поиздеваться над вещами, о которых шутить не принято. «Сольвычегодск» тоже прибегает к провокациям, но делает это тоньше. И в названиях композиций (включающих также зашифрованные символьные послания), и в речитативе Директора Джаза поднимаются актуальные темы — например, произвол карательной машины и пропаганда. Подаются они в циничном и издевательском ключе, позиция музыкантов вырисовывается совершенно четко — но в то же время тексты остаются совершенно невинными. Эзопов язык здесь — это даже не способ обезопасить себя, а мощное выразительное средство. Незамысловатые шутовские фразы и образы «Сольвычегодска» бьют в цель гораздо мощнее, чем прямолинейный протест в духе хардкор-панка или хип-хопа. 

Хотя «Танец с СВЧ» поначалу может показаться шуткой, это не так. Пластинка по-настоящему состоятельна в музыкальном плане, она удачно наводит мосты между рэйвом, панком и фри-джазом/импровом, изобретательно реагирует на текущую социально-политическую повестку — но и юмора ей тоже не занимать. А еще это, вероятно, самый доступный для слушателя релиз группы, в то же время не изменяющий ее старым принципам. Пост-гоп-вечеринка удалась.


Слушать альбом на Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии