Наташа Блинова и Priot Ensemble «Легенда о...» (Fancymusic, 2022) | Джазист | Рецензии

Наташа Блинова
и Priot Ensemble
«Легенда о…»
(Fancymusic, 2022)

Звучат космические переливы клавишных, перезвоны колокольчиков и выплывающий будто из пустоты детский голосок, говорящий о редких звездах-жемчужинах и законе сохранения энергии. Каждое предложение, произнесенное ребенком на русском языке под компьютерное «бульканье», дублируется на английский мужским голосом с ярко выраженным акцентом. «Вполне возможно, что мы с тобой только что нашли жемчужинку и ты сейчас держишь ее в своих руках», — завершает вступление детский голосок. Так начинается этот альбом, и кажется, что мы действительно нашли жемчужину в бесконечной черной Вселенной.

Пластинка вокалистки Натальи Блиновой, ее супруга — барабанщика Петра Талалая, клавишника Григория Сандомирского и басиста Дениса Шушкова была записана еще в 2013 году, но довели до ума и выпустили ее только сейчас. Эта работа проделала сквозь пространство и время огромный путь: за годы джаз-роковый «Ансамбль Прёт» оброс множеством психоделических элементов, плотно сросся с электронной музыкой, которой увлекается Пётр Талалай, а еще получил серьезный импульс в виде даба и его ответвлений. 

Переплетая в тугой клубок композиции собственного сочинения, интерпретации чужого материала (среди которого обнаруживаются ария Марии Магдалены из оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и «Teardrop» группы Massive Attack), инструментальные джемы, перерастающие в электрический нойз, и вокальный поп-джаз, Блинова и ее группа создают свой собственный мир. Кажется, что за «Легендой о…» стоит идеалистическая мысль о том, что отдельно взятый альбом может быть целой Вселенной.

Подобный наивный максимализм скрепляет «Легенду о…» в цельное повествование. В исполнении замечательной вокалистки Блиновой звучат песни на двух языках, и в контексте альбома это читается как то, что для музыки нет границ. Тот же тезис подкрепляют и переплетения джаза с электроникой и дабом. Композиция пианиста Джимми Роулза «The Peacocks», которую ансамбль снабдил переводным русскоязычным текстом (к слову о мультикультурности), перерастает в марширующие, утопленные в дисторшне ударные. Восьмиминутная дуэль барабанщика Талалая и пианиста Сандомирского с льюис-кэрроловским названием «…и не забудь хорошенько выспаться! (Сон приснился!)» проваливается в кроличью нору электронного шума, а затем сменяется грандиозной версией «Tomorrow» Чарльза Страуза из мьюзикла «Энни», в которую всё равно вероломно проникают электронные вплески и щелчки. 

Во всем этом явно присутствует дух первооткрывательства. Похожие ощущения можно получить, к примеру, от ранних записей Александра Градского и группы «Скоморохи». По сути, это были немного наивные рок-эксперименты, но, слушая их даже спустя полвека, чуствуешь то, что, вероятно, испытывал сам Градский: вот условности стираются, и появляется возможность зайти на совершенно иную территорию; можно соединить классическую музыку, народную и прогрессивный рок. Хотя в музыке с тех пор произошло множество революций, подобное ощущение новизны удается транслировать и «Легенде о…».

Светлый сюрреализм альбома напоминает и о смелых джазовых экспериментах в советской музыке. «Легенда о…» слушается как диковинная, выпущенная небольшим тиражом джазовая аудиосказка. Наташа Блинова и «Ансамбль Прёт» предстают продолжателями великих традиций советского фьюжна, последователями Анатолия Вапирова, Игоря Назарука и джаз-ансамбля «Бумеранг». Даже красочное оформление обложки вызывает ассоциации с каким-то потерянным шедевром, вышедшим на «Мелодии», давно забытым и вдруг всплывшим на Discogs за баснословную цену. Вы нашли эту жемчужину и держите ее в руках. Разве не здорово?


Слушать на BandcampЯндекс.Музыка | VK Музыка

Об авторе

Алексей Алеев

Музыкальный обозреватель, копирайтер и переводчик. Большой любитель хип-хопа и гитарных штук. Автор Telegram-канала Silly Love Songs.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии